— Он такой неприятный, — шепчет подруга мне прямо в ухо. Толстый и… глупый.
Я молчу. Да, актер действительно не похож на классического «героя романа»: ни красоты, ни характера. Высокий, статный, но неуверенность в себе, слабость и какое-то детское простодушие, и эти качества сводят на нет. Мне его жалко. Очень жалко.
Юрий Георгиевич Богатырев. Советский актёр театра и кино. Народный артист РСФСР
Большой ребенок
Мы были школьницами и смотрели фильм «Объяснение в любви» (1977), где вечный ребенок и обуза для жены — Филиппок — умел в этой жизни только одно — любить. А много это или мало, судите сами.
Кадр из фильма «Объяснение в любви» (1977)«Большой ребенок»
Именно так описывали Богатырева все, кто был знаком с ним близко и кого он впускал в свою жизнь.
А образ Филиппка, как мне до сих пор, кажется, — тот редкий случай, когда роль наиболее точно отразила внутренний мир и характер талантливого, но какого-то потерявшегося в этом мире актера Юрия Богатырева.
Кадр из фильма «Объяснение в любви» (1977)
Детство и юность
Юрий Богатырев родился 2 марта 1947 в Риге, где служил его отец, военный офицер подводной лодки. В 1953 семья переехала в Москву.
Будущее Юры было предопределено. Он должен был продолжить дело отца: Нахимовское училище, высшее образование, служба и карьера военного. Но не сложилось. Из Нахимовского училища будущий офицер попросту сбежал, что, кстати, абсолютно не испортило его отношений с отцом.
В четырнадцать лет Юра впервые попал на сцену театра кукол московского Дворца Пионеров. Читал закадровый текст в роли молодого Маяковского, пел, работал кукловодом и был счастлив от того, чем занимался.
После школы врожденные скромность и неуверенность в себе помешали поступить в театральный. Богатырев подал документы в художественно-промышленное училище на коврово-ткацкое отделение.
Через три года, как будто спохватившись, решился и без труда прошел внушительный отбор в Щуку.
Его однокурсниками стали Наталья Гундарева, Наталья Варлей, Константин Райкин…. Но, как это часто бывает в творческой среде неординарных людей, особой дружбы между сокурсниками не случилось.
Начало карьеры
Прогон дипломного спектакля посетила Галина Волчек и сразу пригласила нескольких студентов в труппу Московского театра «Современник». Среди счастливчиков был и Юра Богатырев.
Летом того же 1971 года актер получил второе судьбоносное предложение — приглашение на главную роль в фильм «Свой среди чужих, чужой среди своих». Правда, съемки начались только через два года, режиссера-дебютанта Никиту Михалкова призвали в армию.
Кадр из фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974)
Для роли красноармейца Шилова актер изменился кардинально. Из полноватого, медлительного и тихого Юры, буквально за пару месяцев Богатырев превратился в сухого, подтянутого и решительного чекиста, а заодно (всего за три дня), освоил верховую езду, в которой не уступил в кадре самому Михалкову, сидевшему в седле с детских лет.
Для своих ролей Богатырев был способен на все.
Кадр из фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974)
Человек, незаметный в толпе
Через девять лет, когда на экраны страны уже вышли фильмы «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974), «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (1979), «Раба любви» (1975) и «Два капитана» (1976), Богатырев так и жил в крошечной комнате актерского общежития.
Его не узнавали на улице. Никогда. Он жаловался друзьям, что в то время, когда вся страна смотрела «Два капитана», он, вместе со всеми, стоял в многочасовых очередях за «дефицитом», которым в то время было все: от мыла до туалетной бумаги, и никто его не узнавал.
Фото из архива актера
В одном из интервью Татьяна Догилева рассказывала, что вот это самое определение «большой ребенок», которое, как будто делает человека лучше и чище, на самом деле — тяжелая ноша.
Подобные люди слишком серьезно воспринимают даже самые незначительные неудачи, невнимание, отсутствие любви и поддержки, в которых так нуждаются. Они, как говорится, любят страдать. Делают это часто и с удовольствием. Но не для кого-то, не на показ. Они просто не могут иначе, и это разрушает их самих.
Юрий Богатырев был именно таким человеком.
Кадр из фильма «Объяснение в любви» (1977)
Все, о чем он так мечтал в жизни, он проживал в своих ролях, но свою реальную жизнь считал пустой и никчёмной.
Слабый характер
Мы, зрители, часто отождествляем актеров с их экранными героями, но ни в Шилове, ни в Штольце («Несколько дней из жизни И.И. Обломова») не было ни капли от черт характера самого Юрия Богатырева.
Кадр из фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974)
В «Нескольких днях…» он мечтал сыграть Илью Обломова, но сыграл полную его противоположность. Однажды признался, что Он сам появился в кадре лишь раз, в сцене отъезда молодого Штольца из отчего дома и прощания с отцом и дворовыми людьми.
Все эти слезы, надрыв и мольба о любви — вот это был Он, все остальное — уверенность, задор и твердый характер — лишь образ, игра.
Кадр из фильма «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (1979)
Одиночество
Через несколько лет он стал не только заслуженным, но и народным артистом РСФСР, получил, наконец, свою первую отдельную квартиру на улице Гиляровского, но что-то в нем уже надломилось, изменилось окончательно и бесповоротно.
В его жизни появился алкоголь, а чуть позже и антидепрессанты.
Фото из архива актера
У него никогда не было денег. Он тратил их на малознакомых людей. Его квартира теперь редко пустовала. Но от одиночества это не спасало. Настоящим друзьям он звонил по ночам.
Об одном таком разговоре рассказала Светлана Крючкова.
— Он позвонил мне в три часа ночи, сказал: «Света, я сижу тут один. Старый. Толстый. Никому не нужный». И это не было игрой или капризом. Он, действительно, чувствовал себя именно так.
Кадр из фильма «Объяснение в любви» (1977)
А ведь ему было всего сорок.
Театральная карьера
Свою театральную карьеру Богатырев считал не сложившейся. Многие из его друзей были уверены, что именно переход во МХАТ его сломал. Трудолюбивый и безотказный, он считал себя лишним, неталантливым, вечным вторым составом.
Однажды напился так, что не смог выйти на сцену. Долго просил прощения и после этого случая ни разу не отказался от работы, роли или подмены. Выходил на сцену тридцать дней подряд, никогда не попросил отпуска, и все равно чувствовал себя в театре чужим.
Ему казалось, что коллеги обсуждают и осуждают его игру, слова, поступки и образ жизни, что его фиктивный брак вызывает насмешки, он очень устал от этой своей неуверенности.
Он очень устал от самого себя.
Творчество
Роли в театре
Московский театр «Современник» 1971 — «Свой остров» Р. Каугвера (постановка Г. Б. Волчек) — Янус; «Тоот, другие и майор» И. Эркеня (постановка: А. А. Алова, В. Н. Наумова) — Священник; «Валентин и Валентина» М. М. Рощина (постановка В. В. Фокина) — Карандашов; «Большевики» М. Ф. Шатрова (постановка О. Н. Ефремова, Г. Б. Волчек) — Курский 1972 — «Всегда в продаже» В. П. Аксёнова (постановка О. Н. Ефремова) — Треугольников; «Вечно живые» В. С. Розова (постановка О. Н. Ефремова) — Марк Александрович 1973 — «Как брат брату» Д. Рейб (постановка: А. Вайды) — Сержант; «Белоснежка и семь гномов» Л. Е. Устинова, О. П. Табакова (постановка О. П. Табакова, Г. Б. Волчек) — гном Суббота; «Погода на завтра» М. Ф. Шатрова (постановка Г. Б. Волчек, И. Л. Райхельгауза, В. В. Фокина) — Работник отдела кадров 1974 — «Принцесса и дровосек» Г. Б. Волчек, М. И. Микаэлян (постановка: Г. Б. Волчек, О. И. Даля) — Водяной; «С любимыми не расставайтесь» А. М. Володина (постановка: В. В. Фокина) — Алфёров; «Балалайкин и К°» по роману М. Е. Салтыков-Щедрина «Современная идиллия» (постановка Г. А. Товстоногова) — Кшепшицюльский; «Четыре капли» В. С. Розова (постановка В. В. Фокина) — Сёмин 1975 — «Двенадцатая ночь» Шекспира (постановка П. Джеймса) — герцог Орсино; «Эшелон» М. М. Рощина (постановка: Г. Б. Волчек, И. Л. Райхельгауза) — Автор, ведущий рассказ 1976 — «Вишнёвый сад» (А. П. Чехова (постановка: Г. Б. Волчек) — Ермолай Алексеевич Лопахин МХАТ, МХТ имени А. П. Чехова 1977 — «Мятеж» по роману Д. А. Фурманова (постановка: В. Н. Шиловского) — Дмитрий Андреевич Фурманов 1978 — «Дни Турбиных» М. А. Булгакова (постановка: Л. В. Варпаховского) — Алексей Васильевич Турбин; «Эльдорадо» Соколовой А. Н. (постановка О. Н. Ефремова) — Евгений 1980 — «Возчик Геншель» Г. Гауптмана (постановка: В. П. Салюка) — Зибенгар 1981 — «Путь» А. О. Ремеза (режиссёр В. Ю. Саркисов, постановка А. А. Васильева) — Илья Николаевич Ульянов; «Тартюф» Мольера (постановка А. В. Эфроса) — Клеант; «Так победим!» М. Ф. Шатрова (постановка О. Н. Ефремова, Р. А. Сироты) — член ЦК РКП(б) 1982 — «Живой труп» Л. Н. Толстого (постановка А. В. Эфроса) — Виктор Михайлович Каренин 1983 — Старый Новый год М. М. Рощина (постановка О. Н. Ефремова) — Полуорлов; «Чайка» А. П. Чехова (постановка О. Н. Ефремова) — Борис Алексеевич Тригорин 1984 — «Попытка полёта» Й. Радичкова (постановка М. Киселова) — Учитель Киро 1985 — «Юристы» Р. Хоххута (постановка Г. Флеккенштайна) — Хеммерлинг 1986 — «Чокнутая» («Зинуля») А. И. Гельмана (режиссёр Н. Л. Скорик, постановка О. Н. Ефремова) — Фёдор Иванович 1987 — «Перламутровая Зинаида» М. М. Рощина (постановка О. Н. Ефремова, Н. Л. Скорика) — Юрик (1987), Табак (1988)
Работы на телевидении
1976 — «Мартин Иден» (телеспектакль) — Мартин Иден 1981 — Телеспектакль из серии «Этот фантастический мир». Выпуск 5 — Томас Вулф 1981 — Телеспектакль из серии «Этот фантастический мир». Выпуск 6 — Никитин 1984 — Телеспектакль из серии «Этот фантастический мир». Выпуск 10 — полковник Ролинг 1987 — Телеспектакль из серии «Этот фантастический мир». Выпуск 12 — робот-прокурор
Фильмография
1970 — Спокойный день в конце войны — немецкий солдат 1974 — Свой среди чужих, чужой среди своих — Егор Петрович Шилов, чекист 1974 — Таня — Андрей Тарасович 1975 — Раба любви — Владимир Алексеевич Максаков, актёр немого кино 1975 — Там, за горизонтом — Дмитрий Жерехов 1976 — Два капитана — Михаил Ромашов 1977 — Неоконченная пьеса для механического пианино — Сергей Павлович Войницев (Серж), пасынок генеральши 1977 — Объяснение в любви — Филиппок 1977 — Нос — царь Николай I 1977 — 1979 — Открытая книга — Андрей Дмитриевич Львов 1979 — Несколько дней из жизни И. И. Обломова — Андрей Иванович Штольц 1979 — Последняя охота — Сергей 1979 — Отпуск в сентябре — Анатолий Саяпин 1980 — Мой папа — идеалист — Борис Петров 1980 — Глубокие родственники — Юрик 1980 — Восьмой день творения 1980 — Странный отпуск 1981 — Две строчки мелким шрифтом — Тишков 1981 — Родня — Станислав Павлович (Тасик), зять Марии Коноваловой 1981 — И с вами снова я — царь Николай I 1982 — Время для размышлений — Андрей 1983 — Нежданно-негаданно — Илья Петрович, нотариус 1983 — Карантин — дедушка 1983 — Уникум — Павел Егорович Перебереев 1983 — Кое-что из губернской жизни — Ломов / Шипучин / Ять / любовник Ниночки 1984 — Мёртвые души — Манилов 1984 — Чужая жена и муж под кроватью — Бобыницын 1984 — Злой мальчик 1985 — Ералаш — Михаил Михайлович, писатель (№ 50 «Повесть о первой любви») 1987 — Очи чёрные — Александр, предводитель дворянства 1987 — Первая встреча, последняя встреча — майор Гей 1987 — Кувырок через голову — Стурис 1987 — Доченька — Ипатов 1987 — Фитиль (короткометражный) — По привычке 1988 — Презумпция невиновности — Григорий Степанович Козинец 1988 — Полёт птицы — Владислав Разлогов 1989 — Дон Сезар де Базан — Карл II
Телеспектакли
1976 — Мартин Иден — Мартин Иден 1976 — Когда-то в Калифорнии — Твинг 1976 — Вечно живые — Марк 1978 — Двенадцатая ночь — Орсино 1980 — Мятеж — Дмитрий Андреевич Фурманов 1981 — Этот фантастический мир. Выпуск 5 — Томас Вулф 1981 — Этот фантастический мир. Выпуск 6 — Сергей Павлович Никитин 1982 — Возчик Геншель — Зибенгар 1982 — Старинный детектив — друг Дюпена, Семсон 1983 — Человек из страны Грин — Урбан Футроз 1984 — Этот фантастический мир. (выпуск № 10, «Знак Саламандры») — полковник Дэвид Ролинг 1986 — Путь — Илья Николаевич Ульянов 1987 — Этот фантастический мир. Выпуск 12 — прокурор 1988 — Загадка. Разгадка — отец Рязанцева
Озвучивание
1981 — Великие имена России. Станиславский — рассказчик-комментатор 1982 — Полёты во сне и наяву — скульптор (роль Александра Адабашьяна)
Работы на радио
1977 — «Двенадцатая ночь» Шекспира (режиссёр П. Джеймс) — герцог Орсино 1982 — «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина (режиссёр А. В. Эфрос) — Сальери 1985 — «Жди меня» К. М. Симонова (режиссёр Э. Г. Верник) — Панов 1986 — «Открытая книга» В. А. Каверина (режиссёр Э. Г. Верник) — Раевский 1986 — «Наука расставания» В. А. Каверина (режиссёр Э. Г. Верник) — военкор Незлобин 1988 — «В тумане». Страницы повести В. В. Быкова «Курьерский поезд» Д. Буццати «Завтра была война» Б. Л. Васильева (режиссёр Лия Веледницкая) — Леонид Сергеевич Люберецкий «Прекрасная нивернезка» А. Додэ «Двенадцать стульев». Главы из романа И. А. Ильфа, Е. П. Петрова «Простая вещь» по «Рассказу о простой вещи» Б. А. Лавренёва (режиссёр Владимир Хлестов) — капитан Туманович «Тобольский летописец» Л. Н. Мартынова (режиссёр А. А. Горовацкий) «Выстрел» (А. С. Пушкина (режиссёр Б. Е. Щедрин) — граф «Тюльпан, камень, меч» Серд Карлос, Сантис Омар Сааведра (режиссёр Э. К. Кольбуса) — Сальседа «Дым отечества». Страницы повести К. М. Симонова «Утро помещика» Л. Н. Толстого «Мятеж» Д. А. Фурманова (режиссёр В. Н. Шиловского) — Дмитрий Андреевич Фурманов «Банкет в честь Тиллотсона». Новелла О. Хаксли стихи С. А. Есенина, С. Я. Надсона, Л. Н. Мартынова, К. Мумина, Т. Ю. Табидзе, Г. Тукая и др.
Последний сценарий
Невероятным образом сценарий своей смерти Богатырев узнал задолго до последнего дня. Близкая подруга рассказала о нелепом уходе известного клоуна-мима Леонида Енгибарова, которому во время приступа молодая медсестра «Скорой помощи» сделала укол, несовместимый с алкоголем и повлекший остановку сердца. Именно так случится и с самим Богатыревым в 1989 году.
Он не доживет до своего сорок второго дня рождения тридцать дней. «Скорая». Укол. Остановка сердца. Шилов. Штольц. Вечный Филиппок…