У Ольги Аросевой было обостренное чувство справедливости. Она не выносила малодушия и предательства. Еще в раннем детстве актрисе пришлось узнать, что такое настоящее горе. Наверное, поэтому ничто не могло ее сломить. Ольга Александровна не копила в душе обиды и всегда оставалась в хорошем настроении.
Ранние годы
Она появилась на свет в 1925 году в Москве. Мама актрисы была выпускницей Института благородных девиц, в совершенстве знала французский и имела веселый, жизнерадостный характер. Папа увлекался литературой, знал наизусть множество стихов поэтов серебряного века, любил музыку. Он был дипломатом, поэтому в детстве Аросева несколько лет прожила за границей. Увидев однажды в Праге постановку Брехта, маленькая Оля заболела актерством. Она решила, что обязательно станет артисткой.
Вскоре с девочкой случилась первая большая беда. Мама полюбила другого мужчину и ушла к нему, оставив Олю и двух ее сестер на попечение отца.
У Аросевой очень рано обнаружились актерские способности. Уже в пять лет она очень похоже копировала окружающих, чем нажила себе немало врагов.
Однажды отец повел Олю с сестрами на авиационный праздник. Там было много взрослых, и за их спинами девочки не могли толком ничего рассмотреть. Помог им сам товарищ Сталин. Он взял сестер Аросевых за руки и отвел их в первый ряд.
А через некоторое время в семье случилась новая большая беда. Папу Оли арестовали, и он исчез навсегда. Оля очень тосковала по отцу и не хотела верить в то, что больше никогда его не увидит. Она решилась на отчаянный поступок – написала письмо своему большому другу, Сталину. Девочка просила его во всем разобраться и отпустить папу, ведь он не может быть ни в чем виноват.
Конечно же, это была напрасная затея, ведь отца уже не было в живых. Старшую сестру актрисы на комсомольском собрании вынудили отречься от папы. Когда о том же попросили Ольгу, она отказалась, решив, что лучше обойдется без комсомола.
За всеми бедами юная Аросева не забывала о желании идти в артистки. Она поступила сначала в цирковое, а после и в театральное училище. Ольга мечтала блистать на сцене Театра комедии в Ленинграде.
У нее не хватило терпения дождаться окончания учебы. Поэтому девушка попросту стащила актерский диплом у старшей сестры. Она смогла убедить режиссера, что это ее диплом, и была принята в труппу. А дальше был Театр сатиры, верность которому актриса хранила 60 лет!
Карьера
В кино карьера Ольги Александровны сложилась не сразу. Известной она стала только после сорока лет. Всего на счету Аросевой 59 фильмов и сериалов. Своей талантливой игрой она украсила такие кинохиты, как «Берегись автомобиля», «Интервенция», «Старики-разбойники». Актриса стала настоящей звездой первого отечественного ситкома «Кабачок 13 стульев», где сыграла самую колоритную, самую яркую женскую роль.
Правда, пани Моника чуть не сделала Ольгу заложницей одного образа, потому что после такой комедийной и своенравной пани режиссеры не хотели рассматривать актрису на серьезные роли.
Ольга Александровна была человеком потрясающего обаяния и никогда не испытывала недостатка в мужском внимании. Четыре раза она выходила замуж. О своих мужчинах актриса предпочитала говорить только хорошее, хотя признавала, что ее мужчины были слабее самой Ольги.
Творчество
Роли в театре
Ленинградский театр комедии 1946 — «Путешествие Перришона»[fr] Э. Лабиша — Люсина 1946 — «Старые друзья» Л. Малюгина — Тамарка 1948 — «Вас вызывает Таймыр» А. Галича и К. Исаева — Люба Попова 1948 — «С любовью не шутят»[fr] А. де Мюссе — Инесса Московский театр сатиры 1950 — «Не ваше дело» В. Полякова, Реж.: Валентин Плучек — Варя, дочь 1950 — «Человек с именем» Д. Б. Угрюмова, Реж.: Николай Петров — Люда Стасова 1952 — «Пролитая чаша» Ван Ши-фу, Реж.: Николай Петров (совместно с В. Н. Плучеком) — Хун-Нян 1953 — «Господин Дюруа» И. Прута и Е. Штейнберга по роману Г. де Мопассана «Милый друг» (фр. «Милый друг») — Клотильда, Рашель 1954 — «Свадебное путешествие» В. А. Дыховичного и М. Р. Слободского — Настенька 1956 — «Дело было в Конске» («Домик») В. П. Катаева — Павликова 1956 — «Только правда» Некрасов[fr] —Мадлен 1957 — «Ложь на длинных ногах» Эдуардо де Филиппо (итал. Le bugie con le gambe lunghe) — Ольга Чиголелла 1958 — «Тень» Е. Л. Шварца — Юлия Джули 1960 — «200 тысяч на мелкие расходы» В. Дыховичного и М. Слободского — Валя 1965 — «Бидерман и поджигатели»[en] Макса Фриша — Бабета 1965 — «Дом, где разбиваются сердца» Б. Шоу — Леди Аттеруорд 1967 — «Доходное место» А. Н. Островского — Кукушкина 1971 — «Волшебные кольца Альманзора» Т. Г. Габбе — Королева 1973 — «Пеппи Длинныйчулок» Астрид Линдгрен — фрёкен Розенблюм 1974 — «Нам пятьдесят» 1974 — «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше — Марселина 1975 — «Пена» С. В. Михалкова — Раиса Марковна Махонина 1976 — «Клеменс» К. Сая — Даунорене 1976 — «Маленькие комедии большого дома» А. М. Арканова и Г. И. Горина — Иванова 1976 — «Горе от ума» А. С. Грибоедова — Хлёстова 1978 — «Мораль пани Дульской» 1980 — «Гнездо глухаря» В. С. Розова — Вера Васильевна 1981 — «Бешеные деньги» А. Н. Островского — Чебоксарова 1982 — «Самоубийца» Н. Р. Эрдмана — Серафима Ильинична 1982 — «Концерт для театра с оркестром» Г. И. Горина и А. А. Ширвиндта — Партнёрша 1983 — «Вишнёвый сад» А. П. Чехова — Шарлотта Ивановна 1985 — «Молчи, грусть, молчи» А. Ширвиндта. Режиссёр: А. А. Ширвиндт — Диана Леонидовна 1986 — «Рыжая кобыла с колокольчиком» Ион Друцэ — Одокия 1990 — «Босиком по парку» Н. Саймона. Режиссёр: И. А. Данкман — Миссис Бэнкс 1991 — «Папа, папа, бедный папа!..», по пьесе А. Копита. Режиссёр: М. Зонненштраль — Мадам Розпетл 1995 — «Как пришить старушку» Дж. Патрика. Режиссёр: М. Зонненштраль — Памела Кронки 1999 — «Неаполь — город миллионеров»[it] Э. Де Филиппо. Режиссёр: М. Д. Мокеев — Амалия 2000 — «Мадлен и Моисей» Пьера Оливье Скотто, Режиссёр: Валерий Саркисов 2009 — «Идеальное убийство» Д. Поплуэлл Режиссёр: Андрей Житинкин — Миссис Пайпер 2012 — Реквием по Радамесу (А. Николаи) Режиссёр: Роман Виктюк — Сирена Дековар (вместе с Верой Васильевой и Еленой Образцовой, премьера состоялась 30 сентября 2012 г.) Антреприза
1998 — «Афинские вечера» П. Гладилина — Анна Павловна Ростопчина, Режиссёр: Николай Чиндяйкин (Театральная ассамблея Петра Гладилина)
Фильмография и работа на телевидении
1946 — Во имя жизни — эпизод 1948 — Драгоценные зёрна — Надежда, животновод 1949 — Великая сила — Елена Коробкова, сотрудница курсов повышения квалификации птицеводов 1951 — Белинский — актриса (нет в титрах) 1953 — Беззаконие — Аксинья, прачка 1954 — Мы с вами где-то встречались — девушка в красном, фанатка Максимова 1954 — Ревизоры поневоле (киноальманах «Родимые пятна») — Настя 1955 — Гость с Кубани — Надя, секретарь Загорянской МТС 1955 — Урок жизни — Рая 1956 — Безумный день — секретарша Миусова 1956 — Это начиналось так… — повариха Рая 1957 — Девушка без адреса — соседка 1959 — Аннушка — мать Вовки 1961 — Морская чайка — мама Асика 1962 — Яблоко раздора — Домаха Свиридовна, доярка, Герой Социалистического Труда 1963 — Короткие истории — Гелена / пани Фисташкова 1964 — Всё для вас — Пирожкова, океанолог 1966 — В городе С. — Мария Павловна Чехова 1966 — Не самый удачный день — медсестра 1966 — Берегись автомобиля — Люба 1968 — Встречи на рассвете — Софья Васильевна 1968 — Интервенция — мадам Ксидиас 1968 — Трембита — Парася Никаноровна, мать Олеси 1969 — Жди меня, Анна — Раиса Петровна 1969 — 1981 — Кабачок «13 стульев» — пани Моника* 1970 — Взрыв замедленного действия 1970 — Два дня чудес — Альфа Ивановна Кокошкина 1970 — Переступи порог — Вера Дмитриевна 1971 — Алло, Варшава! — Маша из Одессы 1971 — Большой янтарь — Жермена Павловна, секретарь жюри конкурса 1971 — Старики-разбойники — Анна Павловна Суздалева 1971 — Шельменко-денщик — помещица Аграфена Семёновна 1973 — Невероятные приключения итальянцев в России — мама капитана Васильева 1974 — Рассказы о Кешке и его друзьях — тётя Люся 1981 — Семь счастливых нот — Ольга 1982 — Предел желаний — Ольга Александровна 1990 — Голос памяти (документальный, памяти А. Папанова) 1991 — Графиня — дама 1993 — Твоя воля, Господи! — Ольга Александровна 1994 — Нам всё ещё смешно — модельер 1995 — Будем жить — мать скептика 1997 — Старые песни о главном 2 — пани Моника* 1997 — Корабль двойников — озвучивала роли 2000 — Афинские вечера — Анна Павловна Ростопчина 2000 — Нам — 75! — камео 2003 — Козлёнок в молоке — Кипяткова 2003 — Приключения мага 2004 — Даша Васильева 2 — мать Макса Полянского, вторая свекровь Даши 2005 — Самая красивая 2005 — Бальзаковский возраст, или Все мужики сво… 2 (эпизоды «Плечо любимого, или Квартира в обмен на мужа» и «Самооборона для женщин») — Галина Сергеевна, соседка Аллы* 2007 — Путейцы — камео* 2008 — Самая красивая 2 2009 — Книга мастеров — рассказчица 2010 — Союз нерушимый — Мария Тимофеевна 2010 — Сваты 4 — Людмила Степановна, мать Ольги Николаевны 2011 — Сваты 5 — Людмила Степановна, мать Ольги Николаевны 2012 — Сваты у плиты — Людмила Степановна 2012 — Сваты 6 — Людмила Степановна, мать Ольги Николаевны (голос) 2013 — Женщины на грани
Телеспектакли, киножурналы «Фитиль» и «Ералаш»
1953 — Свадьба с приданым — подружка на свадьбе (нет в титрах) 1959 — Обнажённая со скрипкой — Черри-Мэй Уотертон 1960 — Сизиф и смерть 1962 — Интервью у весны — Милиция Ивановна, организатор субботних вечеринок 1963 — Наследники Рабурдена — Мадам Воссар 1965 — Обыкновенный человек — Мария, жена Арсы Миличевича 1978 — Мораль пани Дульской — пани Дульская Кроме того, актриса участвовала в сюжетах для киножурналов «Фитиль» и «Ералаш»:
1965 — «Фитиль» № 35, сюжет «Булочка с маком» 1965 — «Фитиль» № 39, сюжет «Командировочный» 1966 — «Фитиль» № 47, сюжет «Карусель» 1967 — «Фитиль» № 60, сюжет «Тяжёлый случай» 1968 — «Фитиль» № 72, сюжет «Обчистили» 1972 — «Фитиль» № 117, сюжет «Нокаут» — супруга жильца 1973 — «Фитиль» № 135, сюжет «Жизненный опыт» — озвучивала роль 1975 — «Фитиль» № 157, сюжет «День закрытых дверей» 1979 — «Ералаш» № 22, сюжет «Прощай, Вася!» — инспектор милиции 2001 — «Ералаш» № 146, сюжет «На свободу с чистой совестью!» — бабушка
Первым мужем актрисы стал Константин Жуков. Они поженились в Санкт-Петербурге. Константин был старше на 11 лет, очень любил Оленьку. Но брак не продержался долго. За актрисой начал ухаживать известный драматург. Любовный треугольник просуществовал недолго. За драматургом Ольга переехала в Москву и в итоге развелась с Константином.
Следующим избранником стал актер Юрий Хлопецкий. Актрисе жилось с ним не просто. Во-первых, после свадьбы выяснилось увлечение Юрия алкоголем, во-вторых, он был жутким ревнивцем, что порождало много скандалов.
А еще в этом браке с Ольгой произошла трагедия. Она забеременела и очень ждала ребенка. 8 марта 1953 года беременная актриса попала в давку в толпе людей, которые хотели проститься с умершим Сталиным. По разным оценкам, порядка двух миллионов человек пожелали увидеть вождя. Центр оцепили и вся масса народа оказалась заперта на нескольких улицах. Трагедия не освещалась в СМИ, о ней просто-напросто умолчали. Но от разных источников известно, что в давке погибли от 200 до 2000 человек.
Ольга просто чудом выбралась из толпы и осталась жива, а вот ребенка спасти не удалось, случился выкидыш. После этой трагедии актриса больше не могла иметь детей. И это было ее личной болью на всю долгую жизнь.
Потеря ребенка перечеркнула совместные планы на жизнь Юрия и Ольги. Они расстались.
Третий раз актриса вышла замуж за певца Аркадия Погодина. Можно сказать он вытащил ее из депрессии. Предложил стать конферансье концертов и постепенно рабочие отношения сменились личными. Аркадий был старше почти на четверть века, ради Ольги оставил семью. Но не смог удержать актрису.
Как не смог удержать и четвертый муж актер Владимир Сошальский. Сошальский был известным любителем женщин. Его слабость была известна, кажется, всем. Но Ольга рискнула вступить в брак с этим “ходоком”. И быстро поняла, что ошиблась. Так что и этот брак потерпел фиаско.
В дальнейшем актриса уже не связывала себя официальными отношениями, хотя мужчины в ее жизни были. Она нашла много других радостей.
Очень любила дачу, до последних дней что-то делала там, посадила красивый сад. Любила приглашать друзей на посиделки и угощать их вкусненьким.
Кинозвезда была победительницей по жизни. Ничто не могло сломить ее. Когда Ольга Александровна узнала о страшном онкологическом диагнозе, она и не думала опускать руки. Аросева стояла до конца и не меняла свой образ жизни. Работала, путешествовала. Делала все, на что хватало сил.
Но, к сожалению, страшная болезнь не оставила ей шансов. Ее последними словами были “Спасибо за все”…