Сейчас фильмы-сказки Александра Роу воспринимаются как шедевры, однако в советские времена чиновники были недовольны тем, что он снимает кино для детей, а не серьёзные фильмы для взрослых. Как сложилась судьба режиссёра-сказочника?
Сын эмигрантов
Александр Роу появился на свет 8 марта 1906 года в городе Юрьевец, который тогда входил в Костромскую губернию, а ныне относится к Ивановской области. Его отец Артур Роу был ирландским инженером, который приехал в Российскую империю по контракту, налаживать мукомольное производство, а мать Юлия Карагеоргий была гречанкой. В 1914 году Артур уехал обратно в Ирландию, оставив тяжело больную жену с маленьким ребёнком, и назад уже не вернулся.
Чтобы помочь маме, Александр рано начал работать. Он продавал мыло и гребешки, трудился разнорабочим. После семи классов школы Роу поступил в промышленно-экономический техникум, из которого перевёлся в киношколу им. Чайковского, а затем продолжил образование в драматическом техникуме им. Ермоловой. С 1930 года Александр работал помощником режиссёра Якова Протазанова на студии «Межрабпомфильм».
В начале тридцатых Роу женился на актрисе Елене Савицкой, но этот брак вскоре распался, поскольку две творческие личности не смогли ужиться вместе.
Главный советский сказочник
В 1937 году Александр стал режиссёром на киностудии «Союздетфильм», которая со временем стала известна как киностудия им. Горького. В 1938 году на экраны вышла первая самостоятельная режиссёрская работа Роу, фильм-сказка «По щучьему велению». Во время работы над своей следующей картиной, фильмом-сказкой «Василиса Прекрасная», он проникся чувствами к актрисе Ирине Зарубиной, которая играла вредную купеческую дочь Маланью. После окончания съёмок режиссёр женился на актрисе, а в 1940 году Ирина подарила ему дочь Татьяну.
Роу открыл зрителю многих замечательных актёров, включая Инну Чурикову, Вячеслава Воскресенского и Алексея Катышева. При этом, создавая свои фильмы, Александр Артурович старался работать с одними и теми же актёрами, которых уже хорошо знал. Например, Георгий Милляр играл по 2-3 роли в каждом фильме Роу. А вот те, кому доводилось сниматься у режиссёра впервые, обижались и недолюбливали его, поскольку Александр Артурович уделял очень много внимания гриму и спецэффектам (чего стоит Змей Горыныч из «Василисы Прекрасной», которым управляли аж 20 техников), с актёрами при этом работая крайне поверхностно. Он мог сказать: «Сейчас снимаем сцену похищения младенца», искренне веря, что такой инструкции будет достаточно. Если артисты просили поставить более чёткую задачу, Роу удивлялся: «Вы лучше меня должны знать, что делать, вы же актёрское образование получали».
Советские киночиновники не всегда были благосклонны к Александру Артуровичу. В послевоенные годы ему не выделяли средства на производство дорогостоящих фильмов-сказок, так что режиссёр, чтобы не сидеть сложа руки, снимал документальные картины про Крым и лагерь «Артек». Даже после того, как фильм «Морозко» получил международное признание, некоторые пеняли Роу, что он снимает кино для детей, вместо того, чтобы заняться серьёзным проектом, ориентированным на взрослую аудиторию. Тем не менее, именно благодаря фильмам-сказкам Александр Артурович вошёл в историю кинематографа, и именно эти фильмы до сих пор с теплом вспоминают многие зрители.
К сожалению, Роу не успел закончить свою последнюю картину. Он задумал фильм «Финист — Ясный сокол», написал совместно с Львом Потёмкиным сценарий и даже подобрал актёров, но к съёмкам не приступил. Зимой 1973 года режиссёр лёг в больницу, из которой уже не вышел. 28 декабря 1973 года Александр Артурович ушёл из жизни в возрасте 67 лет. За несколько дней до смерти он срежиссировал собственную церемонию прощания, оставив друзьям указания, которые те исполнили в точности.
Тело Александра Роу было предано земле в Москве на Бабушкинском кладбище.
Гениальнейший был человек и режиссер! Его шедевры сейчас сейчас воспринимаются как волшебство, великие волшебные фильмы сказки! Не знаю ни кого кто бы превзошел его на этом поприще.