Я очень люблю фильмы Эльдара Рязанова доперестроечных времен. Все, начиная с Забытой мелодии для флейты (1987) я уже не воспринимаю как фильмы Рязанова. Для меня их словно снимал кто-то другой.
Но и в раннем, так сказать, Рязанове есть один фильм – всего один – который я считаю крайне неудачным.
Это фильм Человек ниоткуда, который вышел в прокат 18 мая 1961 года.
А уже 22 июня (то есть всего через месяц) показ фильма был временно прекращен, а чуть позже в этом же году его и вовсе запретили.
И был запрещен до 1988 года. Вот такая вот произошла с ним коллизия.
Я фильм этот смотрела, скорее всего уже после его “перезагрузки”. И именно тогда он мне и не понравился.
Во-первых, мне было непонятно – что именно хотел сказать гражданин посол автор фильма.
Фильм скомканный, актеры играют странно – то ли переигрывают, то ли играют в разных фильмах, то ли не знают, где рыбу заворачивать, что играть.
Если комедию, то это не смешная комедия, а, скорее, та, от которой зрителю неудобно.
Если это фантастика – то тоже какая-то неудачная.
Но, я думаю, это проблема не авторов фильма, а того времени, когда фильм вышел на экраны.
Для 1961 года фантастика уровня Человек ниоткуда, вероятно, была очень даже ничего.
Но за 27 лет, что фильм лежал на полке, многое изменилось.
Можно, правда, возразить, что такой фантастический фильм, как Человек-амфибия (тот же 1961 год) и сегодня прекрасно смотрится.
А Человек ниоткуда у меня вызывает только ощущение неловкости.
Странно. Почему?
В фильме рассказывается история о том, как из научной экспедиции на Памир в Москву привозят не кого-нибудь, а самого настоящего снежного человека, которому дали имя Чудак и роль которого исполнил Сергей Юрский.
Весь сюжет фильма построен на том, что этот Чудак попадает в нелепые и смешные ситуации, а герой Юрия Яковлева – молодой антрополог – его постоянно спасает из этих переделок.
Но так как никому нельзя рассказывать о том, кто такой этот Чудак, герою Яковлева приходится постоянно сочинять разные байки.
В общем, обычная комедия положений, должно быть смешно.
Однако – нет, ни капельки. Мне, во всяком случае.
Идея фильма была в том, чтобы показать советскую действительность глазами Чудака, человека ниоткуда, то есть несоветского человека.
Рязанов вообще достаточно часто обращался к сатире, к критике каких-то сторон советской действительности.
Но в этом фильме она, на мой взгляд, крайне неудачна сама по себе.
Сатира Рязанова обычно легка, искрометна и изящна, как, например, в Карнавальной ночи (1956 год).
или в Девушке без адреса (1957 год).
Фильм Человек ниоткуда – тяжеловесен, неповоротлив и вызывает лишь недоумение.
Но за что же все-таки в 1961 году фильм запретили?
Оказывается 22 июня вышла в свет газета Советская культура, в котором было напечатано письмо, якобы, научного работника по фамилии Данилян, который писал, что фильму не хватает идейной концепции и ясной философской позиции.
И все, фильм запретили.
Однако на октябрьском пленуме ЦК того же года по фильму прошелся никто иной, как идеолог партии Суслов, который буквально “камня на камне” не оставил от фильма за бессодержательность и безыдейность.
В идейном и художественном отношении этот фильм явно не оттуда, не оттуда.
Вот после этого выступления Суслова фильм и запретили.
Вероятно, Рязанов перестарался, если можно так сказать, с сатирой.
Однако, на нем, как на режиссере это решение никак не сказалось. И в следующем же 1962 году вышел новый фильм Рязанова, правда уже без намека на критику советских реалий – это был фильм Гусарская баллада.
А как вы относитесь к этому фильму? Стоило ли его запрещать, как по-вашему?