Скажу сразу: эта статья написана давно, и я долго думала, публиковать ли её здесь. Но тут как раз по одному из телеканалов запустили «Семнадцать мгновений весны» в буйстве красок… Словом, расчехлила я свой топор.
С тех пор, как в нашей стране научились раскрашивать черно-белые фильмы (а чего не озвучивать немые?), на телевидении не стало отбою от перешедевренных шедевров. Многие знакомые машут рукой и говорят: «Ерунда, зато стало разноцветно, красивенько».
Но стоит посмотреть внимательно – и становится ясно, почему игра в раскраски есть торжество дурного вкуса. На эту мысль меня навела простодушная похвала знакомого, который не видел «Весну на Заречной улице» в оригинале, а посмотрел сразу в цвете: «А, ну в цвете очень мило. Сказка и есть сказка».
Но в том-то и суть, что снятый Марленом Хуциевым фильм – не сказка. Да, на нем лежит отпечаток чуть приподнятой, условной киноэстетики предыдущих лет. Но! Цветная пленка уже вовсю была в ходу. На нее были уже сняты «Кубанские казаки», «Верные друзья» и прочие веселые, яркие, праздничные и непобедимо наивные фильмы.
Хуциев же отступает от эстетики, которую навязывает фильму цветная пленка. И снимает зачем-то на черно-белую. Почему? Может, Хуциев глуп? Или ему не дали денег? Но тогда все режиссеры оттепели глупы и в большинстве фильмов государство было мало заинтересовано.
Потому что и концептуальный «Июльский дождь» почему-то черно-бел. И «Я шагаю по Москве» молодого Георгия Данелия – тоже черно-белый фильм. И многие, многие другие.
NB: я знаю, что сам Хуциев участвовал в раскрашивании своего фильма. Но про причины этого и его отзывы о результате расскажу в другой статье.
Дело в том, что графичная сдержанность черно-белой пленки как раз-таки приглушает праздничную «сказочность» сюжета и делает фильм более строгим, более серьезным, более поэтичным. Это в те годы было общемировой тенденцией: кинематограф французской «новой волны», итальянские неореалисты, английское кино «кухонной мойки», передовые скандинавы сознательно уходили от глянца цветной пленки.
Отчасти поэтому-то «Весна на Заречной улице» – не фильм «Высота» и не «Кубанские казаки». Кроме того, и качество цветной пленки, и цветопередача были еще, подозреваю, не на высочайшем уровне. В любом случае она сделала бы фильм более грубым, аляповатым, нереальным, одним словом – сделала бы с ним то, что не задумываясь натворили мастера раскрашивания.
А что она делает с лицами актеров, о боже мой, боже! Посмотрите на Николая Рыбникова в роли молодого парня Сашки Савченко. Это черно-белый кадр:
А вот как тот же кадр выглядит в искусственной раскраске.
После колоризации. Этот мужик минимум на пять лет старше! Далее – вот вечно юная Янина Жеймо (Золушка) и красавица Варвара Мясникова (Фея). Черно-белый кадр.
А вот они же в цвете:
После колоризации. Две стареющие дамы, расписанные под китчевый фаянс.
Я не знаю, почему колоризация сразу обличает и даже увеличивает возраст актера, не бросающийся в глаза в черно-белой версии. Это вопрос к гримерам, операторам и осветителям. Возможно, этот феномен как-то связан с особенностями грима для цветной и черно-белой пленки – так как, разумеется, сразу снять в цвете и раскрасить поверх все-таки не одно и то же.
Вот и ещё один нюанс. Поскольку «Золушка» снималась в монохроме, посмотрите, как изощрились художники (между прочим, одним из них был легендарный Николай Акимов, художественный руководитель ленинградского Театра Комедии). Сложные костюмы, обилие декора, блеска, мелких деталей. В цвете все это стало избыточным и аляповато-театральным.
Про некогда стилизованные под военную хронику «17 мгновений весны» я вообще не заговариваю. На мой взгляд, раскрашивать этот фильм, несмотря на якобы данное старой и больной Лиозновой разрешение, было вандализмом. Да, впрочем, как и все фильмы. Более-менее аккуратно это адово действо было проведено лишь над той самой хуциевской «Весной на Заречной улице» да над фильмом Быкова «В бой идут одни старики», однако и там раскрасчики ухитрились опозориться, размалевав от души реальные кадры военной хроники.
Поэтика кино оттепели безжалостно рушится, и никому до этого нет дела. Тонко выверенная киноэстетика попирается, и никому до этого нет дела. Филигранно снятые детские фильмы превращаются в ляпистые телеспектакли – и никому до этого нет дела, дети скушают и не подавятся.
Кто-то скажет: «Ну это всё нюансы. Главное – фильм хорошо снят! А все эти стилизации, возраста и поэтика – это эстетство». Да? Может быть. Но вот я лично не отличаю оригинал живописного полотна от репродукции. Так почему бы нам не снять висящие в Третьяковке, Эрмитаже, Русском и Пушкинском музее картины и не переписать их заново? Вместо дорогостоящей реставрации, которую все равно никто не заметит.
Я лично знаю таких мастеров – они вам Меньшикова в Березове ноль в ноль скопируют, мать родная не отличит! И цветочек в горшке на окошке пририсуют, а то неуютно как-то там.
Что, думаете, я преувеличиваю? Ну так давайте покрутим перед растущими людьми, вкус которых только формируется, раскрашенное кино в количестве. И если раньше сорок человек из ста чувствовали, зачем и почему одни фильмы сняты так, а другие – иначе, зачем и почему здесь звучит такая музыка, а тут – иная, то вырастив пару поколений, категорически нечувствительных к самому понятию «эстетика», вы получите «Меньшикова в Березове» с цветочком и занавесками.
Ваши дети еще смотрят черно-белое кино? Тогда мы идем к вам!
© Ольга Гурфова
Источник
Раскрашивателям фильмов я бы предложил ещё пририсовать брови “Джоконде” и натянуть трусы на Давида” Микеланджело”! Чисто дети, чёрт бы их побрал! Я помню, по телевизору рассказывали, как ломали Лиознову, чтоб она дала своё согласие на этот идиотизм. Она объясняла, что снимала фильм на чёрно-белой плёнке не потому, что тогда не было цветной, а потому, что фильмы о войне обязательно должны быть чёрно-белыми – эти цвета олицетворяют силы зла и добра. Это особенно хорошо подчёркнуто режиссёром Ростоцким в фильме “А зори здесь тихие”. Весь фильм чёрно-белый, и только сцены мирной жизни сняты на цветныю плёнку. Контраст поразительный!
Можно взять карандашные рисунки художников и расскрасить. Вряд ли Витрувианский человек от этого выиграет, а вот то, что художник старался показать светом и тенью – исчезнет.
Имея опыт фотографа и работы с ч\б фотографией делюсь наблюдениями. Монохром имеет интересные эффекты. Картинку в целом делает более глубокой, проработанной и драматичной – засчет теней разной интенсивности. Дает возможность сосредоточится на основном, не отвлекает глаз на второстепенные детали. С человеческими лицами ещё интереснее. На лицах ч\б однозначно скрадывает мелкие дефекты и возрастные особенности, типа морщин. Но при этом и не молодит, а напротив, создает эффект зрелости. По поводу эффектов, созданных раскраской на лицах актеров упомянутых фильмов. Качество этой раскраски далеко не на уровне, как и качество картинки исходника. О “постаревших” в цвете лицах: окраска просто проявила незаметные на ч\б детали. А Золушка – актриса Янина Жеймо – вовсе не была юной барышней. На момент съемок ей хорошо за тридцать, плюс злостная курильщица – вот лицо и выглядит соответственно возрасту и образу жизни. Плюс советские люди 40-50 х годов выглядели гораздо хуже и старше своих нынешних сверстников