Почему из картины убрали даже шукшинские титры и финал ленты
Фильм о паре простых советских колхозников, впервые в жизни отправившихся на курорт, вышел в 1972-м. Картина Василия Шукшина полюбилась зрителям. При этом мало кто догадывался, насколько трудно режиссёру давался этот фильм и что из ленты вырезала цензура.
Известно, что цензоры забраковали ни много ни мало — две трети отснятого материала. Что именно попало «под нож»?
«Печки-лавочки» вместо фильма о Степане Разине
Снимать «Печки-лавочки» Василию Шукшину пришлось вместо исторической ленты о Стеньке Разине. На киностудии «завернули» этот проект режиссёра (о котором он очень долго мечтал) и предложили подумать лучше над лентой на современную тематику. Современная тематика нашлась в загашниках достаточно быстро: сценарий «Печек-лавочек» ждал своего часа в течение уже 5 лет.
Отказ Куравлёва сниматься и правило «Хочешь сделать хорошо — сделай сам»
Работа над картиной оказалась непростой. Во-первых, фильм неожиданно лишился исполнителя главной роли. Шукшин писал сценарий конкретно под Леонида Куравлёва. Однако актёр отказался — в это же время ему поступили предложения сыграть в «17 мгновениях весны» (Шелленберга) и в «Робинзоне Крузо» (заглавного персонажа).
После Куравлёва на роль пробовались и Олег Борисов, и Георгий Мартынюк (известный по роли следователя Знаменского в «Следствие ведут ЗнаТоКи»). Однако Шукшин вспомнил золотое правило «Хочешь сделать хорошо — сделай сам». Режиссёр не только выступил в качестве исполнителя главной роли, но и снял в фильме супругу и двух дочерей.
Почему местный райком партии был против съёмок
Фильм снимали на Алтае, в родных для Василия Макаровича местах. Событие сразу привлекло внимание не только местных жителей, но и здешнего райкома партии. Однажды на место пожаловал с проверкой партийный чиновник. Узнав краткое содержание картины, мужчина остался очень недоволен — его возмутило, что, по сценарию, пара колхозников отправляется отдыхать летом, «в самый разгар колхозных работ».
Итогом визита проверяющего стала разгромная статья в районной газете и появившиеся призывы «бойкотировать кино Шукшина, когда его будут показывать в кинотеатрах».
Что вырезала цензура
Впрочем, это были «цветочки». Настоящие неприятности случились для режиссёра, когда пришло время сдачи отснятого материала. Комиссия цензоров из Госкино потребовала вырезать более двух третей материала.
Шукшин спорил и стоял на своём. В течение года он пытался доказать необходимость не понравившихся комиссии эпизодов, переделывал концовку и избавлялся от сцен, спасти которые было уже нереально.
Итак, что было вырезано из картины…
- 1. Слишком «крепкие» выражения, которые позволяли себе персонажи фильма. Герои стали общаться на «более литературном» языке, но благодаря таланту режиссёра всё же не оторвались от реальности.
- 2. Часть сцен, в которых сельские жители проводили время, принимая напитки покрепче. Спорить в данном случае было бесполезно — свою роль сыграли жалобы алтайских партийцев, протестовавших против «очернения образов земляков».
- 3. Все эпизоды с частушками алтайского балалаечника Фёдора. Местный самородок напел частушек на три коробки плёнки, однако цензоры настояли на том, чтобы убрать из фильма всё творчество балалаечника.
Почему убрали Шукшинские титры и финал ленты
Пришлось переснимать и титры. В первоначальном варианте Шукшина там тоже появлялся Фёдор с балалайкой — исполнял свои куплеты то слева, то справа от бегущих по экрану букв.
Кроме того, от Василия Макаровича потребовали изменить финал фильма. Вырезанная сцена вернулась в картину уже после того, как режиссёр ушёл: Шукшин сидит на склоне горы и любуется на родное село. Чем этот момент не приглянулся цензорам, сложно сказать до сих пор…