Его любили женщины, высоко ценили режиссеры, уважали коллеги по кинематографу. Мало кто мог так органично играть на экране злодеев и отрицательных персонажей. Лев Перфилов сыграл в нашем кино больше 160 ролей, из которых практически не было главных. Но любую роль, даже эпизодическую, он мог сделать запоминающейся и значимой.
Ранние годы
Лев Алексеевич Перфилов родился подмосковной Коломне. Его папа работал на знаменитом патефонном заводе. Шёлкокрутильная фабрика Абеля, которая после революции пришла в упадок, была перепрофилирована на выпуск текстильного оборудования, и стала называться “Текститльмаш”. В 1933 году, в этих стенах открыли патефонный завод союзного значения, проектной мощностью 250 000 патефонов в год. Народ это место так и прозвал – “Патефонка”.
Отец хорошо зарабатывал и семья не нуждалась. Предвоенные годы артиста прошли счастливо. Но когда началась война, семье пришлось несладко. Отец в первых рядах добровольцев ушёл на фронт и пал смертью храбрых в боях под Ленинградом. Так в 10 лет Лёва остался с матерью и младшим братом Юрой, который родился накануне войны. Жили они очень голодно. Вот тогда первый раз проявились актёрские способности Лёвчика-артиста — как его ласково называли друзья. Правда, это всё имело криминальный подтекст.
Лёвчик был отвлекающим. Становился посреди базара или вокзала, и голосил что есть мочи, что потерялся или что-нибудь подобное. Сердобольные граждане останавливались и пытались утешить парнишку. В это время его друзья обчищали их карманы и сумки. Подобным же путём начинал свой творческий путь на эстраду Валерий Ободзинский в Одессе, который пел песни на Приморском бульваре, и собирал своим талантом толпу вокруг себя, а его друзья тем временем обчищали карманы зевак-курортников.
Слава Богу мама Лёвчика вскоре вышла замуж за кадрового военного Василия Лученко и уехала с детьми на Камчатку. Отчим после пристроил Льва в Суворовское училище. Но маленькому Льву, военная жизнь быстро разонравилась, и он бросил учёбу. Он уже мечтал стать только артистом.
Карьера
Лев Перфилов легко поступил в щепкинское училище на курс Марии Осиповны Кнебель, ученицы самого Станиславского. Еще учась на 4 курсе, Лев Перфилов первый раз был приглашён в кино, дебютировав ролью Франца Клавичека в “Павке Корчагине”, в 1955 году. Роль удалась. Актёра на Украине запомнили. После так получилось, что Лев Перфилов стал много играть именно на Украине, в картинах студии им. Довженко. При этом числился он в штате московского Театра-студии киноактёра.
В 50-е годы им было сыграно около десяти ролей почти во всех значимых довженковских фильмах того периода:
- “Ветер”,
- “Гори, Гори, моя звезда”,
- “Катя-Катюша”,
- “Киевлянка”,
- “Олекса Довбуш”.
Но самой примечательной ролью артиста в то время стала роль пана Вольдемара в фильме “Таврия” (1959). Странный очень фильм. Художественно безупречный. Вроде бы и актёры хорошие, но персонажи — сплошь картонные. И какая-то киноходульность во всём. И само произведение Олеся Гончара тяжёлое и запутанное.
Запомнились только исполнители: Лев Перфилов и Лариса Шепитько. Они вдвоём играют любовь. Великая Лариса, божественно красива в кадре. Ей тогда было всего 20 лет. Лев Перфилов извивается змеёй вокруг вожделенного плода своей любви. Его пан Вольдемар Фальцфейн притягивает и отталкивает.
После этой работы актёр Лев Перфилов на долгие годы определил себе дорогу в кино, играя киномерзавцев и всяких скользких типчиков. Потом к этому списку присоединились белогвардейцы, фашисты, садисты-эсэсовцы, деревенские прихвостни-старосты и проч.
Невозможно охватить взором все сыгранные отрицательные роли Львом Перфиловым в нашем кино в период 60-80 годов. И вроде роли-то многие были на пять копеек, а запоминались надолго. Его Меланий в “Бумбараше”, Крюгер в “Циклон начнётся ночью”, вор Мочёный в катаевском “Волны Чёрного моря”, мерзкий Пандер-Джонсон в “Капитане Немо”. Да разве всё перечислишь…
Говорят, что Лев Перфилов упросил Станислава Говорухина дать ему роль добряка Гришы Ушивина вместо очередного бандита в воровской малине. Дескать, устал играть негодяев. Да, именно по этой маленькой роли его и помнят сейчас. Уж больно культовый получился фильм. Хотя стоит сказать, что всё же проскальзывали добряки-простаки в его исполнении и до “Места встречи”. Был дамский парикмахер в “Буднях уголовного розыска”, фельдшер в “Варькиной земле”. Даже несколько сотрудников КГБ сыграл актёр безупречно. Но всё же Гриша Ушивин — это самая положительная роль актёра. И самая визиточная.
Лев Перфилов в детстве окончил музыкальную школу по аккордеону. И в фильме играет сам.
Личная жизнь
Льва Алексеевича очень любили женщины. И он их любил не меньше. У актёра было несколько браков и в общей сложности пять детей. Но как-то всё не складывалось у него в итоге. Браки распадались. Да и жизнь на два города была непростой. Он всё время колесил между Москвой и Киевом, да и постоянные пропадания на съёмках не улучшали качество семейной жизни.
Но в начале 80-х годов всё же произошла судьбоносная встреча Льва Алексеевича. Он встретил свою половинку. Причём произошло это в крайне тяжёлый момент жизни. Когда, он очень известный актёр, герой “Места встречи”, расставшись с женой Валентиной и оставив трёх сыновей, переживал тяжёлый душевный кризис. И насевшие на него мысли послали его на мост свести счёты с жизнью. И тут он отчётливо услышал чей-то женский голос. Обернулся — никого. Тогда он вспомнил, что не позвонил старенькой маме. И пошёл на почту звонить по межгороду.
И там он встретил свою половинку. Ей оказалась симпатичная девушка, телефонистка Вера. Она была на 25 лет младше Льва Алексеевича. Это была судьба. Вера и Лев Алексеевич прожили счастливые 17 лет жизни.
Лев Алексеевич продолжал много сниматься в кино. Даже в последний год жизни, будучи тяжело больным он не оставлял свою работу. Последними его киноработами стали фильмы “Как кузнец счастья искал” и “Вино из одуванчиков”. Выглядит он там неважно. Это заметно на экране. Но играет, как всегда, безупречно.
Уже будучи серьёзно больным, он послал любимую Веру в магазин купить ему конфет. Когда Вера вернулась, его уже не было в живых. Актёр был похоронен в ставшем ему родным Киеве, на Лесном кладбище.
Интересно, что младший брат Льва Алексеевича, Юрий Лученко, тоже стал актёром. Он мало играл в кино. Больше являясь театральным артистом. Служил много лет в московском ЦДТ. Но дослужился до звания народного артиста России. А Лев Алексеевич при своей мегапопулярности в СССР, так и ушёл всего лишь заслуженным. Хотя ещё при жизни был трижды народным артистом страны.
Спасибо хорошему актеру за ту частичку своей души, что оставил нам. Мы любим его и его героев. И не только Гришу “шесть на девять”. Лев Перфилов стоит в одном ряду с такими корифеями маленьких ролей как Сергей Филиппов, Николай Парфёнов, Готлиб Ронинсон. Будем помнить его всегда.
P.S.
Когда автор был маленьким, то встреча с персонажами Льва Перфилова навевала ужас. От его Вилли Крюгера — холод шёл по спине. Его Меланий, чёртом прыгающий на спину Бумбараша вызывал омерзение, особенно когда он кричал: “Деньги на твою панихиду истрачены! Нет у меня брата!”. Казалось встретишь его вот так на улице, и сразу упадёшь без чувств. Такие же чувства лёгкого ужаса навевал актёр Валентин Никулин. Даже скорей не сыгранными ролями, а просто своим лицом. И даже добрый доктор Гаспар не переубедил маленького автора. Думалось, ну почему эти дяди так пугают детей. Только потом, когда автор вырос, стало понятно, что это были актёры огромного таланта. Актёры со своим неповторимым почерком и со своим лицом.
Источник