Он не простил другу предательство, а себе то, что предал своего учителя. Евгений Лебедев

ЗВЕЗДЫ

За способность к перевоплощению его называли «великим лицедеем». Пожалуй, не было образов, которые Евгений Лебедев не мог создать на сцене и в кино. Человек трудной судьбы…. Он не прощал несправедливости не только другим, но и самому себе.

Он не простил другу предательство, а себе то, что предал своего учителя. Евгений Лебедев
Евгений Лебедев

Трудное детство сына священника

Евгений Лебедев появился на свет 15 января 1917 г. в городе Балаково Саратовской области в семье священнослужителя. И практически всю жизнь был вынужден скрывать свое происхождение. Надо сказать, что жизнь здорово его потрепала, доставила много горя и невзгод. С десяти лет Женю воспитывали дед и бабушка. Учился в школе, в ФЗУ, а в 1932 году поступил в самарский ТРАМ. Очень скоро там узнали, что Женя из семьи священника, и он был исключен.

Начало творческого пути

Приехав в Москву, поступил в студию Театра Красной армии. В 1936-1937 г.г. учился в Центральном техникуме театрального искусства (ЦЕТЕТИС, теперь — ГИТИС), с 1937 года был студентом училища Камерного театра.

Трудно приходилось, надо было постоянно работать во время учебы — разнорабочим, бутафором, грузчиком. Часто голодал, ночевал на вокзалах и даже на улице.

В 40-м году переехал в Тбилиси, стал актером ТЮЗа. Именно там и произошло знакомство с Г.Товстоноговым, с которым их связала прочная мужская дружба и творческая судьба. В тбилисском ТЮЗе сыграл Павку Корчагина («Как закалялась сталь»), Митрофанушку («Недоросль»), Сергея Тюленина («Молодая гвардия»).

Он не простил другу предательство, а себе то, что предал своего учителя. Евгений Лебедев
Евгений Лебедев в спектакле «Молодая гвардия»

Друг Сашка Климкин

Они подружились, учась на первом курсе ЦЕТЕТИСа. Это была настоящая дружба: вместе постигали азы актерского мастерства, жили в одной комнате общежития, разделяя пополам радости и печали, поддерживая друг друга в трудную минуту. Лебедеву Сашка напоминал чем-то отца. Высокий, видный, голубоглазый парень обладал прекрасным низким голосом. У отца был красивый бас-контанте, и маленький Женя, слушая как поет папа, хотел иметь такой же голос — мечтал, когда вырастит, стать оперным певцом. Но голос отца Жене по наследству не перешел и с этой иллюзией пришлось расстаться.

После переформирования ЦЕТЕТИСа в ГИТИС, Александр как и Евгений, в этот вуз рекомендован не был, но друзьям разрешили остаться в общежитии, пока не поступят в другую театральную школу. Стипендию уже не платили, а жить на что-то нужно было. Первым устроился на работу Сашка, зарплату которого делили на двоих. Когда друг уволился, стали жить на стипендию Жени, поступившего в школу Камерного театра.

Он не простил другу предательство, а себе то, что предал своего учителя. Евгений Лебедев
Евгений Лебедев. Кадр из фильма «Два капитана»

Климкин же, имея хороший голос устроился в ансамбль Александрова, куда его сразу взяли. Краснознаменный ансамбль к тому времени стал выезжать с гастролями за границу, и Саша делился с Евгением впечатлениями о первой своей поездке в Париж, где ансамбль завоевал Гран-При на Всемирной выставке.

Потом ансамбль вылетел в Лондон, и по какой-то политической причине, его долго не пускали обратно в Союз. Информации было мало, Евгений волновался за судьбу своего друга. Но все обошлось, коллектив благополучно прибыл на Родину. Узнав об этом Евгений, сразу бросился разыскивать своего друга.

Нашел его в ресторане ЦДКА. На Сашке был цивильный костюм и он о чем-то увлеченно беседовал с сидящими за столиком коллегами по ансамблю. Лебедев окликнул его. Сашка повернулся, махнул рукой, дескать, «мне некогда!», и отвернувшись продолжил беседу с коллегами. Лебедев понял, что его дружба Сашке уже не нужна. У него были новые друзья, новый круг общения, в который студент Лебедев уже не вписывался.

Больше Сашку Лебедев никогда не видел и не хотел видеть. Сашка тоже не искал встречи с ним.

В свои мемуарах Евгений Лебедев напишет, что такой дружбы, как с Сашкой Климкиным, у него больше никогда не было. Да и не могло быть. После предательства друга он престал верить в дружбу.

Таиров

Имя создателя Камерного театра режиссера Александра Таирова в 20-х-30-х годах гремело на всю Москву. Его спектакли собирали аншлаги, а постановка «Оптимистической трагедии» была признана критиками одной из лучших на то время.

Именно после просмотра «Оптимистической…» Лебедев сделал выбор в пользу театральной школы Камерного театра, а Таиров стал для него первым учителем, который на практике научил его специфике и культуре театрального искусства.

После отъезда Евгения Лебедева в тбилисский ТЮЗ, Таиров писал письма своему любимому ученику с просьбой вернуться в «родные пенаты». Приезжая из Тбилиси в Москву Лебедев первым делом забегал в «Камерный» к своему учителю. Рассказывал о своей творческой жизни, советовался.

Вокруг Таирова в театре всегда собиралось много людей, он был в центре внимания, к каждому актеру находил подход, все доходчиво объяснял, а атмосфера в театре была свободной и непринужденной.

Он не простил другу предательство, а себе то, что предал своего учителя. Евгений Лебедев
Александр Таиров

Тучи над Таировым стали сгущаться в 1936 году, когда его сатирическую постановку «Богатыри» подвергли резкой критике и обвинили в «идеологической неграмотности».

Таиров продолжал работать и в 1945 году даже получил высшую награду — орден Ленина. В 1948 году удар был нанесен уже по самому театру, были запрещены постановки зарубежной драматургии, а Таирова обвинили в космополитизме. Против него ополчились буквально все. Появились разгромные статьи в газетах, от него отвернулись режиссеры, актеры и даже зрители. И в 1949 году Таиров был уволен из театра, который он создал и которому посвятил всю свою жизнь.

В 1950 году Лебедев случайно встретил Таирова, которого не сразу узнал. Это был болезненного вида старик, который с трудом поднимался по лестнице. Лебедев не подошел к нему, не поздоровался, не подал руки. А через два месяца Таирова не стало. Всю свою жизнь Лебедев не смог простить себе, что не поддержал его тогда, не посочувствовал, а смотрел из-за угла как его отвергнутый всеми учитель уходил в небытие.

Кино и театр

Лебедев был предельно убедительным и необыкновенно разным на сцене и в кино — сыграть мог абсолютно всё. Больше 40 лет служил в знаменитом БДТ. Из его театральных работ следует отметить спектакли:

  • «Достигаев и другие» (Алексей Матвеевич Губин),
  • «Идиот» (Рогожин),
  • «Мещане» – Бессеменов,
  • «Энергичные люди» (Кузькин),
  • «История лошади» – Холстомер и множество иных ярких, ключевых ролей.
Читайте также:  Адриано Челентано уже 83 года: Чем сейчас занимается и как выглядит знаменитый актёр и его дети
Он не простил другу предательство, а себе то, что предал своего учителя. Евгений Лебедев
Евгений Лебедев. Кадр из фильма «Первые радости»

Кому не посчастливилось увидеть Лебедева на сцене, отлично знают его по киноработам. Впервые появился на киноэкране в 1952 году, исполнив крошечную роль Кащея Бессмертного в фильме «Римский-Корсаков». А в 1955 году сыграл свою первую большую роль — Ромашова в «Двух капитанах». Снимался много, но в начале это были эпизоды. И лишь с 70-х годов режиссеры стали предлагать Лебедеву главные роли.

Он не простил другу предательство, а себе то, что предал своего учителя. Евгений Лебедев
Евгений Лебедев. Кадр из фильма «Личное счастье»

Всего на счету Евгения Лебедева почти сто работ в фильмах и фильмах-спектаклях. Агафон Дубцов в «Поднятой целине», белогвардейский полковник в фильме «В огне брода нет», дед Нечипор в «Свадьбе в Малиновке», Мармеладов в «Преступлении и наказании» и др.

Творчество
Роли в театре
Работы на телевидении
Фильмография
Озвучивание

Личная жизнь

Евгений Лебедев был очень закрытым человеком. Редко смеялся, как будто всю жизнь его терзала душевная боль. Но вместе с тем отличался добротой и мягкостью характера. Был разносторонне одаренной личностью – в музее БДТ хранятся портрет Товстоногова, выполненный из гальки, две женские фигурки из ракушек – «Дама с собачкой» и «Дама без собачки»  (так она была названа), мастерски выпиленный профиль Товстоногова.

Читайте также:  Ее карьеру разрушил несчастный случай: почему ушла из кино красавица Наталья Вавилова

Был дважды женат. Первая супруга — актриса Наталья Петрова. В семье родилась дочь Ирина. Вторая жена — Натела Александровна Товстоногова, сестра Георгия Александровича. Сын — Алексей Евгеньевич Лебедев, впоследствии кинорежиссёр.

Евгений Алексеевич Лебедев ушел из жизни 9 июня 1997 года. Ему было 80 лет.

Источник

Оцените статью
Жизнь полна красок
Добавить комментарий

Роли в театре
Тбилисский русский театр юного зрителя им. Л. М. Кагановича
1940 — «В стороне», постановка Н. Я. Маршака — Виктор
1941 — «Патара Кахи», постановка Н. Я. Маршака — царь Теймураз
1941 — «Белеет парус одинокий» по В. П. Катаеву, постановка Г. А. Товстоногова — Хозяин тира
1941 — «Том Сойер» по М. Твену, постановка Н. Я. Маршака — Гек
1941 — «Василиса Прекрасная» Е. П. Черняк, постановка А. О. Гинзбурга — Баба-Яга
1941 — «Бедность не порок» А. Н. Островского, постановка Н. Я. Маршака — Митя
1941 — «Финист — ясный сокол» по Н. Я. Шестакову, постановка Н. Я. Маршака — Солдат
1942 — «Конёк-Горбунок» по П. П. Ершову, постановка Д. А. Алексидзе — Иванушка
1942 — «Шёл солдат с фронта» по В. П. Катаеву, постановка Н. Я. Маршака — Микола Ивасенко
1942 — «Снежная королева» по Х. К. Андерсену, постановка Н. Я. Маршака — Сказочник
1942 — «Секретарь райкома» Л. О. Прута, постановка А. Гвинеева — Кочет
1943 — «Дом на холме», постановка А. Гвинеева — Борис
1943 — «Золотой ключик» по А. Н. Толстому, постановка Н. Я. Маршака — Пудель Артемон
1944 — «Князь Мстислав Удалой» Л. О. Прута, постановка А. Гвинеева — Суслов
1944 — «Кот в сапогах» по Ш. Перро, постановка А. Гвинеева — Жан
1944 — «Не всё коту масленица» А. Н. Островского, постановка А. Гвинеева — Ипполит
1944 — «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, постановка Н. Я. Маршака — Миллер
1944 — «Свои люди — сочтёмся» А. Н. Островского, постановка А. Гвинеева — Подхалюзин
1945 — «Три товарища», постановка Н. Я. Маршака — Марк
1946 — «Недоросль» Д. И. Фонвизина, постановка А. Гвинеева — Митрофанушка
1946 — «Побег», постановка Н. Я. Маршака — Саша
1946 — «Разбойники» Ф. Шиллера, постановка Н. Я. Маршака — Роллер
1946 — «Слуга двух господ» К. Гольдони, постановка А. Аборяна — Труффальдино
1946 — «Встреча в темноте», постановка А. Аборяна — Вяткин
1946 — «Забавный случай» К. Гольдони, постановка Е. А. Лебедева — поручик Де-ля-Котри
1946 — «Молодая гвардия» по А. А. Фадееву, постановка Н. Я. Маршака — Сергей Тюленин
1947 — «Как закалялась сталь» по Н. А. Островскому, постановка Н. Я. Маршака — Павел Корчагин
1947 — «Тайна острова Блютенбаль», постановка Н. Я. Маршака — Нильсон, Герман
1948 — «Снежок» В. А. Любимовой, постановка Н. Я. Маршака — Бляйк
1948 — «Хижина дяди Тома» по Г. Бичер-Стоу, постановка Н. Я. Маршака — Вильсон
1948 — «Сказки», постановка Н. Я. Маршака — Иванушка
Ленинградский театр им. Ленинского комсомола
1949 — «Два капитана» В. А. Каверину и З. Юдкевича. Пстановка М. В. Чежегова и З. Юдкевича — Саня Григорьев
1949 — «Из искры…» Ш. Н. Дадиани; режиссёр Г. А. Товстоногов — Сталин
1950 — «Студенты» В. А. Лифшица; режиссёр Г. А. Товстоногов — Саватеев
1951 — «Гроза» А. Н. Островского; режиссёр Г. А. Товстоногов — Тихон
1951 — «Аленький цветочек» С. Т. Аксакова. Постановка С. И. Туманова — Баба-Яга
1951 — «Свои люди — сочтёмся» А. Н. Островского. Постановка Е. А. Лебедева — Подхалюзин
1952 — «Гибель эскадры» А. Е. Корнейчука. Режиссёр Г. А. Товстоногов — балтиец
1953 — «Степная быль» Е. М. Помещикова и Н. В. Рожкова. Режиссёр Г. А. Товстоногов — Иван Егоров
1954 — «На улице Счастливой» Ю. Я. Принцева; режиссёр Г. А. Товстоногов — Степан Барабаш
1954 — «Поезд можно остановить» Ю. Маккола. Режиссёр Г. А. Товстоногов — Георг Меринг
1954 — «Таланты и поклонники» А. Н. Островского. Постановка Ю. Киселёва — Мелузов
1956 — «Униженные и оскорблённые» по Ф. М. Достоевскому; постановка Г. А. Товстоногова и И. С. Ольшвангера — Ихменев
Большой драматический театр имени М. Горького
1956 — «Безымянная звезда» М. Себастьяна. Режиссёр Г. А. Товстоногов — мадемуазель Куку
1957 — «Метелица» В. Ф. Пановой. Режиссёр М. В. Сулимов — Балютин
1957 — «Достигаев и другие» А. М. Горького. Режиссёр Н. С. Рашевская (возобновление) — Алексей Матвеевич Губин
1957 — «Идиот» по роману Ф. М. Достоевского. Режиссёр Г. А. Товстоногов — Рогожин
1958 — «Дали неоглядные» Н. Е. Вирты. Постановка И. П. Владимирова и Р. А. Сироты — Стёпкин
1959 — «Трасса» И. М. Дворецкого. Режиссёр Г. А. Товстоногов — Патлай
1959 — «Варвары» М. Горького. Режиссёр Г. А. Товстоногов — Монахов
1960 — «Неравный бой» В. С. Розова. Режиссёр 3. Я. Корогодский — Григорий Степанович
1960 — «Гибель эскадры» А. Е. Корнейчука. Режиссёр Г. А. Товстоногов — боцман Кобза
1961 — «Океан» А. П. Штейна. Режиссёр Г. А. Товстоногов — Миничев
1961 — «Моя старшая сестра» А. М. Володина. Режиссёр Г. А. Товстоногов — Ухов
1962 — «Божественная комедия» И. В. Штока. Постановка Г. А. Товстоногова — Ангел Д
1962 — «Горе от ума» А. С. Грибоедова. Постановка Г. А. Товстоногова — Загорецкий
1963 — «Карьера Артуро Уи» Б. Брехта. Режиссёр Э. Аксер — Артуро Уи
1963 — «Палата» С. И. Алёшина. Постановка Г. А. Товстоногова и Е. А. Лебедева — главная роль
1964 — «Поднятая целина» по М. А. Шолохову. Постановка Г. А. Товстоногова — дед Щукарь
1965 — «Римская комедия» Л. Г. Зорина. Постановка Г. А. Товстоногова — Домициан
1966 — «Идиот» по роману Ф. М. Достоевского. Режиссёр Г. А. Товстоногов — Рогожин
1966 — «Мещане» М. Горького. Режиссёр Г. А. Товстоногов — Бессемёнов
1969 — «Правду! Ничего, кроме правды!» Д. Аля. Режиссёр Г. А. Товстоногов — Авраам Линкольн
1969 — «Генрих IV» У. Шекспира. Постановка и оформление Г. А. Товстоногова — Фальстаф
1969 — «Два театра» Е. Шанявского. Режиссёр Э. Аксер — Старик
1971 — «Тоот, другие и майор» И. Эркеня. Постановка Г. А. Товстоногова — Тоот
1973 — «Общественное мнение» A. Баранги. Постановка Г. А. Товстоногова — Кристиною
1974 — «Энергичные люди» В. М. Шукшина. Режиссёр Г. А. Товстоногов — Аристарх Петрович Кузькин
1975 — «История лошади» по рассказу Л. Н. Толстого. Режиссёр Г. А. Товстоногов — Холстомер
1976 — «Дачники» А. М. Горького. Постановка Г. А. Товстоногова — Двоеточие
1980 — «Перечитывая заново» по пьесам А. Е. Корнейчука, Н. Ф. Погодина, М. Шатрова, В. Т. Логинова. Постановка Г. А. Товстоногова — Шадрин
1980 — «Игра в карты» Д. Л. Кобурна. Постановка Г. А. Товстоногова — Уэллер Мартин
1981 — «Оптимистическая трагедия» Bс. В. Вишневского. Постановка Г. А. Товстоногова — Вожак
1982 — «Дядя Ваня» А. П. Чехова. Режиссёр Г. А. Товстоногов — профессор Серебряков
1985 — «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского. Постановка Г. А. Товстоногова — Крутицкий
1986 — «Иван» А. Кудрявцева. Постановка Г. А. Товстоногова — Иван
1987 — «На дне» А. М. Горького. Постановка Г. А. Товстоногова — Лука
1993 — «Вишнёвый сад» А. П. Чехова. Постановка А. Я. Шапиро — Фирс
1996 — «Фома», по повести «Село Степанчиково и его обитатели» Ф. М. Достоевского — Фома Опискин
Малый драматический театр — Театр Европы
1992 — «Любовь под вязами» Ю. О’Нила. Постановка Л. А. Додина — Эфраим Кэббот
1994 — «Вишнёвый сад» А. П. Чехова. Постановка Л. А. Додина — Фирс
1994 — «Роберто Зукко» Б.-М. Кольтеса. Постановка Л. Паскуаля — Пожилой господин
Работы на телевидении
1959 — «Достигаев и другие» (телеспектакль), по М. Горькому; постановка Н. С. Рашевской — Алексей Матвеевич Губин
1968 — «Записки сумасшедшего» (телеспектакль), по Н. В. Гоголю; постановка А. А. Белинского — Поприщин
1969 — «Правду! Ничего, кроме правды!» (телеспектакль); постановка Г. А. Товстоногова — Авраам Линкольн
1969 — «Смерть Вазир-Мухтара» (телеспектакль), по одноимённому роману Ю. Н. Тынянова; постановка Р. А. Сироты и В. Э. Рецептера — граф Паскевич
1971 — «Мещане» (телеспектакль); постановка Г. А. Товстоногова — Василий Васильевич Бессемёнов
1973 — «А. П. Чехов. Сценки» (телеспектакль); постановка Г. А. Товстоногова — главная роль
1986 — «БДТ тридцать лет спустя» (телеспектакль) — Холстомер. Крутицкий
1986 — «Дядя Ваня. Сцены из деревенской жизни» (телеспектакль); постановка Г. А. Товстоногова — Александр Владимирович Серебряков
1989 — «История лошади» (телеспектакль); постановка Г. А. Товстоногова — Холстомер
1989 — «Энергичные люди» (телеспектакль); постановка Г. А. Товстоногова — Аристарх Петрович Кузькин
1996 — «Театр ЧехонТВ. Картинки из недавнего прошлого» (телеспектакль); постановка И. Ф. Масленникова — Семён Алексеич Нянин
Фильмография
1952 ф Римский-Корсаков Кащей Бессмертный (в титрах не указан)
1955 ф Два капитана Михаил Васильевич Ромашов
1955 ф Неоконченная повесть Фёдор Иванович
1956 ф Таланты и поклонники Григорий Антоныч Бакин
1957 ф Шторм комиссар Лащилин; солдат Гудков
1961 ф Поднятая целина Агафон Дубцов
1961 ф Василий Докучаев Егор
1961 ф Иду к вам Имя персонажа не указано
1961 ф Раздумья мастер цеха
1962 ф Серый волк Пантелей
1964 ф Поезд милосердия Супругов
1965 ф Иду на грозу Яков Иванович Агатов
1965 ф На одной планете Яков Николаевич Спиридонов
1965 ф Последний месяц осени отец
1966 ф Каменный гость Лепорелло
1967 ф В огне брода нет белогвардейский полковник
1967 ф Происшествие, которого никто не заметил Яков Алексеевич
1967 ф Прямая линия Неслёзкин
1967 ф Свадьба в Малиновке Нечипор
1967 кор Суд Кузьма Егоров
1968 тф Полчаса на чудеса дядя Варфоломей, дворник
1969 ф Адам и Хева Хамадар
1969 ф Преступление и наказание Мармеладов
1969 ф Странные люди (новелла «Роковой выстрел») Бронька Пупков
1969 ф Сюжет для небольшого рассказа Павел Егорович Чехов
1970 ф В лазоревой степи (новелла «Червоточина») Яков Алексеевич
1970 ф И был вечер, и было утро… адмирал
1970 ф Начало епископ Пьер Кошон
1970 ф Приключения жёлтого чемоданчика доктор
1972 ф Иванов катер Игнат Григорьевич
1973 ф Заячий заповедник Имя персонажа не указано
1973 ф Исполнение желаний Сергей Иванович Бауэр
1973 ф Ринг Виталий Иванович Островидов
1973 ф Таланты и поклонники Мартын Прокофьич Нароков
1974 ф Последний день зимы Коротких
Год Название Роль
1974 тф Северный вариант Антон Васильевич Шинкарёв
1974 ф Блокада Иван Максимович Королёв
1976 ф Воскресная ночь Веренич
1976 ф Отпуск, который не состоялся Михаил Иванович
1976 ф Театр неизвестного актёра Богодух-Мирский
1976 ф Маринка, Янка и тайны королевского замка король Дуримонт, король Обалдин
1976 ф Время выбрало нас Мефодий Кузьмич
1977 тф Фантазии Веснухина клоун
1977 ф Есть идея! Иван Петрович Кулибин
1977 мтф Личное счастье Аркадий Матвеевич Радун
1977 мтф Первые радости Мешков
1978 ф Кентавры генерал Пин
1978 ф Комиссия по расследованию Павел Алексеевич Долинин
1978 ф Срочный вызов Терентий Петрович Жуков
1979 ф Допрос сокамерник Абиева
1979 мтф Необыкновенное лето Мешков
1979 ф Жизнь прекрасна Ростао, начальник тюрьмы
1980 ф Эскадрон гусар летучих Кутузов
1980 ф Лирический марш Шпалов
1981 мтф Синдикат-2 Борис Савинков
1981 ф На Гранатовых островах Астахов
1981 кор Ночной блокнот владелец мебели
1983 мтф Раннее, раннее утро шарманщик
1983 ф Я готов принять вызов исправник
1984 ф Прелюдия судьбы Коробейченко
1985 ф Прощание славянки Семён Протасович
1987 ф Чехарда Виктор Макарович Караваев
1987 ф Петроградские гавроши «Котофей»
1992 ф Билет в красный театр, или Смерть гробокопателя Семён Семёнович Брязгунов
1992 ф Лавка «Рубинчик» и… Исаак Рубинчик
1992 ф Сам я — Вятский уроженец Леонтий Диляров
1993 ф Завтрак с видом на Эльбрус эпизод
1993 ф Сикимоку Ксения Ивановна Некрасова, старуха
1993 ф Танго на Дворцовой площади сосед
1994 ф На кого Бог пошлёт отец Хлюздина
Озвучивание
1966 — Лестница в небо — Пятрас Индрюнас, роль В. Бледиса
1977 — Обмен — доктор Игнас Диджюлис, роль Л. Л. Оболенского
1980 — Дедушка Мазай и зайцы — читает текст
Adblock
detector