В конце 50-х советские фильмы начали собирать награды на международных кинофестивалях. На волне этого иностранцы стали активно интересоваться нашим кинематографом. Постепенно появились совместные проекты, к которым часто привлекали советских режиссеров.
Однако на деле подобное сотрудничество далеко не всегда приводило к положительному результату. Большинство проблем было из-за того, что каждая сторона перетягивала одеяло на себя. Нередко в творческий процесс вмешивались деньги – приходилось менять актеров и переписывать сценарии.
Сегодня предлагаем вспомнить несколько фильмов, которые должны были стать ярким явлением в кинематографе, но на деле не оправдали ожиданий.
«Жизнь прекрасна» (1980), режиссер Григорий Чухрай
После «Баллады о солдате» Григорий Чухрай стал известен на весь мир. Особенно высоко его творчество ценили итальянцы. В 1979-ом они предложили снять совместный фильм «Жизнь прекрасна». Чухрай согласился, но с одним условием – он должен быть соавтором сценария, чтобы лично контролировать вносимые правки.
Ему дали полную свободу действий, что совершенно не уберегло режиссера от особенностей западного кинематографа того периода. Вначале исполнители главных ролей Орнелла Мути и Джанкарло Джаннини отказались сниматься в ряде эпизодов, а потом вмешался продюсер и попросил переделать некоторые моменты, чтобы не спровоцировать реакции радикально настроенных групп.
В итоге фильм провалился, а Григорий Чухрай дал себе слово больше не участвовать в совместных проектах.
«Красная палатка» (1969), режиссер Михаил Калатозов
Фильм «Красная палатка» был совместным проектом сразу трех стран и по совместительству последней работой прославленного советского режиссера Михаила Калатозова. По замыслу создателей кино должно было поразить своим масштабом.
Главную роль доверили австрийскому актеру Питеру Финчу, правда звездами в картине все же были Шон Коннери и Клаудия Кардинале. По мнению многих именно они виноваты в провале картины – не вписались. Однако не стоит забывать, что по требованию итальянской стороны сильно переписали изначальный сценарий, из-за чего актер Юрий Нагибин даже покинул проект.
«Ватерлоо» (1970), режиссер Сергей Бондарчук
После оглушительного успеха «Войны и мира» итальянские продюсеры решили совместно с Бондарчуком замахнуться на еще один крупный проект. После оскароносной экранизации Толстого у Сергея Федоровича оставалась масса нереализованных идей.
На главные роли пригласили голливудских звезд: Рода Стайгера, годом ранее получившего Оскара, и Кристофера Пламмера. На выходе получилась масштабная картина, которую было необходимо смотреть исключительно на большом экране. Однако, удивительным образом фильм умудрился провалиться в прокате.
Позднее продюсеры заявили, что причина провала кроется в Наполеоне, который якобы не вызывает интереса у массового зрителя…
«Анна Карамазофф», режиссер Рустам Хамдамов
Пожалуй, именно у этого фильма была самая сложная судьба. Режиссером картины выступил Рустам Хамдамов – гениальный художник, работы которого находятся в музеях по всему миру. В 70-х Хамдамов работал над картиной «Нечаянные радости» с Еленой Соловей и Натальей Лебле.
Вскоре съемки остановили цензоры, которые вдобавок потребовали уничтожить все негативы. Правда у оператора часть негативов все же осталась и Хамдамов решил их использовать, но уже в другом проекте – в фильме «Анна Карамазофф».
Сценарием заинтересовалась французская сторона и лично звезда европейского кино Жанна Моро, пожелавшая сыграть главную роль. После согласования деталей Хамдамов приступил к съемкам и даже закончил картину. Вот только ее итоговый вариант, показанный на Каннском фестивале, привел к грандиозному скандалу…