Просмотров: 68

Любовь и упадок. Почему «Служебный роман» — фильм о крахе советских ценностей

Отгремело очередное «14 февраля», и в честь этой не самой знаменательной даты «Я люблю кино» пересмотрел великую советскую мелодраму «Служебный роман». По итогу данного мероприятия мы решили, что картина Эльдара Рязанова не только и даже не столько о любви, сколько об эпохе позднего Советского Союза в целом.

«Служебный роман» по структуре во многом идентичен «Девчатам», которые мы недавно разбирали. В обоих фильмах роман между героями развивается на работе, в его основе лежит тайный неблаговидный мотив, который раскрывается благодаря отрицательному персонажу (Анфиса в «Девчатах» и Самохвалов в «Служебном романе»), что едва не губит неокрепшие отношения.

Однако сходство не ограничивается романтической линией: в обеих картинах присутствует и социальная сатира. Правда, её направленность и степень различны, что наглядно демонстрирует разницу между началом 60-х и концом 70-х.

Андрей Мягков в фильме «Служебный роман»

В «Девчатах» высмеивается мелкое начальство с его чинопочитанием, оторванностью от жизни и в то же время готовностью отступать от инструкций ради личной выгоды, но при этом никак не критикуется сама работа, которой заняты герои фильма, равно как и труд в целом. «Служебный роман» — совсем иное дело. Картина Рязанова начинается с фразы «Как всем известно, труд облагораживает человека, и поэтому люди с удовольствием ходят на работу», и в этом саркастическом ключе продолжается все два с половиной часа. Достаётся и конкретной профессии («Если бы не было статистики, мы бы даже не подозревали о том, как хорошо мы работаем»).

Это различие в подходах, безусловно, вызвано крахом советской идеологии: труд больше не является сакральной ценностью и его можно высмеивать. Кроме того, высмеивается и эффективность этого труда «в отдельно взятой стране», и уровень «руководящих кадров» (Самохвалов шутит: «Уж не настолько ты плох, чтобы не смог руководить отделом»). С таким отношением к официальной государственной идеологии совершенно не удивительно, что через 15 рухнуло и само государство.

Любопытной особенностью «Служебного романа» является пропаганда социальной пассивности. Если герои «Девчат» — неутомимые энтузиасты (как в работе, так и в личной жизни), то в фильме Рязанова единственный социально активный и успешный во всех отношениях человек (Олег Басилашвили) показан сволочью. А вот хороший главный герой (Андрей Мягков), которому до смерти надоела его низкая должность, страшно боится сказать об этом начальству, объясняя своё поведение тем, что «он гордый и не хочет унижаться». У такой же хорошей главной героини (Алиса Фрейндлих) ситуация обратная: её профессиональный успех «компенсируется» полным отказом от личной жизни. В общем, мораль будто бы такова: «Хороший человек не может хорошо жить — это удел редисок».

Алиса Фрейндлих и Андрей Мягков в фильме «Служебный роман»

Помимо общей сатирической направленности, в «Служебном романе» есть любопытные приметы эпохи, современному зрителю уже непонятные. Например, принудительный сбор денег с сотрудников на всякие «свадьбы-рождения-похороны» их коллег. Или совершенно гениальные моменты «социального равенства», когда начальство то и дело выгоняют из собственного кабинета «простые рабочие». Иногда «Служебный роман» даже предвосхищает великие фильмы будущего. Например, сцена, в которой к Калугиной без стука заходят с «инвентаризацией», напоминает сцену визита «пролетариата» к профессору Преображенскому в «Собачьем сердце», а история с «умершим» из-за бюрократической ошибки Бубликовым повторяет завязку «Бразилии» Терри Гиллиама.

В целом картина Рязанова демонстрирует, насколько талантлив он был как режиссёр: чего стоит только сцена с коллективным марафетом сотрудниц или кадр, в котором героиня Светланы Немоляевой растворяется в струях дождя, параллельно стираясь из памяти своего бывшего любовника. Не меньше впечатляет и операторская работа Владимира Нахабцева: многие кадры будто созданы для инстаграма и лайков.

Помимо прочего, «Служебный роман» это ещё и признание в любви Москве, так что, наслаждаясь его сюжетом и смыслами, вы вдобавок можете посмотреть, как по Манежной площади ездили машины, когда на ней ещё не было «Охотного ряда». В общем, просмотр фильма Рязанова позволяет погрузиться в ушедшую эпоху на всех возможных уровнях, как это бывает только в кино.

Кадр из фильма «Служебный роман»

Кадр из фильма «Служебный роман»

Кадр из фильма «Служебный роман»

Кадр из фильма «Служебный роман»

Кадр из фильма «Служебный роман»

Кадр из фильма «Служебный роман»

Кадр из фильма «Служебный роман»

Источник

Adblock
detector