Вспоминая Нонну Терентьеву понимаешь, что наш кинематограф прошляпил уникальную актрису. Не смог ярким светом засверкать столь редкий бриллиант в нашей киноэкранной действительности. Сейчас и не скажешь однозначно, почему актриса такой уникальной для советского времени красоты оказалась в целом мало востребованной. Конечно, не совсем всё не получилось. Мы помним её Котика, Зою Монроз, Сашу Демидову. Но сколько ещё могло быть интересных ролей в годы её расцвета и молодости.
Некоторые критики считают, что Нонна Николаевна Терентьева была не достаточно талантливой актрисой и помимо красоты мало чем могла удивить зрителя. Но это всё наговоры. Актриса Терентьева была большого таланта. Она была яркая психологическая актриса, даже погранично психологическая. Она могла показать самые потаённые оттенки души. Просто красота у неё была настолько своеобычная, что порой наши режиссёры просто не понимали как её снимать, и главное – в каких фильмах её снимать.
Не удивительно, что фильм в “В городе С.” вызвал огромный интерес на кинофестивале в Риме, а затем в Каннах, где его демонстрировали не на конкурсной основе. Нонна Терентьева в роли Котика произвела сильное впечатление на звёзд мирового кино, и Симона Синьоре назвала актрису эталоном женской красоты.
До чеховского Котика, Нонна, тогда ещё Новосядлова, великолепно сыграла главную роль девушки Лены в картине “Самый медленный поезд” в 1963 году. Роль получилась прекрасной. Режиссёры Усков и Краснопольский всегда умели подбирать красавиц на главные роли. Но после большого проката картины (22 млн. зрителей) и признания актрисы, Нонну почему-то три года не снимали. История повторилась после “В городе С.”. Опять трёхлетняя пауза в кино.
Возможно эта пауза была вызвана тем, что актриса погрузилась в работу в московском театре им. Станиславского, а потом в киевском театре им. Леси Украинки. Успела выйти замуж за сына большого чиновника в Киеве, родила красавицу-дочь Ксюшу. А потом опять возникла на горизонте нашего кино. Андрон Кончаловский пригласил её в “Дворянское гнездо” на роль Жюстины.
Наверное протежировал Нонну Терентьеву в фильм Никита Михалков, вспомнив совместную работу с ней в короткометражке “Шуточка”. Совершенно бесподобная, воздушная четырнадцатиминутная киноработа Андрея Смирнова и Бориса Яшина. Кто не смотрел этот маленький шедевр — обязательно посмотрите. Пока современная бескультурная матросня не пустила плёнку на самокрутки.
Затем Исидор Анненский снял Нонну Терентьеву в фильме “Трое” по произведению А.М. Горького. Она там прекрасно сыграла Татьяну Автономову. Потом была Туся в киноленте “Сеспель”, чеховская Анюта Благово в “Моей жизни”, и так вот плавно всё подошло к Зое Монроз.
Трудно сказать, кто из актрис нашего кино подошёл бы лучше Нонны Николаевны на эту роль. Она была просто создана для неё. Для описания внешности Зои обратимся к тексту А. Толстого: “Зоя Монроз, одна из самых шикарных женщин Парижа. Она была в белом суконном костюме, обшитом на рукавах, от кисти до локтя, длинным мехом чёрной обезьяны. Её фетровая маленькая шапочка была создана великим Колло. Её движения были уверенны и небрежны. Она была красива, тонкая, высокая, с длинной шеей, с немного большим ртом, с немного приподнятым носом. Синевато-серые глаза её казались холодными и страстными”.
Аристократичная, холодная, циничная, уставшая от жизни Зоя Монроз — огромная удача актрисы.
Также удачно актриса сыграла мадам Сашу Демидову в фильме “Транссибирский экспресс”. Почти та же Зоя Монроз, только ещё более холодная и отчаявшаяся женщина. Супер роль актрисы. Стопроцентное попадание в образ.
Вот почти и всё, что запомнили наши зрители об актрисе Нонне Терентьевой. Нет, конечно же на этом список сыгранных ролей в кино у актрисы не исчерпывается. Были и “Бешенное золото”. и “Таланты и поклонники”, и работы в детских фильмах. Но Зою Монроз и мадам Демидову помнят и сейчас.
Кстати, в “Бешенном золоте”, сними его чуть поярче и поудачливей режиссёр Самсон Самсонов, Терентьеву бы тоже помнили. Но фильм откровенно провалился в прокате, и не помогли звёзды нашего кино: О. Яковлева, В. Гафт, Г. Стриженов, Н. Олялин и другие.
Стоит сказать, что театральная карьера у Нонны Николаевны складывалась неплохо. В театре ценят именно перевоплощение, а не экстерьер. И актриса была награждена хорошими ролями в театре. Это было и в Киеве, и в Москве. Правда, после года работы в Театре Советской армии она ушла в Театр им. Гоголя. В Театре Советской армии царила тогда Л. Касаткина, игравшая и крестьянок, и светских дам, а вот в гоголевском театре Нонна Терентьева отыграла 10 лет.
Разведясь со своим киевским мужем, в Москву Нонна приехала вместе с дочкой и своим любимым мужчиной Владимиром Скомаровским. Они вместе играли в театре и жили продолжительное время нерасписанными. В конце 70-х годов Скомаровский уехал в США. Нонна Николаевна отказалась от эмиграции. А может и зря. Мы, конечно, наслышаны, сколь негостеприимны в Голливуде ко всему инородному. Но всё-таки кое-какие исключения были. Кто знает, может быть её кинокарьера перегрузилась бы по-новой. Ей было всего 36 лет в ту пору, она была безумно красива и вообще относилась к типажу вечно молодых дам.
Сам Скомаровский в Голливуде преуспел. Снялся в двух десятках кинофильмов. Он играет в знаменитой “Космической одиссее 2010”, где наши актёры изображают русских космонавтов. Очень смешной еврейский ансамбль космопилотов, бывших наших соотечественников, вышел на орбиту: Илья Баскин, Савелий Крамаров, Наташа Шнейдерман, Олег Рудник и Владимир Скомаровский. Скомаровский играл в Голливуде до 2008 года. А ведь там могла бы, при известной доли удачи, зазвездиться и его гражданская жена.
Но вот так всё как-то уходило из-под самого носа потрясающей актрисы. Какое количество проб она провалила! Сколько ушло от неё киноролей! Пробовалась на Милисенту. Трудно сказать, кто лучше — Трубникова или Терентьева? Трубникова более сказочна, но Нонна более аристократична. К тому же у неё была балетная осанка, и в детстве её приглашала в балетную школу Галина Уланова. А как бы прекрасно она могла сыграть Миледи в “Трёх мушкетёрах”! Там аристократичности почитай не было ни у кого. Разве что у Старыгина. Нонна могла бы добавить живых красок в этот разгульный шалман Юнгвальд-Хилькевича.
Возможно, актрисе не хватало во многом характера. Не было у неё хватки Людмилы Марковны Гурченко, которая могла прошибать лбом стены и добывать себе роли. Возможно, не хватало покровителей, мужа-режиссёра и других атрибутов удачливой актрисы.
Часто после проб ей ставили неутешительный диагноз — слишком красивая для роли. Нонна Николаевна обладала имиджем утонченно-обворожительной женщины, и со своей внешностью она безусловно смотрелась бы во французском, итальянском кино (куда, кстати, её приглашали) или в Голливуде.
Наверное, в силу своей индивидуальности она и не могла играть всё подряд. А режиссёры не всегда могли подобрать ей те роли, в которых она бы хорошо раскрылась, так как она не вписывалась по типажу в образы, популярные в то время. Не нашлось талантливых режиссеров, которые смогли работать с таким редким кинотипажём. Наверное, это и была главная трагедия в актёрской судьбе Нонны Терентьевой.
Нонна Николаевна ушла как-то быстро. Ушла такой же красавицей, какой её все и помнили. Когда смотришь на её киноработы в 50 лет, то просто удивляешься, до чего же она ещё была хороша.
Жаль, что не пошла по стопам матери красавица дочь Ксения, одна из жён Владимира Машкова. Кстати, мать и дочь вместе играют в фильме “Железный занавес”. У Ксении вполне достойно поучилась роль Нелли. Правда, потом она выбрала карьеру модельера.
Нонне Терентьевой не хватило удачи, чтобы стать в первые ряды звёзд нашего кинематографа. Хотя для многих почитателей её таланта Нонна Терентьева безусловно звезда. Она была недосягаема в образе идеалистки, авантюристки или интеллигентки, заблудившейся в разрушающемся времени. Нонна Терентьева была явлением для нашего кино. Добрая память о ней – в наших сердцах.
Напоследок избранные фото актрисы:
Источник