1 апреля 2021 года на экраны российских кинотеатров выходит фильм Олега Трофима «Майор Гром: Чумной доктор», повествующий о приключениях бравого, но порой излишне дерзкого сотрудника полиции Санкт-Петербурга. «Я люблю кино» расскажет, почему кинокомикс, работа над которым началась три года назад, в современных реалиях выглядит несколько неоднозначно.
В 2017 году на фестивале Comic Con Russia основатель издательства комиксов Bubble Артём Габрелянов (сын медиамагната Арама Габрелянова) представил публике короткометражный фильм Владимира Беседина «Майор Гром», в котором бравый полицейский (Александр Горбатов) предотвращал ограбления банка и лихо расправлялся с тремя бандитами в масках хулиганов-хоккеистов из мультфильма «Шайбу! Шайбу!». Короткая зарисовка выглядела как своего рода декларация о намерениях: отец и сын Габреляновы хотели показать, что, если любить своё дело и с умом тратить каждую вложенную в производство копейку, то на выходе получится весьма достойный результат.
[youtube_like]https://youtu.be/RLt65JxNsWI[/youtube_like]
Полнометражный кинокомикс «Майор Гром: Чумной доктор», который выходит на экраны кинотеатров 1 апреля, снимал уже не Беседин, а Олег Трофим, известный по спортивной музыкальной мелодраме «Лёд». Исполнитель главной роли тоже сменился: кожаную куртку и плоскую кепку Игоря Грома теперь носит Тихон Жизневский, которого мы недавно могли видеть в мистическом сериале «Топи». К счастью, настрой команды при этом остался прежним: создатели фильма явно хотели показать зрителю картину голливудского уровня, но с отечественным колоритом.
«Мы играем на чужом поле, но по своим правилам», — заявил Артём Габрелянов после пресс-показа фильма.
Майор Игорь Гром в исполнении Жизневского — это осовремененный Глеб Жеглов, которому добавили любовь к шаверме и некоторые черты стереотипных «крутых копов» из американских фильмов восьмидесятых. Он в одиночку может поймать целую банду (разворотив при этом Дворцовую площадь), не чурается применять грубую силу при допросе потенциальных информаторов, воспринимает законы скорее как рекомендации, а не строгие правила, и, конечно же, всегда работает один. Его суперсила — интеллект: подобно Шерлоку Холмсу Роберта Дауни-младшего, майор Гром может просчитать ход драки до того, как начнёт махать кулаками, рассмотреть несколько вариантов развития событий и выбрать оптимальный.
Игорь Гром живёт в альтернативном, более уютном Санкт-Петербурге, где стражи порядка разъезжают на дорогих автомобилях, на боку у которых крупно написано «ПОЛИЦИЯ» (а не ГУ МВД ОМГ ВТФ по району Мурино). Полицейское управление в городе, кажется, одно-единственное, зато выглядит оно прямо как в Готэме: деревянные интерьеры, тяжёлые столы и поразительно чистая КПЗ. Игорь один делает больше, чем все остальные полицейские вместе взятые, но даже он не может побороть накрывшую город на Неве волну коррупции, ведь сегодня Гром ловит зажравшегося сынка какого-нибудь бизнесмена, который сел за руль в нетрезвом виде и сбил девочку-сиротку, а завтра продажный судья уже выпускает оборзевшего мажора на волю.
Тут-то на сцену и выходит Чумной доктор, который полагает, что зло нужно выжигать огнём — вместе с носителями. Скрывающий лицо под маской борец с коррупцией устраивает несколько показательных казней представителей питерской элиты и моментально становится народным героем — ведь в нашей стране каждый второй составляет в уме список людей, которых нужно расстрелять, чтобы Россия наконец-то зажила хорошо. Сам Чумной доктор прямым текстом говорит, что ассоциирует себя с Бэтменом, однако, учитывая страсть к пламенным речам, революционный настрой и орду последователей в белых масках, он больше похож на героя комикса (и фильма) «”V” значит Вендетта» (V for Vendetta).
Обрести популярность и сколотить армию подражателей Чумной доктор смог благодаря соцсети Vmeste, использующей уникальный алгоритм шифрования данных, из-за которого пользователя не могут вычислить спецслужбы.
«Зачем вы создали то, что не можете контролировать? Вы хотели дать людям свободу, а вместо этого предоставили трибуну маньяку», — отчитывает майор Гром создателя соцсети Сергея Разумовского (Сергей Горошко), в котором легко угадывается Павел Дуров, отягощённый невротическими повадками Марка Цукерберга.
Сотрудники ведомства, пытающегося замедлить Twitter, одобрительно кивают этим словам, почёсывая шрамы от проигранной войны с популярным мессенджером.
Фильм «Майор Гром: Чумной доктор» снимали долго, и за время работы над ним политическая повестка изменилась настолько, что сейчас творение Олега Трофима выглядит прямо-таки одой героическому силовику, который защищает Стабильность от раскачивающего лодку бунтаря. Из-за этого почти сюрреалистично выглядит финал, в котором после устроенных последователями Чумного доктора погромов, поджогов и расправ над чиновниками и бизнесменами федеральные власти осознают необходимость реформы судебной системы и борьбы с коррупцией. Нам намекают, что добиться изменений можно только через кровь на улицах? Хочется верить, что нет.
Если же рассматривать кинокомикс в отрыве от окружающей нас действительности, то можно сказать, что «Майор Гром: Чумной доктор» — фильм интересный и качественный, но далеко не идеальный. Боевым сценам не хватает изобретательности и драйва, которые были в короткометражке, а сюжет отнюдь не поражает своей глубиной. Пожалуй, в комиксе-первоисточнике мотивация антагониста была более интересной. Более того, при желании весь фильм можно разобрать на составные части: вот у нас погоня как в «Форсаже» (Fast and Furious), а вот сцена в казино, выдернутая из «бондианы». Вместе с тем, «Майор Гром» — больше, чем сумма своих частей, это цельное произведение, которое, как цемент, склеивают простоватый, но располагающий юмор и мужественное обаяние главного героя.
Артём Габрелянов и его команда хотели создать проект голливудского уровня, и в целом с задачей справились. Их фильм — крепкий фундамент, на котором вполне можно выстроить вселенную российских комиксов. Недаром для зрителей подготовили не одну, а сразу две сцены после титров.