Талантливая советская актриса Ольга Сошникова сыграла более двух десятков ролей. Но больше всего запомнилась зрителям в легендарной картине “Семнадцать мгновений весны”.
Несмотря на славянскую внешность ей мастерски удалось перевоплотиться в гестаповку Барбару Крайн. Сцену, где она и штурмбаннфюрер СС Рольф допрашивают радистку Кэт, добиваясь признания при помощи бессердечного отношения к малышу, забыть никто не мог.
Бытует мнение, что роль ироничной, холодной немки положила конец карьере успешной актрисы. Именитые режиссеры не приглашали Сошникову в свои картины, так как боялись, что её появление на экране вызовет негатив и даже ненависть у зрителей…
Семья, мечта и выбор профессии
Родной город Ольги Ильиничны – Москва. Она появилась на свет через пару месяцев после окончания Великой Отечественной войны – 7 июля 1945 года. Семья жила на окраине столицы. Никто из близких не принадлежал к миру искусства. Тем не менее Оля с детства хотела стать артисткой и мечтала посмотреть спектакль в театре.
Родители из-за трудного материального положения не имели возможности осуществить мечту дочери. И все же, чтобы порадовать девочку, они на Новогодний праздник сделали ей сюрприз. Соорудили дома небольшую сцену, сделали яркие декорации и пошили костюмы. Получился своеобразный домашний театр. Ольга с восторгом восприняла идею. Практически каждый вечер в квартире ставились незамысловатые постановки.
В подростковом возрасте Сошникова записалась в театральную студию. После окончания школы подала документы во ВГИК. Все туры прошла успешно. Занятия ей тоже давались легко. Наставники прочили студентке большое будущее в кинематографе.
Становление, звездная роль и был ли прототип Барбары Крайн
Дебютировала в мелодраме “Любовь Серафима Фролова”. Роль была настолько незначительна, что фамилию актрисы в титрах не указали. Однако уже следующая картина “Неподсуден” принесла Сошниковой признание. В первый год экранизацию посмотрело более 40 миллионов зрителей. Вместе с Ольгой Ильиничной снимались: Олег Стриженов, Людмила Максакова, Леонид Куравлев, Светлана Светличная.
В начале 70-х Диамара Нижниковская пригласила Сошникову на главную роль в киноповесть “День и ночь”, которая стала знаковой в её творческой биографии. Параллельно актриса снималась в драме “Городской романс”.
Далее, вместе с Николаем Рыбниковым и Аллой Ларионовой, участвовала в съемках мелодрамы “Седьмое небо”. Также актрису задействовали в ленте “Пётр Рябинкин” и комедии “Нервы, нервы”.
Настоящий успех Сошникова ощутила после премьеры экранизации “Семнадцать мгновений весны”. Почему Татьяна Лиознова решила роль унтершарфюрера СС Барбары Крайн отдать Ольге Ильиничне, достоверно неизвестно. Миловидное славянское лицо совершенно не подходило для истинной арийки. Но Сошникова настолько убедительно её сыграла, что никто не сомневался – перед ними жесткая немка.
Картину “Семнадцать мгновений весны” любят и смотрят до сих пор. Хотя снобы не перестают искать неточности. Одна из них касается героини актрисы — Барбары Крайн. Дело в том, что женщины никогда не служили в СС. Только в так называемых вспомогательных подразделениях отрядов охраны и имели собственную систему званий.
Нацисты, в соответствии со своей идеологией, не могли позволить женщине стать руководителем среди мужчин (пусть даже глупых). Тем более служить в вермахте и иметь офицерское звание. Главной задачей немецких женщин считалось стать матерью и заниматься воспитанием детей.
Так что член НСДАП Барбара Крайн с 4-го одела РСХА – это полный нонсенс. Максимум кем её могли назначить – радисткой. Но, опять же, не в элитном подразделении нацисткой партии. Кроме этого, Барбара не могла быть одета в притягательный черный мундир с рунами СС в петлице. Да и черный галстук ей никто бы не позволил носить. Подытожив скажем, что ненавистная унтершарфюрер Крайн не могла иметь прототип.
Другие роли и закат карьеры
Экранизация “Семнадцать мгновений весны” принесла актрисе успех всесоюзного масштаба, но в то же время Сошникова стала заложницей Барбары Крайн. Режиссеры приглашали Ольгу только на роли второго плана, которые не приносили ей славу. Хотя многие картины, впоследствии, вошли в золотой фонд советского кинематографа.
Всего в кинокопилке Ольги Ильиничной 23 картины:
- фантастика “Отроки во вселенной”,
- драма “Клад черных гор”,
- телесериал “Поражение”,
- мелодрама “Причалы”,
- экранизация “Убить дракона”,
- драма “Не сошлись характерами”,
- приключенческая лента “Спартак и Калашников” (последняя работа актрисы, 2002 год).
Немного о личном
О семейной жизни талантливой Ольги Сошниковой известно очень мало. Она предпочитает не пускать никого в свое личное пространство. Известно, что актриса на заре карьеры вышла замуж и родила дочь Айгуль.
Позже, по настоянию мужа, уехала в Алма-Ату. Являлась штатным сотрудником киностудии “Казахстан”. В 80-х годах вернулась в Россию. Работала на киностудии “Мосфильм”.
Когда ей предложили преподавать основы актерского мастерства в детской школе искусств, с радостью согласилась. Также периодически преподает в знаменитых театральных ВУЗах и училищах.
Все свободное время проводит в кругу близких. Ольга Ильинична очень близка с дочерью, с уважением относится к зятю. Обожает своих внуков. О былой славе вспоминает с улыбкой, однако сейчас не снимается в кино и не играет в театре.
Не сетует актриса и на свою судьбу, говорит, что Барбара Крайн не сломала ей карьеру. Она сама захотела посвятить себя семье и работе с детьми. Что ж, спорить не станем. Пожелаем Ольге Ильиничне крепкого здоровья и творческих успехов.
Источник