Узнаем, что это за кино, как и где шли съёмки. Ознакомимся с интересными фактами.
В прошлой статье мы подробно рассмотрели фильм “Отпуск в сентябре”, в котором блистал Олег Даль и название которого, весьма актуально для нынешнего времени года. Сегодня – о кинокартине, похожей по духу, герой которой также переживает кризис среднего возраста. Только на смену Далю пришёл Олег Янковский.
Дабы больше не томить интригой, назовём этот фильм – “Полёты во сне и наяву”. Он был снят режиссёром Романом Балаяном (“Храни меня, мой талисман”, “Леди Макбет Мценского уезда”) на киностудии имени Довженко в 1981-1982 годах. В качестве сценариста выступил небезызвестный Виктор Мережко (“Вас ожидает гражданка Никанорова”, “Родня”, “Одинокая женщина желает познакомиться”). Правда, сценарий был основательно переработан режиссёром. Сейчас — коротко о сюжете фильма, а позже обратимся к любопытным фактам, связанным с его съёмками (если скучно читать про сюжет, прокатывайте сразу к фактам).
В первом кадре мы видим спящего в испарине мужчину (Олег Янковский). Звучит грустная закадровая музыка – и он садится на постели. Рядом спит жена, а неподалеку в детской кроватке — дочка. С трудом отыскав под кроватью тапочки, мужчина проходит на кухню, где пьёт воду из-под крана и умывается. На кухонном столе лежат рабочие чертежи, а за окном бубнит из динамика диспетчер на железнодорожной станции. По всей позе мужчины видно, что всё это ему давно опостылело. На душе у него кисло — даже письмо матери написать не удаётся, недостаёт эмоций.
С женой отношения натянутые, с милицией тоже — герой несётся по городу на “Жигулёнке” и нарывается на штраф. У начальника (Олег Табаков) он бесконечно отпрашивается, придумывая одну небылицу за другой: то квартиру затопило, то проводил лекцию “Полёты во сне и наяву” для общества “Знание”, теперь вот якобы нужно маму с поезда встречать.
Забавная коллизия происходит, когда Сергей (так зовут главного героя), отпросившись с работы, сталкивается в своей машине вместе с женой и любовницей Алисой:
Здесь главный герой выдаёт любопытный монолог:
– Вот сидят две женщины, одинаково для меня близкие и одинаково дорогие. Но, с одной меня не связывает ничего, кроме долга, а с другой — всё, кроме долга. Спрашивается, что же делать бедному Ерёме? Бабоньки, милые, дорогие! Через три дня 40 лет — дурак дураком! К кому из вас прислониться?
Периодически на улицах города показывают мальчишек, на которых подолгу смотрит главный герой. Сейчас трудно сказать, умышленно ли это сделано режиссёром, но мальчишки, чистые и детские, контрастируют с главным героем, давно утратившим детскую чистоту помыслов, наивность и возвышенность.
В дальнейшем Алиса утрачивает интерес к Сергею, переключившись на молодого человека, которого она повстречала в гостях (Олег Меньшиков). Герой Янковского остаётся на этом фронте не у дел и уходит из гостей “по-английски”.
При всех своих недостатках Сергей, как и каждый человек, демонстрирует и хорошие качества. К примеру, он пытается поймать железнодорожных воров, за что нехило от них получает.
Кто бы что ни говорил, но это самая красивая и открытая женщина этого фильма — железнодорожная служащая, подвозящая избитого Сергея на дрезине. Актриса Елена Черняк
Почти в конце фильма, во время празднования своего 40-летия, Сергей катается на тарзанке над рекой – и внезапно прыгает с неё в холодную воду. Гости в шоке, они бегут спасать его – но он, мокрый и озябший, обходит их с другой стороны и говорит, что это была шутка. Все засыпают его ругательствами.
После этого главный герой бежит вместе с мальчишками-велосипедистами по полю (до этого с другими ребятами он пинал мяч) – и при виде этой картины рождается вопрос: а может быть, он просто ребёнок, который не сумел повзрослеть?
Кем является герой Янковского — разуверившимся в жизни человеком, переживающим кризис среднего возраста, или просто лоботрясом, который бесится с жиру? Каждый читатель ответит на этот вопрос по-своему.
Некоторые могут подвести политическую базу: человек так потому мается, что не смог себя найти в эпоху социалистического строя, который давал “слишком мало” возможностей для раскрытия личности. Эта версия не жизнеспособна. Во-первых, потому что соцстрой давал немало возможностей. А во-вторых, потому что это такой уж тип человека: у него всегда будут искания и отсутствие покоя в душе, независимо от строя. Тут, скорее, проблема в том, что человеку ничего в жизни не интересно и ничего не нравится. Ему не по душе, как он живёт, от этого и мучается. А вот как ему жить иначе, куда себя применить — он не знает.
Вывод, который мы можем сделать, посмотрев этот фильм: всегда смотрите на жизнь с оптимизмом, ищите в ней интерес, займитесь, наконец, делом – и вы не окажетесь на месте главного героя “Полётов во сне и наяву”.
Не в самом лучшем виде показан это режиссёр. Он напоминает герою Янковского, что завтра тому рано на работу – и это как бы проводит черту между богемной артистической средой и всеми остальными обычными людьми, которые работают “с 9-ти до 6-ти”
Теперь ряд любопытных фактов о фильме:
? Молоденькую любовницу для главного героя удалось найти уже когда шли съёмки. Эту роль воплотила десятиклассница Елена Костина — дочь знакомой актрисы Людмилы Ивановой, не имевшая актёрского опыта. Из-за этого “добрые” коллеги-профессионалы отпускали в её адрес комментарии не лучшего характера.
? Янковский работал в напряжённых условиях: без конца мотался на машине между Владимиром, Москвой и Подмосковьем, уделяя сну всего 3-4 часа в сутки. А всё потому, что он параллельно снимался в другом фильме – “Влюблён по собственному желанию”, который снимал другой режиссёр с армянской фамилией — Сергей Микаэлян, а также играл в театре “Ленком”.
? Непросто пришлось и Табакову. Чтобы уделить съёмкам достаточно времени, он вставал в 5 часов утра, а днём уезжал из Владимира в Москву — на вечерний спектакль в театре “Современник”. Каждую свободную минуту Олег Павлович спал.
? Рассказывают, будто из-за дефицита продуктов в городе съёмочной группе нечего было есть. Но благодаря связям Никиты Михалкова кинематографистам позволили обедать в ведомственной обкомовской столовой.
? За создание этого фильма творческий коллектив получил Госпремию СССР, а Янковский считал роль в “Полётах во сне и наяву” своей лучшей.
Разделяете ли вы такую высокую оценку фильму с Олегом Янковским?