Актёры и супруги Дмитрий Певцов и Ольга Дроздова снялись вместе в 13 проектах, но фильм 1992 года «Прогулка по эшафоту» имеет для них особое значение: именно на съёмках этой картины между ними «проскочила искра». «Я люблю кино» посмотрел ленту Исаака Фридберга и готов рассказать, почему она интересна не только экранным романом звёзд.
«Прогулка по эшафоту» — причудливая история о путешествующей по глубинке паре (Певцов и Дроздова), которые находят в лесу заброшенную сторожку и решают провести в ней ночь. Проснувшись на следующее утро, они обнаруживают себя в роскошных интерьерах среди изысканных яств, шикарных предметов одежды и прочих атрибутов «счастливой жизни». Героине явно нравится такой поворот событий, а вот героя внезапные чудеса заставляют насторожиться. Вскоре они встречают хозяина этого странного места — полубезумного оборванца (Борис Плотников), который рассказывает им дикие истории: вроде того, что он был свидетелем казни Емельяна Пугачёва. Взвесив все за и против, пара всё-таки решает покинуть райский уголок — но выясняется, что сделать это не так-то просто.
Ольга Дроздова и Дмитрий Певцов в фильме «Прогулка по эшафоту»
Ольга Дроздова и Дмитрий Певцов в фильме «Прогулка по эшафоту»
С самого начала фильм смотрится довольно странно. Певцов и Дроздова действительно молоды и красивы (кроме того, по нравам начала 90-х они свободно появляются без одежды, так что зрителям в буквальном смысле есть на что посмотреть), но их персонажи общаются в причудливой и нереалистичной манере, так что ухватить суть происходящего сложно. Например, героиня постоянно называет своего любовника разными именами («Никитушка», «Серафимушка», «Филидор»). Очевидно, это сделано для создания эффекта «притчи», но беда в том, что повествование развивается очень медленно, так что всё превращается в типичный «русский артхаус»: даже более непонятный и скучный, чем любой другой.
Борис Плотников в фильме «Прогулка по эшафоту»
В фильме мелькает что-то социальное (герои впервые видят экзотические фрукты, вроде киви, и жалуются на скудную советскую действительность), но никакого развития эта тема не получает: несмотря на похожую сюрреалистичность, перед нами явно не «Город Зеро». Однако всё меняется, когда (если) зритель досматривает до момента, где начинается объяснение происходящего. Выясняется, что замысел сценариста и режиссёра Фридберга (более всего известного по «перестроечной» драме «Куколка») достоин пера большого художника. Фильм препарирует не исторические или социальные реалии, но пытается осмыслить самые начала мироздания, и в этом смысле заслуживает сравнения с вершинами абстрактно-философского кинематографа, вроде «Сталкера» Андрея Тарковского или недавней «мамы!» Даррена Аронофски. Если подойти к нему с литературными аналогиями (а Фридберг не только режиссёр, но и писатель), то перед нами попытка авторского взгляда на библейские события, по замаху напоминающая «Мастера и Маргариту» Михаила Булгакова.
Тем, кто захочет посмотреть «Прогулку по эшафоту», чтобы просто полюбоваться на молодых звёзд отечественного экрана, надо быть готовыми к чему-то очень неожиданному: картина сложновата для «массового зрителя». В том числе, увы, потому, что такого кино в России уже давно не снимают.
Источник