Его проницательно-безумный взгляд из-под густых бровей позволял зрителю поверить в правдивость образов и Распутина, и Петра, не менее достоверными получались купец Кнуров и Иосиф Сталин. Яркий талант, величественная стать и большая внутренняя сила делали актёра непревзойдённым и незабываемым. А если ко всему сказанному добавить страстность натуры, то бурно кипевшая жизнь будет походить на остросюжетный любовный роман.
Алексей Петренко был настоящим мастером перевоплощений. Ему доставались сложные, порой неоднозначные образы – Пётр Первый, Григорий Распутин, купец Кнуров.
Сила таланта Петренко оживляла этих персонажей, делала их объёмными и живыми. Актёр очень избирательно подходил к выбору ролей.
Он считал, что лучше сделать немного, но хорошо, чем много, но посредственно. Вспомним, какой была жизненная дорога знаменитого артиста.
Талант и упорство
Алексей Васильевич Петренко появился на свет 26 марта 1938 года в украинском селе Чемер. Позже семья переехала в Чернигов.
Алёша рос сильным и крепким мальчиком, увлекался борьбой. Но параллельно Петренко начал посещать театральный кружок. Алёше всегда нравилось веселить окружающих, он обладал отменным чувством юмора.
Мальчик брался за любые роли, даже женские, и все они удавались юному актёру одинаково хорошо.
Отцу не нравилось увлечение сына, он считал актёрскую карьеру недостойной мужчины. Но Алексей слушал только собственное сердце, которое привело его в Харьковский театральный институт.
Однако поступить в желанный вуз получилось только с третьего раза. После окончания института Петренко играл на сценах украинских театров.
Однажды яркого и талантливого актёра заметил режиссёр Ленинградского театра имени Ленсовета. Алексей перебрался в Ленинград, а затем и в Москву, где блистал на сценах знаменитых столичных театров.
Мастер перевоплощений
Настоящую известность Алексею Петренко принёс киноэкран. Начав с небольшой роли в фильме «День солнца и дождя», актёр поднимался всё выше. Алексею доставались крупные, непростые и ответственные роли, с которыми он блестяще справлялся.
Самыми известными образами Петренко стали Пётр Первый в знаменитом фильме «Сказ о том, как царь Пётр арапа женил» и Григорий Распутин в картине «Агония».
Он одинаково талантливо сыграл жестокого правителя Иосифа Сталина в нескольких картинах и деревенского пропойцу Кулигина в кинодраме «Беда».
Зрителям запомнились яркие роли артиста в фильмах «Жестокий романс», «Идиот», «Доктор Живаго». Он был одним из лучших и самых востребованных отечественных актёров.
Он глубоко чувствовал каждый воплощаемый образ и долго не мог отпустить его после представления в театре или съёмочного дня. Снимаясь в картине «Агония» он так проникся образом Распутина, что получил инфаркт.
И дамам сердца с ним было нелегко
Алла
Актёрская мечта Алексея осуществилась лишь с третьей попытки. В годы студенчества в Харьковском театральном он и встретился на вечеринке с Аллой Сандлер. Девушка сама пригласила парня танцевать, и больше они не расставались. А на пятом курсе поженились и стали счастливыми родителями дочурки Полины.
Трудясь на театральной ниве небольшого украинского городка Запорожья, Петренко мечтал о более солидных театральных подмостках. Пробившись на показ к Игорю Владимирову, он был принят в труппу Театра Ленсовета.
Алла пробила хорошую квартиру в северной столице и занималась устройством бытового комфорта для любимого мужчины и дочери. А глава семьи держал бразды правления в своих руках, был суров и категоричен во всех семейных вопросах. Особенно жесток стал, когда в его жизни появилась новая любовь.
Галина
Галина Кожухова ворвалась в жизнь Алексея внезапно. Снимаясь вместе с Лидией Федосеевой-Шукшиной в картине «Беда» актёр согласился зайти с ней к подруге-москвичке, остановившейся в гостинице. Это была любовь с первого взгляда. В тот вечер он уже кружил её на руках, целовал и говорил о любви.
Вскоре Анатолий Эфрос пригласил Алексея в московский Театр на Малой Бронной. И он, переехав в столицу, сразу отправился к Галине.
Жена с дочерью, ожидая, когда глава семейства устроится и заберёт их, получили письмо от анонимного адресанта. В нём сообщалось о новом семейном статусе Алексея Васильевича.
Алла сразу потребовала развода, и больше они не виделись.
Новый брак артиста и вправду оказался скреплённым сильным взаимным чувством: он прожил с Галиной счастливых 32 года. Они вместе воспитывали её сына от первого брака, вместе ездили на съёмки и выступления. Все решения принимали сообща. Когда супругу унесла тяжёлая болезнь, Алексей тяжело пережил эту трагедию.
Омрачал годы семейной идиллии лишь конфликт с дочерью, который затянулся надолго. Когда согласившаяся жить с отцом Полина однажды, проникнувшись жалостью к одинокой и страдающей матери, решила вернуться к ней, отец был категоричен: если уходить, то навсегда.
Азима
Новая встреча и новое чувство не заставили себя ждать.
Давняя знакомая Алексея Васильевича была руководителем студии «Киргизфильм». После очередной встречи на кинофестивале между ними начался роман. Алексей предложил Азиме Абдумаминовой стать его женой. При этом предупредил, что во всех семейных делах за ним решающее слово. Женщина согласилась, попросив лишь быть честным с ней.
Когда 39-летняя Азима стала супругой 72-летнего актёра, она сменила веру, чтобы не только расписаться, но и обвенчаться с ним в православной церкви. Её старшие сыновья были устроены в жизни и жили самостоятельно, а младшие дочери вошли в её новую семью. Интересно, что младшую Меланью Алексей Петренко удочерил. А Азима утверждала, что девочка и в самом деле его родная дочь.
Только с Полиной отец наладить отношения не мог, не сумев понять и простить то, что она, желая утешить страдающую мать, говорила ей о его личной жизни с Галиной совсем не то, что было на самом деле.
Во время 6-летнего союза с Азимой Петренко светился от счастья. Но, как утверждала супруга, однажды он увидел телепередачу, в которой дочь произносила обвинительную речь в его адрес, разволновался, и у него случился сердечный приступ. В результате оторвавшегося тромба актёра не стало.
Полина же считает виновной Азиму.
И обе женщины долгое время делят наследство покойного.
Но кроме наследства у этого артиста есть ещё и наследие – богатое и разнообразное. Он не жалел себя, воплощая в театре и кино незабываемо глубокие образы. Хорошо, что это богатство не надо делить, что оно принадлежит всем нам.