В наше время уже мало кто вспомнит фамилию этого актёра, разве что случайно увидит фильм с его участием и станет судорожно вспоминать – кто же это, такое знакомое лицо? А ведь Анатолий Трофимофич снялся за свою жизнь в 94-х фильмах и сериалах, и среди них был целый ряд картин, вошедших в сокровищницу советского кинематографа, а сам Барчук был удостоен почётных званий Заслуженного и Народного артиста Украинской ССР.
Анатолий родился и вырос в украинском селе Бабанка в крестьянской семье незадолго до начала войны. Его отец ушёл на фронт и там пропал без вести, мать одна растила троих сыновей. Жили трудно, голодно, да ещё под немецкими оккупантами – самая яркая картинка из детства Толи была совсем безрадостной:
«Когда в нашем доме ночевали фашисты, один из них уронил пригоршню конфет, а мы с братом хотели сладости поймать, но немецкий солдат начал кричать и угрожать автоматом. Мы с братом расплакались, а мама бросилась перед немцем на колени, ползала, целовала ему сапоги, рыдала, и умоляла пощадить детей».
Толик рос очень замкнутым ребёнком, стеснительным и молчаливым, но в школьные годы немного освоился, научился играть на различных музыкальных инструментах, активно участвовал в художественной самодеятельности. В сельский клуб стали часто привозить фильмы, и братья Барчуки не пропускали ни одного сеанса, а Анатолий совершенно незаметно для себя безумно полюбил кино, и уже тогда в нём зародилось робкое желание тоже блистать на экране, стать знаменитым артистом.
По характеру он был весь в мать, волевой и жёсткий, поэтому после окончания школы долго не раздумывал – поехал в Киев и с первого раза поступил на актёрский факультет института театрального искусства им. И. Карпенко-Карого. Преподаватели сразу отметили не только талант парня, но его красоту, фактуру, стать, и подшучивая над Анатолием предрекали, что он может «застрять» в амплуа героя-любовника.
Окончив институт, Барчук был распределён в Усть-Каменогорский русский драматический театр и прослужил там 3 года, говорили, что весь репертуар держался исключительно на нём. Там он впервые женился на актрисе Ниле Крюковой, с которой познакомился ещё во время учёбы и потом их вместе направили в Усть-Каменогорск. Когда Нила забеременела, было принято решение вернуться в Киев – всё-таки там рядом были их родители и всегда могли помочь с ребёнком.
Говорили, что талантливого Барчука приглашали в один из Московских театров, но молодая жена была очень ревнива, и наотрез отказалась от столичной жизни – побоялась, что там уж точно уведут её красавца-мужа. Тем более, что он частенько давал ей поводы для ревности – прекрасные женщины были одной из многочисленных слабостей Анатолия. Дочка Мирослава родилась уже в Киеве, а супруги были приняты в штат киностудии им. Довженко и практически сразу по возвращении оба стали сниматься в кино.
Дебют Барчука состоялся ещё в 1963 году – на Свердловской киностудии он снялся в лирической драме «Самый медленный поезд», и хоть роль была небольшая, получил первую известность и симпатии зрителей. В 1966 году на киностудии Довженко он сразу получил главную роль в военном фильме «Два года над пропастью» – картину посмотрели больше 30-ти миллионов советских граждан и актёр стал по-настоящему популярен. А в следующем году они с женой вместе снялись в драме «На Киевском направлении».
Анатолий стал сниматься очень часто, режиссёры любили ему давать «правильные» роли, он часто играл военных, чекистов, полковников, лётчиков, следователей, так что, к счастью его жены, амплуа героя-любовника он смог избежать. Супруги прожили 13 лет, но в итоге развелись – карьера Нилы не сложилась, она завидовала успеху мужа, ревновала ко всем красивым коллегам-актрисам, и в конце концов Барчук не выдержал, ушёл.
Он любил дочь, но и с ней отношения у него не сложились, Мирослава жалела мать и винила отца, старалась без необходимости с ним не встречаться. Лишь когда она вышла замуж и подарила родителям внука Ивана, их отношения немного потеплели. Девушка не пошла по стопам родителей, стала журналисткой.
Анатолий Трифонович женился повторно уже в солидном возрасте на молодой актрисе Ганне Лев (Анна Левченко) – ему было 54 года, а ей 30, но они не чувствовали этой разницы в возрасте и прожили вместе больше 20-ти лет, до самого последнего дня Барчука. В 1993 году Анна родила мужу ещё одну дочь Стефанию, и он буквально обожал своих девочек, баловал их, готовил всякие вкусности, старался быть рядом каждую свободную минуту.
С появлением в его жизни Левченко, он перестал ухлёстывать за хорошенькими девушками, вообще не смотрел по сторонам и никого не видел, кроме любимой. Он заново отстроил загородный домик её родителей под Киевом, всё лето семья жила там, Анатолий Трифонович разводил овощи и зелень, сам занимался консервацией, варил варенье и крутил компоты. Все домашние обожали зимой открывать его банки и нахваливали вкусные разносолы.
Барчук много снимался даже в лихие 90-е, а после развала СССР и отделения Украины работы стало совсем мало, но всё-таки его приглашали по старой памяти, давали эпизоды и второстепенные роли в сериалах, которые стали выпускать как горячие пирожки. Ездил Анатолий и в Россию, снимался в нескольких сезонах «Возвращение Мухтара».
В последние свои годы актёр играл в Театре-студии Киноактёра, выступал с творческими вечерами, 3 года снимался в 200-серийной украинской комедии «Виталька» – последние серии вышли в 2016 году уже без него. Барчук работал, будучи тяжело больным, но мало кто знал об этом – благодаря железной воле и выдержке он держал лицо и выходил на съёмочную площадку даже при сильных болях.
Он никогда не лез в политику и очень жалел, что наши страны и люди перестали понимать друг друга, стали врагами. Надеялся, что всё когда-нибудь образуется, переживал, а когда его первая жена увлеклась Евромайданом, пытался через старшую дочь образумить её.
Замечательного, талантливого актёра, совсем забытого в России в последнее время, не стало в июне 2015 года, жена выполнила последнюю волю любимого мужа и развеяла его прах над рекой Канев. А памятник Анатолию Барчуку установлен на Байковом кладбище в Киеве. Ему было 75 лет.