Сатирический киножурнал “Фитиль”, столь любимый всеми в советское время, выдал на-гора немало бессмертных сюжетов. Многие истории шагнули в народ широкой взрывоопасной поступью. Многие подзабылись. Но были такие “фитильные” истории, что смотрелись как настоящие полноформатные картины…
В 1965 году в одном из выпусков “Фитиля” появилась маленькая новелла “Коварство и любовь”. Просто диву даёшься как удалось режиссёру этой новеллы Тамаре Лисициан впихнуть в три минуты тридцать секунд целый сериал. Вот же умели уплотнять эфирное время наши киномаги! Сейчас бы эту историю вполне могли бы раздуть серий на двадцать.
В новелле играют трое: красавица-обольстительница, академик и её муж. Кто в этом минисериале является академиком и стало главной интригой всего. И оно не уступает по драматизму накалу страстей раскрытия личности академика в сериале “Ликвидация”.
Молодая предприимчивая особа, театральный кассир, одержима поймать брачную птицу-удачу в свои цепкие лапы. Четыре недели она ведёт свою непростую игру, но судьба показывает ей фигу. Сколько подобных женщин прошли путём главной героини. Кто-то успешно, а кто-то нет. В нынешнее время так это является уже чуть ли не целой сферой брачного бизнеса. Это не скрывают, а наоборот выпячивают и этим хвалятся. А в раннебрежневские времена, такое безусловно утаивалось, порицалось и высмеивалось.
В новелле играет знаменитый кинопедагог Борис Бибиков. Все его помнят по роли професора Соколова из “Приходите завтра”. Роль почти без слов, но образ мужа академика он нарисовал мастерски. Чем-то его восхищение молодой красавицей напоминает восхищение профессором Фросей Бурлаковой. Те же лучистые глаза тонко ценящие всё прекрасное и талантливое.
Вместе со своей супругой Ольгой Пыжовой, Борис Владимирович Бибиков вырастил целую плеяду выдающихся артистов, которые стали нашими звёздами. В их числе: Нонна Мордюкова, Леонид Куравлёв, Надежда Румянцева, Руфина Нифонтова, Майя Булгакова, Вячеслав Тихонов, Светлана Дружинина, Любовь Соколова, Софико Чиаурели, и конечно же его любимица Катюша Савинова. Про последнюю он как-то сказал, что в жизни видел много талантов, но преклоняется перед талантом только двух людей — перед Станиславским и Савиновой.
Но что интересно, что чем-то его судьба напоминает судьбу его героя. Уже когда ему было за семьдесят лет, он женился на молодой артистке из Таджикистана Малике Джурабековой, которая была младше его на 47 лет. Искренне увлёкся старик молодой таджичкой, почти также как в этом сюжете “Фитиля”. Малику трудно назвать охотницей за титульными мужьями, приспособленкой и приживалкой. Даже скорей наоборот. Она очень нежно помогала Борису Владимировичу ухаживать за больной женой, а после того как мэтра выпроводили на пенсию, она его, полуслепого старика перевезла к себе в Душанбе и продлила годы его жизни на целое десятилетие.
Борис Бибиков умер как раз в день поминания своей первой супруги Ольги Пыжовой. Он попросил Малику налить ему рюмку водки. Она пошла на кухню к холодильнику, а когда вернулась застала 86-летнего супруга уже неживого. Он сидел застывший на стуле. В одной руке держа куриную ногу, а в другой салфетку.
Роль жены его героя, пожилую даму и настоящего академика, сыграла Клавдия Половикова. Эта актриса нечасто играла в кино. Но если играла, то роли выдавала мощные. Особенно злые старухи у неё получались. Как, например, в “Судьбе барабанщика” по А. Гайдару.
Клавдия Михайловна Половикова мама знаменитой артистки, нашей “звезды эпохи” Валентины Серовой. Её сложные отношения с дочерью довольно хорошо описаны многими. Когда наша заплутавшая звезда совсем уже спилась, Клавдия Михайловна добилась того чтобы В. Серову лишили родительских прав и отобрала у неё дочь Машу, отцом которой был знаменитый Константин Симонов.
Она самостоятельно воспитывала девочку, не разрешая ей видеться с матерью. Клавдия Михайловна пережила свою звёздную дочь на три года. Валентину же нашли неживой, в разграбленной квартире спустя много времени после смерти, по жалобе от соседей.
Самая таинственная биография из троицы героев у исполнительницы главной роли Татьяны Новиковой. Невероятно красивая женщина! Смотришь на неё и понимаешь, что с такой внешностью, она могла бы далеко пойти в нашем кино. Но её почему-то никто из режиссёров больше не снимал. Татьяна Григорьевна Новикова много лет была актрисой Театра им. Моссовета, где сыграла немало ролей, и была на хорошем счету у Ю.А. Завадского и его последователей. Играла в театре до 90-х годов.
Известно, что её отцом был актёр из Петербурга Григорий Новиков, который был репрессирован и долго потом возглавлял созданный им драмтеатр в Воркуте. Татьяна жила с матерью в коммуналке на Арбате. Не смогла устроить свою личную жизнь (почти как героиня из нашей новеллы), и после смерти матери получила квартиру в новостройке. Где почти толком и не пожила, так как свела счёты с жизнью. Знающие её люди говорили, что произошло это таким же образом как это сделала Катюша Савинова. А вообще жаль, что у такой яркой актрисы до сих пор нет подробной в биографии.
Само название “Фитиль”, при всей своей пиротехнической начинке, имеет флотские корни. Когда адмирал замечал на том или ином корабле своего соединения непорядок — нечёткое выполнение задания, отклонение от курса и прочее, то на флагмане поднимался позывной корабля-нарушителя и производился выстрел из орудия по команде “Фитиль”. Выстрел должен был привлечь внимание всех командиров кораблей к сигналу, поднятому на флагмане. Как говорил Сергей Михалков: “Каждый выстрел-сюжет “Фитиля” был стопроцентно снайперским”.
Источник