26 августа 1925 года родился гениальный советский режиссер, талантливый оператор и композитор Пётр Тодоровский.
Его личность прекрасно демонстрируют снятые им фильмы, которые зрители помнят и любят до сих пор. Среди многих его постановок можно выделить такие гениальные картины, как «Верность», «Военно-полевой роман», «Любимая женщина механика Гаврилова» и другие.
Каждая киноработа Тодоровского наполнена добротой, мудростью, любовью и юмором. И это неудивительно, потому что таким же качествами обладал и сам Пётр Ефимович, который располагал к себе каждого, кто хоть раз пересекался с ним. И хотя война оставила неизгладимый след на судьбе Петра Тодоровского, он сумел сохранить эти добрые качества и пронести их через всю жизнь.
История Петра Тодоровского начинается в городе Бобринца, Кировоградской области, Украинской ССР, где прошло трудное детство будущего режиссера. Его родители, Ефим Гильевич Тодоровский и Розалия Цалевна Островская, жили бедно; вот как вспоминал Петр Ефимович то время:
Я знаю, что значит голод. В 1932-м я выбирал из веника пупырышки, толок их с гнилой свёклой. Называлось это “матарженики”.
Тодоровский только окончил девять классов средней школы, как началась Великая Отечественная война, и он вместе с родителями эвакуировался в Сталинград. Его отец хватался за любую работу и вскоре он вместе с Петром устроился на электростанцию разгружать уголь. В ноябре 1941 года, из-за наступления немцев, семье пришлось вновь бежать. На этот раз путь их лежал в Новоузенский район Саратовской области, где Пётр с отцом устроились работать в колхоз “Песчаный Мар”.
Когда Петру Тодоровскому исполнилось восемнадцать лет, он добровольцем записался в ряды Красной Армии. В апреле 1943 года стал курсантом Саратовского военно-пехотного училища и с 1944 года командир миномётного взвода, который входил в состав 47-й армии 1-го Белорусского фронта.
Тодоровский участвовал в освобождении таких польских городов, как Варшава, Быдгощ, Щецин, и взятии Берлина. В марте 1945 года Пётр Ефимович был контужен неподалёку от германской коммуны Шёнхаузена, после чего война для него закончилась. Вот как вспоминал об этом непростом времени Пётр Тодоровский:
Война – это четыре года жизни в нечеловеческих, противоестественных условиях. Там было всё – жестокость и несправедливость, романы и смерти, храбрость и трусость, бездарность командиров и героизм солдат, предательство и самопожертвование.
После войны Пётр Ефимович еще какое-то время служил в военном гарнизоне Песочное под Костромой. А после того, как был уволен в запас, начал работать на заводе стеклотары, параллельно он окончил десятый класс и брал уроки рисования. Серьезно задумавшись о своей будущей профессии, в 1949 году Тодоровский поступил во ВГИК, на курсы оператора, которые с успехом окончил в 1954 году, после чего был принят в Кишинёвскую киностудию документальных фильмов.
В качестве оператора он участвовал в съёмках цикла передач для киножурнала “Советская Молдавия”. А затем Пётр Ефимович дебютировал в полном метре в фильме 1955 года “Молдавские напевы”, где он работал совместно с оператором Радомиром Василевским. В дальнейшем они были главными операторами на легендарной картине “Весна на Заречной улице” (1956).
В качестве режиссера Пётр Ефимович дебютировал в 1962 году, сняв чёрно-белую психологическую драму “Никогда”. В одном из интервью Тодоровский говорил:
Этот фильм был мощным трамплином, который дал мне возможность изменить свою жизнь. Он открыл мне дорогу в режиссуру…
В кинематографе Пётр Ефимович достиг больших успехов, он снял великую картину «Верность», в основу которой легли фронтовые воспоминания режиссёра. Также нельзя не вспомнить его прекрасные фильмы: “Любимая женщина механика Гаврилова” (1981), «Интердевочка» (1989) и особенно «Военно-полевой роман» (1983), за работу над которым в 1985 году Тодоровский был номинирован на премию “Оскар”. По этому поводу он вспоминал интересный случай:
Меня номинировали на “Оскар”, но к этому я отнёсся спокойно. Наши были в Афганистане, “Аэрофлот” выгнали из Америки, так что я понимал… И ещё была проблема со смокингом. У меня смокинга не было. На “Мосфильме” нашли какой-то из сукна толщиной в два пальца, подогнали. Жара 28 градусов. Все в лёгких смокингах. А я сижу в этой шинели. С бабочкой. Мне не до “Оскара”. Я оттуда выскочил как ошпаренный.”
Пётр Ефимович дебютировал в кино в качестве актера в 1970 году, снявшись в военной драме Марлена Хуциева “Был месяц май”. В этом фильме Тодоровский исполнил роль старшего лейтенанта Владимира Яковенко, которая стала самой известной актёрской работой знаменитого режиссёра. В дальнейшем Пётр Тодоровский снялся в небольших ролях в военной драме Григория Чухрая “Трясина” (1977) и в телесериале “Курсанты” (2004), в основу сценария легла автобиографическая повесть Петра Ефимовича.
Тодоровский также известен в качестве композитора и автора песен к целому ряду кинофильмов. Он играл на семиструнной гитаре и в своё время аккомпанировал Владимиру Высоцкому во время записи его песен. Пётр Ефимович был умелым импровизатором и обладал совершенно неповторимой манерой игры на акустической гитаре.
Что касается личной выдающегося режиссёра, то в молодости он был женат на популярной актрисе театра и кино Надежде Чередниченко. Но нормальной семейной жизни не получилось. Надежда хотела, чтобы Пётр Ефимович оставил кинематограф и сосредоточил свои усилия на музыке, потому что у него был идеальный слух. Но будучи уже известным оператором Тодоровский решил развестись с Чередниченко. Они оказались слишком разными и вместе жить уже не могли.
Второй супругой Петра Ефимовича стала Мира Григорьевна Герман. В этом браке в 1962 году родился их единственный сын Валерий Тодоровский, который в дальнейшем связал свою жизнь с кино. Валерий получил широкую известность в качестве режиссёра, сценариста и продюсера.
Пётр Ефимович Тодоровский ушёл из жизни 24 мая 2013 года в Москве. Ему было 87 лет.