Жители всего бывшего СССР хорошо помнят актрису Элеонору Шашкову по одной из самых пронзительных сцен в истории отечественного кино. А как сложилась реальная судьба этой женщины?
Элеонора Шашкова родилась в 1937 году в Батуми в семье пограничника. Как обычно бывает в таких случаях, семья часто переезжала с места на место.
Отец был категорически против актёрских устремлений дочери, поэтому после того, как она окончила школу, устроил её на службу в погранвойска на Дальнем Востоке. Там Элеонора провела три года, работая делопроизводителем и машинисткой. Девушка присутствовала на допросах реальных шпионов и давала подписку о неразглашении государственной тайны. Видимо, впоследствии это сказалось на её самом популярном амплуа в кино.
Несмотря на позицию отца, Шашкова всё-таки сумела уехать в Москву, где поступила в Щукинское театральное училище. Окончив его в 1963 году, она устроилась в труппу Театра имени Вахтангова, в котором и играла всю жизнь.
Сниматься Элеонора начала сразу после учёбы, дебютировав на экране в драме Владимира Басова «Тишина». Звёздный час актрисы настал в 1968 году, когда на экраны вышел шпионский триллер «Ошибка резидента», где она сыграла жену иностранного шпиона в СССР (Георгий Жжёнов). Через два года Шашкова повторила эту роль в продолжении картины, получившем название «Судьба резидента», а также появилась в одной из центральных ролей в популярной мелодраме «О любви».
В 1971 году зрители увидели Элеонору в историческом мини-сериале «Тени исчезают в полдень», где она сыграла роль ветреной Стеши, крутящей голову двум героям картины, Захару и Фролу. Актриса вспоминала, что постоянно ощущала на себе негатив публики, вызванный поведением её героини.
В 1973 году Шашкова «реабилитировалась», появившись в яркой эпизодической роли жены Штирлица в культовом шпионском сериале «Семнадцать мгновений весны». Несмотря на то, что участие актрисы в картине ограничилось несколькими минутами экранного времени, именно этот её образ запомнился зрителям больше всего. В 2012 году Служба внешней разведки РФ даже назвала его «образцом жены разведчика».
Любопытно, что тема предательства Родины коснулась Элеонору и в личной жизни. Её первый муж, актёр Эрнст Зорин, в браке с которым у неё родилась дочь Антонина, в 1980 году эмигрировал на Запад, за что коллеги по театру сочли его предателем. Впоследствии Шашкова вышла замуж во второй раз — за режиссёра Валентина Селиванова, у которого снималась в картине о тяжёлой судьбе борцов за коммунизм и их семей «Дневник Карлоса Эспинолы».
Элеонора продолжала сниматься до середины 80-х, но успехов, подобных вышеназванным, в её кинокарьере больше не было (исключением можно считать разве что третью часть шпионской истории, «Возвращение резидента»). После развала СССР ролей Шашковой тоже долгое время не предлагали. А вот в нулевых, как и многие представители её профессии, Элеонора постепенно начала возвращаться на экраны. В итоге на её счету полтора десятка работ в новой России, в том числе в популярных сериалах «Я лечу» и «Высший пилотаж».
В 2020 году актриса вернулась в кино после шестилетнего перерыва, сыграв эпизодическую роль в фильме «Батя». Она по-прежнему числится в труппе Театра имени Вахтангова и на текущий момент занята в двух спектаклях.
В феврале 2021 года Шашкова попала в новости в связи со смертью своего крёстного сына, актёра Виталия Альшанского, тело которого она и обнаружила, когда зашла к нему в гости. Пожалуй, в связи с этим трагическим событием можно разве что порадоваться, что сама 83-летняя женщина находится в неплохой форме.