Такая история вряд ли случится в наше время, когда стать знаменитым при помощи одного таланта практически нереально. Но Мария Успенская родилась в позапрошлом веке. В 1922 году она ступила на американский берег без денег, без знания английского языка, но имея недюжинный ум и практику работы с самим Станиславским.
Жизнь в России
Дата её рождения неизвестна, но на надгробии выбит 1887 год. Родилась Мария в семье тульского адвоката, с юных лет заботилась о двух младших сёстрах. Затем уехала в Варшаву, где училась в консерватории, однако пройти полный курс вокала не дал недостаток средств. Пришлось вернуться в Россию. В составе артистических трупп Успенская гастролировала по различным городам. И только, подкрепив несомненный талант учёбой в частной театральной школе Александра Ардашева, поступила в Московский художественный театр. Играла не только на сцене, но и в тогда ещё немом кино.
Худенькая, небольшого роста, некрасивая, она была необыкновенно одарённой актрисой. В её маленькой квартирке любили собираться молодые актёры. Когда все, кроме подруги Софьи Гиацинтовой, расходились, она, закурив, любила опрокинуть рюмку водки, чокнувшись с портретом знаменитого актёра Василия Качалова ‒ своей долгой и неразделённой любви. Именно в такой момент под мелодии с пластинки Вертинского она поведала подруге о сокровенной мечте. Как будет жить в богатом особняке с множеством кошек, где слуга-негр каждое утро будет вкатывать столик с завтраком, разъезжать по всему миру и играть главные роли, а не изображать роль девочки-няньки в пьесе «Сверчок на печи».
Свою мечту она исполнила точь-в-точь.
Успех на Бродвее
После европейской части гастролей, когда уже надо было отплывать в Америку, Марию ужасно мучила зубная боль. Но чтобы избежать возвращения в Москву, она скрыла этот факт и чуть не умерла в пути. В США, узнав разницу своей зарплаты и оплаты труда американских актеров, некоторые члены труппы назад решили не возвращаться. В их числе оказалась и Мария Успенская.
На Бродвее ее первой ее работой стал образ дрессировщицы свиней, вслед за которой ей доверили ведущую роль в спектакле «Обезьянка».
О неимоверной пластичности актрисы говорили ещё во МХАТе, а здесь образ женщины-акробатки сразу прославил её на всю Америку.
По методу Станиславского
К концу двадцатых годов Успенская вместе с поляком Ричардом Болеславским открыла актёрскую школу, в которой стала пропагандировать метод Станиславского.
Учителем она была своеобразным, даже деспотичным, но необычайно талантливым. Поэтому воспитала огромную когорту будущих звезд, в том числе и Ли Страсберга, продолжившего её дело и ставшего наставником для таких эталонных актёров как Марлон Брандо, Мерилин Монро, Роберт де Ниро… О Марии, несмотря на её резкий характер, он никогда не произнёс ни единого плохого слова.
Признание в Голливуде
Давала Успенская частные уроки и уже состоявшимся голливудским актёрам, во время которых от и до анализировала их новые роли. Те же благодарно рассказывали о ней режиссёрам.
Невероятно, но в 50-летнем возрасте она стала получать предложения принять участие в съемках.
Уже первое её появление на американских экранах в кинофильме Уильяма Уайлера «Додсворт» в образе баронессы Оберсдорф было удостоено первой же номинации на «Оскар» за мастерское исполнение роли второго плана.
Впоследствии появится ещё одна.
Ей часто предлагали сыграть европейских аристократок либо экзотических персонажей.
Погибла она в 1949 году в своём особняке, когда уснула, не потушив зажжённую сигарету. Похоронили актрису, о которой в новелле «Завтрак у Тиффани» несравненного Трумена Капоте сказаны слова о том, что по-настоящему бриллианты смотрятся лишь на старухах, подобных Марии Успенской, в Лос-Анджелесе.