Нефертити арзамасского уезда. Валентина Теличкина

ЗВЕЗДЫ

Валентина Ивановна Теличкина у нас одна. Она не такая, как все, она своеобычная. Глубокая, без дна. У неё многоэтажный талант. Удивительная и неповторимая. Невероятной красоты актриса, человек очень широкой души. Настоящая русская женщина. Русский самородок.

Она очень много снималась в кино. Режиссёры выстраивались в очередь к ней, и уже с очень молодых лет она могла выбирать у кого сниматься, а у кого нет. Кто может похвастаться подобным? Единицы.

Ранние годы

Она была последним, поздним ребёнком в большой, крестьянской семье, дважды раскулаченного Ивана Теличкина. Родилась когда её родителям было за сорок. С юных лет проявился её уникальный, самородный талант. Еще учась в школе на нижегородчине, в селе Красное, что под Арзамасом, она руководила сразу тремя кружками: танцевальным, актёрским и кружком художественного чтения.

Нефертити арзамасского уезда. Валентина Теличкина
В. Теличкина — слева, с сестрой

Удивительно легко, с первой попытки поступила во ВГИК, в мастерскую к В. Белокурову. Училась прилежно, как учатся все девушки, приехавшие из провинциальных сёл и деревень, знающие цену труду. Так одержимо училась Катюша Савинова, так училась и Валя Теличкина. Никаких романов и любовей. Долгое время отказывалась от стипендии, не понимая как можно брать деньги за такое святое дело как учёба.

Карьера

Первый раз её сняли в кино Усков и Краснопольский в фильме “Таёжный десант”, в 20 лет. Как она там красива и грациозна. С точёной талией и высокой девичьей грудью, с длинными, красивыми ногами, с густыми волосами. Как она там мастерски танцует и вообще двигается в кадре. Как ведёт глазами…

Нефертити арзамасского уезда. Валентина Теличкина

А потом была роль надолго определившая её судьбу. Это была Валя Королькова в герасимовском “Журналисте”. Сергей Аполлинарьич выбрал Теличкину на эту роль неслучайно, ибо следил за ней давно. Знал и чувствовал её актёрский потенциал. Он обрисовал ей Королькову, как меланхоличную, немного надменную, знающую себе цену медлительную натуру. Он встретил её прототип в продуктовом магазине за прилавком, обрисовал задачу Вале Теличкиной. Та быстро подхватила его идею оперевшись на собственные воспоминания. В работу над ролью она включила манеры своей подруги юности. У подруги была удивительная реакция. Когда ей что-либо рассказывали, то она мрачнела, тяжелела и создавала такой тяжёлый фон, что хотелось скорей договорить, отойти в сторону и выдохнуть. И тут подруга вдруг эмоционально включалась. Причём на позитиве. А потом опять впадала в своё привычное, мизантропическое состояние. Вот это всё и смогла двадцатидвухлетняя Теличкина филигранно изобразить в кадре.

В итоге вторая роль Валентины Теличкиной стала поистине звёздной. И Герасимов и коллеги-актёры и критика были в восторге от игры юной актрисы.

Нефертити арзамасского уезда. Валентина Теличкина
Валя Королькова. “Журналист”. 1967 г.

Дальше были сплошь удачные и запоминающиеся роли в кино у маститых режиссёров. У Бориса Яшина в “Осенних свадьбах”, у Э. Рязанова в “Зигзаге удачи”, у знаменитого Эльдара Шенгелая в “Необыкновенной выставке”. Потом пошли повторные приглашения. Роль Сани Ермаковой у Б. Яшина в “Первой девушке” или как её называют в фильме “первый девичий элемент в уездном масштабе”, повторная роль у С. Герасимова в “У озера”. Опять Валя Королькова. Только уже как журналист на Байкале. С теми же манерами и тем же темпераментом.

А потом была роль Валентины в звёздном фильме Г. Панфилова “Начало”. Кто ж из нас не помнит её фразы “А меня Иван Сидорыч Нефертити назвал”, “Да нельзя мне целоваться… слаба… млею”. Трио подружек так слаженно поющих “Вот кто-то с горочки спустился” в лице Чуриковой, Теличкиной, Степановой — было просто изумительное. Ни у кого не было и грамма сомнения, это девушки из одного села. Из одного гнезда. Необычайно родственные души.

Читайте также:  Путь к признанию через драки и скандалы. Александр Кайдановский – человек без кожи, но с кулаками
Нефертити арзамасского уезда. Валентина Теличкина
“Начало”. Три подружки, три тёлочки. Таня, Прасковья и Валентина.

А ведь изначально роль Валентины писалась под Нонну Мордюкову. Но режиссёр смог всё переделать под трио одногодок.

Потом это же трио Глеб Панфилов снял в “Вассе”. Только они уже не пели вместе, а играли строго по своей канве роли. Причем Валентине Ивановне досталась сложнейшая роль, скрытной и коварной Анны Оношенковой. И стоит сказать она сыграла эту роль просто виртуозно.

К началу 80-х годов Валентина Теличкина была настоящей звездой нашего кинематографа. За её плечами уже было три десятка непростых, разноплановых ролей. Она сыграла и в комедии Л. Гайдая “Не может быть” невесту Володьки Завитушкина. Тут вполне раскрылся комедийный талант актрисы. И роль продавщицы в “Пять вечеров” у Н. Михалкова, Валентина Ивановна она сыграла великолепно.

Нефертити арзамасского уезда. Валентина Теличкина
“У самого чёрного моря”. 1975 г.
Нефертити арзамасского уезда. Валентина Теличкина
“Пять вечеров”. 1979 г.

Также публика запомнила её в фильме “Портрет жены художника”. Красива она там, и просто обворожительна. По этой роли её многие помнят и сейчас.

Хорошая роль парикмахерши получилась у Теличкиной в фильме “Встретимся у фонтана”. И сильная, драматичная роль жены Степана в фильме Г. Чухрая “Трясина”.

Валентина Ивановна так хорошо и свежо всегда выглядела (и продолжает выглядеть), что практически не исчезала с экрана долгие годы. Редкий случай, когда актриса больше 50 лет в кино играла в своё удовольствие, фактически без длительных пауз. Количество её киноработ достигло нынче числа 85. Причём половина из них — главные роли.

Нефертити арзамасского уезда. Валентина Теличкина

Фильмография:

Личная жизнь

Что касается личной жизни, то Валентина Ивановна вышла замуж в 35 лет за архитектора Владимира Гудкова. Правда к этому моменту молодые почти 10 лет прожили вместе. Причиной официального брака стала беременность актрисы. Она родила сына, которого назвала в честь отца Иваном.

Читайте также:  Если вы садите помидоры, то его нужно бросать в лунку

В 90-х годах у актрисы открылся новый талант. Она стала рисовать. Картины В. Теличкиной яркие и солнечные, чем-то похожие на неё саму. Валентина Ивановна часто провидит персональные выставки своих художественных произведений.

Нефертити арзамасского уезда. Валентина Теличкина
В.И. Теличкина на своей персональной выставке

В новом веке она стала немало сниматься в кино. И уже новое поколение молодых зрителей её знает как маму Саши Белого из “Бригады” и маму Сергея Есенина. А потом еще сыграла и маму Н.В. Гоголя.

Нефертити арзамасского уезда. Валентина Теличкина
“Бригада”. 2002 г.

Особо удалась актрисе роль Пани в фильме “Любовь — не картошка”. Чем-то героиня была похожа на саму Валентину Ивановну. Твёрдая, решительная женщина из деревни. Как она сама говорила, что не стань я актрисой вот такой бы Паней и жила в своей деревне.

В 2017 году состоялась премьера фильма “Большой”. В драме, рассказывающей об успешном пути провинциальной балерины. Там Валентина Ивановна сыграла директора хореографического училища. Её героиня не очень приятная дама, но роль опять же сыграна ею прекрасно.

А за последние пару лет актриса сыграла двух бабушек в фильмах “Журавль в небе” и “Два силуэта на закате”.

Нефертити арзамасского уезда. Валентина Теличкина
Прекрасно выглядит актриса в свои нынешние годы

Сегодня в свои 75 лет Валентина Ивановна чувствует себя абсолютно счастливым человеком. Она по-прежнему прекрасно выглядит, скромна и трудолюбива. Она всё также востребована в профессии. Жизнь вне кино оказалась для неё не менее важной чем жизнь в кино. У неё получилось отыскать свою золотую середину. Актрисе, одной из немногих из числа актрис, удалось совместить профессию и личную жизнь, не потеряв при этом ни любви зрителей, ни простого женского счастья.

Валентина Ивановна — она из тех самых русских женщин которые по глубине чувств своих и эмоций несравнимы ни с одной женщиной мира. Они молчать умеют по-особенному, и любить и быть преданными. Любить всю жизнь, страстно и нежно.

Её неторопливая манера речи, неподражаемая, спокойная, почти терапевтическая, много лет ласкает нам слух. Её созданные экранные образы — часть нашей культуры.

Красиво, по-женски мудро проживает актриса свою жизнь. Не нажила врагов, не наследила нигде, ни в каких хрониках и историях не ославилась. И дай Бог ей и дальше оставаться востребованной и счастливой.

Источник

Оцените статью, нам важно Ваше мнение:
( 9 оценок, среднее 5 из 5 )
Поделиться с друзьями
Жизнь полна красок
Добавить комментарий

  1. Николай

    Она просто великолепна! Любое её появление в кадре значит лишь одно: потрясающее и неповторимое исполнение, талант и невероятное обаяние! Здоровья любимой актрисе!

Фильмография:
1965 — Таёжный десант — Даша, невеста Кеши
1967 — Журналист — Валя Королькова, курьер и машинистка редакции
1967 — Три дня Виктора Чернышёва — Мила
1967 — Осенние свадьбы — Наташа
1968 — Первая девушка — Саня Ермакова, комсомолка
1968 — Необыкновенная выставка — Глафира Огурцова
1968 — Зигзаг удачи — Оля, кассир-контролёр в сберкассе, невеста Орешникова
1969 — Золотые ворота — Мадонна
1969 — У озера — Валя Королькова, журналист
1970 — Начало — Валя, подруга Паши Строгановой
1970 — Счастье Анны — Анна Дронова
1970 — Чайка — Маша Шамраева
1972 — Синие зайцы, или Музыкальное путешествие — прекрасная женщина, учёный
1972 — Стоянка поезда — две минуты — Алёна, медсестра
1973 — Капитан — мать Дениса Кораблёва
1974 — Одиножды один — Нина Каретникова
1974 — Первое и второе — мама
1975 — Потому что люблю — Елена Муравьёва
1975 — Не может быть! (новелла «Свадебное происшествие») — Катерина, невеста Володи Завитушкина
1975 — У самого Чёрного моря — Светлана
1976 — Встретимся у фонтана — Люба, парикмахер-модельер
1976 — По секрету всему свету — Ася, мать Дениса Кораблёва
1977 — Трясина — Нина, невеста Степана
1978 — Здравствуй, река! — мать Стёпки
1978 — Пятое время года — Екатерина Баркалина
1978 — Пять вечеров — Зоя, продавщица из бакалеи
1979 — Впервые замужем — Галина Борисовна, подруга Антонины Васильевны Болотниковой
1979 — Добряки — Надежда Павловна, управляющая делами института
1980 — Зигзаг — жена
1981 — Портрет жены художника — Нина, преподаватель педагогического техникума
1981 — Наше призвание — Клара Петровна Кашкина («Кларпетка»), учитель естествознания
1981 — Факты минувшего дня — Варвара Кряквина
1982 — Безумный день инженера Баркасова — Анюта, няня Бориса
1982 — Васса — Анна Васильевна Оношёнкова, секретарь и наперсница Вассы
1984 — Сильная личность из 2 «А» — Зинаида, учительница
1985 — Мужчины и все остальные — Нина Мефодиевна Кобахидзе
1985 — Сестра моя, Люся — снималась
1986 — По главной улице с оркестром — Женя, жена Игоря
1986 — Была не была — Зоя Андреевна, завуч школы
1986 — Я — вожатый форпоста — Клара Петровна Кашкина («Кларпетка»), учитель естествознания
1987 — Ловкачи — Василиса Андреевна Метель, диспетчер ж/д станции, жена Николая
1987 — Забавы молодых — Нина Васильевна Бобылёва, мать Светланы
1987 — Где находится нофелет? — незнакомка
1987 — Человек свиты — Вика
1989 — Праздник ожидания праздника — Валентина, жена Сурена
1990 — Песнь, наводящая ужас — Зинаида
1990 — Сделано в СССР — Рита Артемьевна, завуч школы
1991 — Отдушина — Алевтина Нестерова, поэтесса
1991 — След медведя (Живодёр) — Наталья
1992 — Менялы — Зоя Александровна
1994 — Незабудки — Марья Васильевна, мать Володи
1997 — Волшебный портрет — мать Ивана
1998 — Классик — Ирина
1998 — Незнакомое оружие, или Крестоносец 2 — жена генерала
1999 — Кадриль — Валя Арефьева
2002 — Бригада — Татьяна Николаевна Белова, мать Саши
2004 — О любви в любую погоду — судья
2005 — Есенин — Татьяна Фёдоровна Титова, мать Сергея Есенина
2006 — Кто приходит в зимний вечер — Галина
2006 — Большие девочки — Маргарита Робертовна Кречетова
2008 — Гаишники — Ольга Николаевна, мать Сергея Лаврова
2008 — Почтальон — Полина Семёновна
2009 — Гоголь. Ближайший — Мария Ивановна Гоголь-Яновская, мать Н. В. Гоголя
2009 — Огни большого города — Мария Звонарёва, жена Павла
2011 — Группа счастья — Анна Ивановна Краснова
2013 — Любовь — не картошка — Паня
2013 — Тётушки — тётушка Люба
2013 — Третья мировая — Зинаида (в зрелом возрасте)
2014 — Домик у реки — Ольга Ивановна, мать Анны
2014 — Чужое — Ирина Петровна, мать Екатерины и Сергея Колосовых
2017 — Большой — Людмила Сергеевна Унтилова, директор хореографического училища
2018 — Журавль в небе — бабушка Аси
2020 — Два силуэта на закате солнца — Ольга Ивановна Соколовская, бабушка Инги
Adblock
detector