10 волшебных фраз, которые надо говорить плачущему ребёнку

Не секрет, что, когда мы слышим, как наши дети плачут, мы чувствуем себя крайне дискомфортно. Просто вспомните, насколько вам становится тревожно, когда ваш малыш плачет без видимых причин.

Мы знаем, что главный способ коммуникации новорожденного с окружающим миром – это плач, и мы расцениваем плач как указание на то, что нечто должно быть немедленно «исправлено». Но как только ребенок начинает ходить и говорить, мы ожидаем, что он будет выражать свои эмоции также как мы, взрослые, а не так, как он привык это делать всегда – то есть посредством плача.

10 волшебных фраз, которые надо говорить плачущему ребёнку

Что сказать, если ребенок плачет

Исследования показывают, что наш мозг запрограммирован немедленно реагировать на плач ребенка, плач заставляет нас быть внимательным и готовым помочь – причем немедленно! Плачущий ребенок запускает в нас реакцию «борьбы или бегства», наше сердцебиение учащается и подталкивает нас к неотложным действиям… даже если этот ребенок чужой.

Следовательно, мы должны отреагировать на плач ребенка, но каким образом?

Плачущий малыш не обязательно грустит.

Для многих малышей, едва научившихся ходить, плач не всегда является следствием печали – это просто их способ обработать любую эмоцию.

Малыши могут плакать от гнева, раздражения, возбуждения, волнения, растерянности, тревоги и даже от счастья. Беда в том, что им может не хватать вербальных способностей и осознания своих чувств, чтобы объяснить, что они испытывают.

Поэтому спрашивая их: «Что случилось?», вы редко получите продуктивный ответ.

Говоря: «Не плачь!» или «Перестань реветь!», вы только усложняете себе жизнь.

Вы можете считать, что побуждая ребенка перестать плакать, вы тем самым оберегаете его (и свое сердце) от боли, но когда вы говорите малышу: «Перестань реветь!» или «Не плачь!», он лишь убеждается, что вы не понимаете, что он чувствует. Поэтому его плач в ответ становится еще более громким и настойчивым.

Говоря ребенку: «Прекрати!», вы тем самым сообщаете ему, что его эмоции неважны или не имеют права на существование.

Независимо от того, насколько тривиальной может показаться вам причина плача, ваша неспособность признать, что дети чувствуют в данный момент, лишает вас обоих возможности научиться, как переживать и обрабатывать эмоции в более позитивном ключе.

Наша цель как родителей и воспитателей, независимо от того, насколько сложным это может показаться, заключается в развитии систем эмоциональной саморегуляции ребенка – но мы можем сделать это, лишь когда проявим сочувствие и понимание.

Как бы это ни показалось заманчивым, не отвлекайте!

Для многих из нас отвлечение является основным инструментом эмоционального арсенала. Прикинув, чем мы можем отвлечь малыша от того, что вызвало плач, мы можем совместными усилиями прекратить его.

Все мы махали любимой игрушкой перед залитым слезами лицом или пели веселые песенки сквозь зубы в момент полного отчаяния! К сожалению, отвлечение лишает нас возможности пообщаться с ребенком и научить его тому, как справиться со своими эмоциями.

Конечно, если малыш разревелся, потому что подрался за игрушку с другим карапузом, отвлечь ребенка, предложив ему замену, вполне подходящий способ.

Но если ребенок плачет, потому что вы помогли ему завязать шнурки на ботинках, а он хотел сделать это самостоятельно, попытка отвлечь приведет лишь к тому, что он начнет плакать громче и более воодушевленно, чтобы вы, наконец, его услышали.

Иногда отвлечение срабатывает, но часто лишь как своего рода «эмоциональный пластырь». Оно не способно научить ребенка, как справиться с подобной ситуацией или эмоцией в будущем.

Что же сказать?

В следующий раз, когда вы столкнетесь с детским плачем, попытайтесь сначала успокоиться сами. Если вы рассержены, раздражены или напряжены, все, что вы скажете, лишь усилит стресс.

Сделайте глубокий вдох или два, сосредоточьтесь на том, что происходит в вашем теле (ваше сердце, возможно, бьется немного быстрее, челюсти сжаты, вы можете ощущать напряжение в мышцах), а когда вы будете готовы, говорите как можно более низким голосом:

1. «Я на твоей стороне. Я помогу тебе». Даже если ребенок скажет, что ему не нужна ваша помощь, он хочет убедиться, что вы рядом, когда он будет нуждаться в вас.

2. «Я вижу, что тебе тяжело». Эта простая фраза дает ребенку понять, что вы слышите, видите и сочувствуете ему.

3. «Я понимаю, что ты расстроен / разочарован / тебе грустно / тревожно / ты счастлив». Ведь переживать эмоции – это то, что делает нас людьми!

4. «Это действительно было очень грустно / неприятно / обидно». Признайте наличие события, которые вызвало слезы ребенка. Это поможет ему понять, что именно запустило негативную реакцию и разобраться, что делать дальше.

5. «Давай сделаем перерыв». Это даст ребенку понять, что иногда нужно уйти из ситуации, чтобы успокоиться.

Ребенок может быть усталым или перевозбужденным, или просто нуждаться в том, чтобы немного успокоиться, посидев в тихом, спокойном месте, прежде чем вернуться к тому, чем он занимался.

6. «Я люблю тебя. Ты в безопасности». Это укрепляет связь с ребенком, а не разделяет вас. Он может обнять вас, прильнуть к вам или держать вас за руку, чтобы почувствовать, что вы на самом деле поможете ему.

7. «Тебе помочь? / Хочешь попытаться еще раз?» Очень часто, когда ребенок плачет от раздражения, ему нужно либо помочь справиться с задачей, либо попытаться сделать задание еще раз, может быть, с посторонней помощью.

Спросите его, но не приказывайте, что он хотел бы сделать. Это расширяет возможности вашего ребенка, помогая ему чувствовать себя важным и значительным.

8. «Я слышу, что ты плачешь, но я не знаю, что тебе нужно. Ты можешь помочь мне понять?». Даже если ребенок не сможет с первого раза объяснить, почему он плачет, ваш вопрос даст ему шанс потренироваться в этом.

10 волшебных фраз, которые надо говорить плачущему ребёнку

9. «Помню, когда ты…». Хотя эта техника может показаться похожей на отвлечение, помогая ребенку вспомнить случаи, когда он чувствовал себя счастливым и умиротворенным, это настраивает его мозг на рациональные суждения.

Пытаться образумить малыша, который находится в крайне эмоциональном состоянии, все равно, что вести переговоры с крошечным диктатором.

Дети не готовы прислушаться к голосу разума, когда они чувствуют себя беспомощными, рассерженными, печальными или измученными.

10. «Давай придумаем решение вместе». В конце концов, мы хотим помочь нашим детям развить навыки решения проблем. Придумайте решение, которое поможет ребенку научиться обрабатывать эмоции и посмотреть на ситуацию объективно.

Поделитесь этим постом со своими знакомыми!

 

Источник