“Вот разбогатею, выкуплю этот дом. У меня обязательно будет два этажа, камин и собака!”
Знакомство
Наталья Мазец, двадцатичетырехлетняя актриса Русского театра имени Пушкина города Майкопа вернулась из отпуска в общежитие театра. Решила навести в комнате порядок, помыть окно. Включила музыку, залезла на подоконник и принялась за дело. Вдруг в комнату постучал завтруппой: “Наташ, бросай дела. Пойдем знакомиться! К нам приехал актер из Уссурийска Андрей Болтнев!”
Наташа пошла в гости в актерскую компанию. Музыка, вино. Болтнев ей показался “старым”, а ему было чуть за тридцать. В тот вечер они говорили, танцевали, но кроме любопытства Болтнев у девушки ничего не вызвал. Но Андрей оказался очень интересным собеседником.
Посмотрит в окно: “Знаешь, почему Венера сегодня такая яркая?” и начнет рассказывать. Казалось, не было такой области, в которой он не разбирался. А еще Наташе понравился его низкий бархатный голос, она в шутку попросила: “Андрей, скажите “от Советского информбюро…” и заливисто хохотала.
После этого они часто пересекались в общежитии и в театре. Как то Наталья пекла блинчики и тут же появился Андрей: “Что ты там сварганила?” Наташа не растерялась: “Андрей Николаевич, прошу к столу!” Так понемногу они стали сближаться.
Неожиданное предложение
Серьезно Наташа стала его воспринимать, когда увидела в спектакле “Дон Сезар де Базан” в главной роли. Она смотрела на него из-за кулис и поражалась, как он гармоничен в плаще со шпагой, настоящий романтический герой. На вечерних актерских посиделках они вместе отплясывали рок-н-ролл и в этом равных Андрею не было.
А однажды он как бы в шутку предложил: “Давай поженимся?” Наташа уже побывала замужем, в восемнадцать лет она уехала с одним актером в Алма-Ату. Брак был короткий и счастья не принес.
На гастролях в Армавире их заселили в гостиницу. Подруга Натальи встречалась с актером, жившим в номере с Болтневым и попросила поменяться. Наташа с Андреем к обоюдному желанию оказались в одном номере. Так началась их совместная жизнь. После гастролей Наталья переехала к Андрею в комнату общежития. Наводили уют, купили телевизор, с увлечением репетировали “Тиля Уленшпигеля”. Болтнев играл рыбника Иоста, а Наталья – Неле. Кстати, Болтнев на швейной машинке собственноручно сшил ей костюм из мешковины для сцены.
На гастролях в Сочи Наталья впервые увиделась с Ниной Константиновной, матерью Андрея, приехавшей из Туапсе посмотреть их спектакли. Девушка ей очень понравилась, она пригласила их в гости.
В Туапсе Наталья попала в гостеприимный дом Андрея, где познакомилась с его отчимом – капитаном дальнего плавания Николаем Захаровичем Болтневым, который заменил Андрею погибшего отца. В конце вечера после теплого домашнего приема мама Андрея сказала: “Ребятки, пора вам жениться!” Нина Константиновна хорошо знала своего сына. Он панически боялся женитьбы – привык к свободным отношениям.
Выйдя от родителей, Андрей спросил: “Ты согласна?” Наталья немного пококетничала и сказала: “Да!” Мама купила обручальные кольца, договорилась через знакомых в ЗАГСе и через десять дней вся труппа гуляла на свадьбе в квартире у родителей Андрея. Медовый месяц они провели в Сочи. Однажды решили поехать в Севастополь. Гуляли по городу, Андрей показал Наташе театр Черноморского Флота, где служила его бабушка – заслуженная артистка РСФСР Нина Иртеньева.
После возвращения из отпуска Наталья узнала, что в театре у них новый главный режиссер. Она получила роль Царицы в спектакле “Василиса Мелентьева”. Режиссер завел разговор: “Зачем вы связали жизнь с Болтневым? У него не ничего святого!” Наталья не поняла, а уточнить побоялась. Может он имел в виду, что Андрей всегда называл вещи своими именами, чем вызывал неприязненное к себе отношение. Однако, по натуре Болтнев был незлобивым и достаточно мягким человеком, никогда не мог ничего просить для себя, даже о ролях не хлопотал, читая это неправильным.
Семья
Наталья решила познакомить Андрея с родителями, они уехали в Новосибирск. Родители были в восторге от зятя. Наташа уговорила мужа показаться в новосибирском театре “Красный факел”. Они оба были приняты на работу и получили комнату в двухкомнатной квартире с пожилой соседкой. Наталья мечтала о ребенке, но ей ставили неутешительный диагноз “бесплодие” и она надеялась, что именно в Новосибирске ей помогут обрести материнское счастье, поскольку в Майкопе медицина “хромала”.
Наталью сразу ввели в репертуар, а вот для Андрея ролей не было. Он до этого играл в основном классический репертуар, а в пьесах, поставленных на основе советского реализма, режиссеры его не видели.
Жена уговорила Болтнева получить высшее театральное образование, и Андрей заочно поступил в Ташкентский театрально-художественный институт. С приходом в “Красном факеле” главного режиссера Виталия Черменева, у Болтнева появились новые роли. После визита в театр ассистента режиссера Алексея Германа Болтнева вызвали на съемки фильма “Мой друг Иван Лапшин”.
Карьера
Худсовет “Ленфильма” не хотел утверждать никому неизвестного актера, но Герман сказал: “Болтнев и никто другой”.
Актеры новосибирского театра смотрели фильм в закрытом показе. Без преувеличения можно сказать: их буквально ошеломила игра Болтнева. Но картину положили на полку, гораздо позже “Мой друг Иван Лапшин” принес Болтневу всесоюзную славу.
Зритель увидел его впервые в роли предателя Кротова в сериале Семена Арановича “Противостояние” по повести Юлиана Семенова. За работу в “Противостоянии” Болтнев получил Государственную премию МВД СССР. В это же время вышел фильм “Торпедоносцы”, где он сыграл роль капитана Гаврилова.
Через шесть лет после свадьбы у них родилась дочь Мария. Андрей наслаждался отцовством, он мечтал именно о девочке. Соседка по квартире тем временем умерла и семья, заняв пустующую комнату, стала жить в двухкомнатной квартире. Андрей сам сделал ремонт и поменял сантехнику, готовясь к приезду жены из роддома.
Неожиданно главный режиссер Театра имени Маяковского Андрей Гончаров пригласил Болтнева в труппу. Наталья сказала: “Это шанс и его упускать нельзя!” и отпустила его в Москву. Коллеги наперебой твердили ей: “Ты с ума сошла. Уведут!” Она верила ему безоговорочно. Перед отъездом в Москву он ей сказал: “Ты у меня единственная, запомни!”
Общага
Болтнев поселился в театральном общежитии. Он много снимался, Ролан Быков выбил ему на студии достаточно большую ставку. При первой же возможности Наталья приехала к мужу посмотреть как он устроился. В общежитии день и ночь был проходной двор – актеры, художники, тусовки. Было понятно, что пока нет квартиры, ей с Машей там делать нечего. Когда они гуляли по Москве, в районе Новокузнецкой, Андрей указал на заброшенный особняк: “Вот разбогатею, выкуплю этот дом. У меня обязательно будет два этажа, камин и собака!”
Андрей старался заработать, но тратил все деньги на подарки жене и дочке, на перелеты Москва- Новосибирск. В Новосибирске каждый его приезд повторялась семейная традиция – лепить сибирские пельмени, а затем гулять по ночному городу. Столица постепенно закрутила Андрея – тут посидеть, туда сходить, раз приглашают. В общежитии почти каждый день праздники и дни рождения. Квартиру ему в очередной раз пообещали и не дали. Андрея уговаривали развестись и фиктивно заключить брак ради московской прописки.
Наталья решила взять все в свои руки, пыталась обменять две квартиры – свою и мамину в Новосибирске на одну в Москве. Варианты были, но катастрофически не везло. Дочери тем временем исполнилось четыре года. Наталья просила: “Давай снимем квартиру!” А он твердил, что вот-вот получит московскую прописку, а если будет жить в съемном жилье, то никто пальцем не пошевелит.
У главного режиссера Гончарова был непростой характер, мог и наорать и оскорбить. Однажды на репетиции он сказал Болтневу, что у него внешность сбитого летчика.
Наталья каждые три месяца брала отпуск в театре за свой счет и ездила к мужу. Пока она была в Москве, он старался не пить. Однажды Наталью срочно вызвали в Новосибирск, у мамы, которая сидела с Машей, случился инфаркт. Разлука испытывала их на прочность. Многим дамам Болтнев казался “одиноким, несчастным, бедным”. Известный артист, всем хотелось пожалеть. Наталья небезосновательно его ревновала, а он потом и перестал скрывать измены, может быть назло… Постепенно в семейную жизнь “на расстоянии” вошел разлад.
Маше было одиннадцать лет, когда Андрей впервые взял ее на гастроли в Ригу. Наталья не могла представить себе даже мысль о разводе, это было все равно, что лишиться руки или ноги. Приезжая в Новосибирск Андрей шутливо открывал шкаф и спрашивал: “Где спрятала?” Наталья к каждому его приезду готовила что-то вкусное, покупала ему какой-нибудь модный свитерок или обувь.
Потом он стал другим, резким, не терпящим возражений, взрывным. От прежнего Андрея ничего не осталось. В конце 1994 года она прилетела к нему в Москву последний раз, провожая ее в аэропорту Андрей сказал: “Передай Машке, что я ее очень люблю! А как тебя люблю, сама знаешь!”
Под старый Новый год Наталья позвонила на вахту общежития вечером, муж должен был вернуться со спектакля “Игра теней” и попросила Андрея. Вахтер спросил: “Кто его спрашивает?” Когда узнал, что жена, выругался: “Какая ты жена? Посмотри, какой он явился. Падает, на нем лица нет!”
Разлука
Новость о смерти Андрея застала Наталью в театре. Она примчалась в Москву. Ей рассказали, что поздно вечером 11 мая 1995 года Андрей пожаловался на головную боль и ушел спать в комнату общежития. В соседней комнате жил актер Сергей Юшкевич, он то и обнаружил Андрея утром. Звонил и звонил будильник… Сорокадевятилетний актер умер от инсульта. Московские власти не давали место на погосте из-за отсутствия прописки, благодаря вмешательству Натальи Гундаревой, Андрея Болтнева похоронили на Востряковском кладбище.
Они не жили одним домом, они не успели вместе вырастить дочь. У Натальи осталось ощущение неоконченного романа с Болтневым.
Дочь – Мария Болтнева стала актрисой. У нее трое мальчишек, родившихся 22 ноября 2011 года – Андрей (в честь отца), Платон и Тимофей. Отец детей актер Георгий Лежава. Они не были в браке, но он заботится о детях. Наталья Мазец замуж больше не выходила, она продолжает жить в Новосибирске, встречается с дочерью и внуками.
Источник