Вам при просмотре фильма “Девчата” никогда не казалось, что все девчата там как девчата, а Анфиса — особенная? Настолько, что ее и к “девчатам” сложно причислить. Слишком уж простецкое это для нее слово. Она не такая, как все. И речь не только о ее красоте и популярности у мужчин. Она настоящая дива.
Немного отступлю от темы статьи и скажу, что книгу “Девчата” я читала дважды. И даже как-то проводила нечто вроде изысканий на тему, что появилось раньше — собственно книга или фильм. Потому что полагала, что фильм был раньше.
Официальные источники говорят, что первая публикация повести случилась в “Роман-газете” именно в 1961 году. И в том же году был снят сам фильм, который вышел на экраны в 1962-м.
Так что можно считать, что фильм снят по книге. Это я все к чему? К тому, что после почти каждой статьи о “Девчатах” в комментариях кто-нибудь обязательно начинает спорить, что все было наоборот, и это повесть была написана после выхода фильма.
И еще один момент. Тоже частенько приходится об этом писать в комментариях. Друзья, несмотря на то, что многие фильмы сняты по книгам, это не означает, что сюжеты и герои обязательно должны быть идентичны. Режиссер фильма зачастую имеет собственное мнение, свой художественный взгляд на то или иное произведение. и герои у него получаются порой вообще не похожими на оригинал.
Это нормально, он художник, он так видит. И имеет полное право на собственную интерпретацию книжных образов. И нет смысла при обсуждении героини фильма апеллировать к ее книжному прототипу, потому что книга и фильм — два совершенно самостоятельных произведения искусства.
Например, та же Анфиса в книге и в фильме — две большие разницы. В книге ее образ более проработан, драматичнее, объемнее, и сама история героини там рассказана более полно. В фильме же Анфиса совсем другая.
И поскольку сегодня мы обсуждаем фильм, я буду говорить именно о той Анфисе, которая была в нем.
(Прошу прощения за длинное вступление, просто “Остапа иногда несет”)
Так вот, Анфиса. Чем же она особенная?
Вам никогда не казалось, что она там, среди этого заснеженного поселка, среди суровой природы, елок, деревозаготовок, в этом бараке из грубо сработанных досок, выглядит инородным телом?
Даже ее походка, осанка, стать, умение себя преподнести — все это не вяжется с простой девчонкой из глубинки, из обычной семьи. Во всех ее движениях, в манере говорить — чувствуется порода, какой-то бэкграунд в виде наличия интеллигентной семьи, образования.
Вы не обращали внимание, что она так же сочетается со своими соседками, как Миланский оперный театр “Ла Скала” с сельским Домом культуры “Красный тракторист”? То есть, назначение у них одно, а форма и содержание при этом разные.
В отличие от простых, незатейливых девчонок Нади, Кати, Тоси, и даже мамы Веры — Анфиса кажется утонченной столичной девушкой, студенткой или выпускницей Московского ВУЗа, например. И ее некая заносчивость, даже гордячество – они как нельзя лучше помогают создать такое впечатление.
Девушка из хорошей семьи с престижным образованием. Которая свысока посматривает на своих товарок, не причисляя себя к ним. Она всегда как бы слегка в стороне, не в коллективе. Порой кажется, что она видит их насквозь.
Да, она иногда произносит жестокие, циничные вещи, но может быть, это от острого, цепкого ума, которым она сразу считывает человека? Она жестко констатирует, что Надька в ее возрасте “готова пойти хоть за козла”, и как бы нам ни было обидно за Надю, но ведь это правда. Только высказанная в безжалостной форме. Остальные девушки могут сколько угодно верить в любовь между Ксан Ксанычем и Надей, но только не Анфиса.
Точно так же насквозь Анфиса видит не только девчат, но и мужчин. И не питает иллюзий на их счет.
Кем работают девчата? Все заняты на работах с физическим трудом. И только Анфиса — на коммутаторе. В тепле, в чистоте. Там, где требуется не только сила, но и мозги, и умение говорить, общаться с людьми. И пусть должность у нее не очень высокопоставленная, тем не менее, для выполнения этих функций требуется образование и навыки повыше, чем у простой поварихи или уборщицы.
Помимо наличия образования в Анфисе чувствуется внутреннее достоинство. Когда Илья отвергает ее, она оборачивает все в шутку. “Так ведь я не влюбленная”. А потом в одиночестве плачет в подушку. Гордость не позволяет, чтобы другие девушки видели ее слезы.
Когда же они, тем не менее, просыпаются, Анфиса отказывается рассказывать о личном, о своих переживаниях при Тосе. Тоже не позволяет гордость.
И если бы не Тося — никто бы никогда не узнал, что за высокомерной внешностью и умением быть неприступной скрывается ранимая натура. Которой просто воспитание не позволяет всем и каждому плакаться в жилетку. Она научена держать лицо, держать удар. Она лишена деревенской привычки голосить по каждому поводу.
А как вам сцена, когда Анфиса возмущается Тосиным самоуправством? “Это кто тебя научил по чужим тумбочкам шарить?” Любой воспитанный, интеллигентный человек никогда себе не позволит трогать чужие вещи. Поэтому Анфиса и возмущена – в ее системе координат такое поведение неприемлемо. А вот девчата к этому относятся спокойно, их Тосина простота не шокирует.
Меня всегда удивляло, как такая утонченная, изысканная девушка, как Анфиса, которой место на каком-нибудь столичном показе мод, оказалась в глухом уральском леспромхозе? Что произошло в ее жизни? Почему, по каким причинам ее сюда занесла судьба?
Каждый раз смотрю этот фильм и недоумеваю. Анфиса там чужая, сколько бы лет не прожила в этом поселке. И всегда есть стойкое ощущение, что не будет она там счастлива, не найдет мужчину, который оценит ее по достоинству, а не только клюнет на внешнюю красоту.
И хочется надеяться, что — если вдруг это мамина и папина дочка, сбежавшая из столицы подальше от их опеки за вольной жизнью – она вскоре нахлебается этой жизни до отказа и вернется туда, где ей место. Чтобы не на Урале грязь месить в кирзачах на субботнике, а в Москве блистать на какой-нибудь премьере в ложе Большом театра.
Источник