Совсем недавно ваш автор вернулся из сентябрьского отпуска, а значит — самое время вспомнить фильм “Отпуск в сентябре”.
Фильм “Отпуск в сентябре” был снят в 1979 году на киностудии “Ленфильм”. В его основе пьеса Александра Вампилова “Утиная охота” (отметим, что этот драматург прожил на свете совсем немного — утонул в Байкале за два дня до своего 35-летия).
Сценаристом и режиссёром этой двухсерийный картины выступил Виталий Мельников — режиссёр, имя которого не слишком известно, а между тем он также поставил
- “Начальника Чукотки”,
- “Мама вышла замуж”,
- “Семь невест ефрейтора Збруева”,
- “Старшего сына”,
- “Царскую охоту” и другие картины.
Сразу после съёмок фильм положили на полку. Вот как рассказывал об этом режиссёр Мельников:
Картину в Останкино приняли хорошо – с реверансами и комплиментами. После многолюдной премьеры я приехал в Останкино узнать, когда фильм выйдет в эфир. Меня уверили, что начальство только и ждёт удобного момента, чтоб выпустить картину, но “момент как раз сейчас неудачный, и международное положение тоже”. Потом на ТВ ждали “удобного момента” ровно восемь лет – до самой перестройки.
Чем же примечателен этот фильм и почему его запрещали?
“Отпуск в сентябре” начинается с того, что в один дождливый день в квартире раздаётся телефонный звонок. Разбуженный им худющий человек медленно и нехотя поднимается с кровати и, подбирая на ходу штаны, подходит к столу. Однако снять трубку он не успевает. Это и есть главный герой — инженер Зилов в исполнении Олега Даля.
С видом непередаваемой муки на лице, он нетвёрдой походкой отправляется на кухню, стол которой убористо уставлен пустыми бутылками. Зилов бросается к холодильнику, откуда достаёт кепку (видимо, вечер удался на славу) и бутылку пива. Откупоривая её о край стола, он делает живительный глоток – и мука с лица быстро спадает.
Раздаётся очередной телефонный звонок. Зилов отвечает, но в трубке молчание, на которое он реагирует с неповторимой далевской интонацией: “Ну, разговаривайте!”. В ответ раздаются гудки – и Зилов недовольно бросает: “Шуточки!”.
Потом следует телефонный разговор с другом Зилова — настолько лёгкий, весёлый, с тонкими полунамёками, что — каким бы жанром ни “маркировали” этот фильм (некоторые источники, например, определяют его как психологическую драму) – возникает уверенность, что смотришь приятную комедию.
Вообще, остроумные фразы и диалоги встречаются на протяжении всего фильма. Как пример:
“Вы понесёте ответственность за свою вопиющую безответственность”
или
“Десять лет учили одному и тому же, а люди получились разные. Вот и верь после этого педагогике!”.
Это очень поднимает настроение и вместе с тем наталкивает на философские мысли.
А далее — неожиданный поворот: звонок в дверь, а за нею — мальчик-курьер с чёрным похоронным венком. Зилов озадачен. Да кто угодно был бы озадачен! Оказывается, так шутят “зиловские” друзья.
Далее выясняется, что Зилов получил эту квартиру номер 20 на третьем этаже по улице Маяковского, 37, совсем недавно. За него очень рад его недалёкий друг-хохотун, с которым они работают в Центральном бюро технической информации (Юрий Богатырёв, ещё весьма стройный).
Также по ходу сюжета мы узнаём следующее. За Зиловым бегают женщины, а он бегает от них. В частности, у него есть подруга — продавщица Вера (занятная дама, называющая всех мужчин Аликами), от которой Зилов прячется под столом в кафе, но она находит его и буквально напрашивается к нему на новоселье.
У Зилова очень порядочный, “правильный” начальник (Евгений Леонов), который даже не хочет идти на новоселье без своей супруги, находящейся в отъезде.
У Виктора Зилова скромная и очень переживающая за него жена (Ирина Купченко), учительница русского и литературы, которая искренне им дорожит и которую он привык водить за нос и трепать ей нервы. На каком-то этапе супруга уже не в силах терпеть враньё и выкрутасы благоверного и уходит от него.
На малой родине (куда добираться “5 часов на самолёте, полсуток на пароходе, а там автобусом”) у Зилова остался отец, с которым они не виделись 4 года и о котором Зилов говорит, что ему то ли 72, то ли 75 лет (хорош сынок!).
Со временем у главного героя, обаятельного, как и большинство проходимцев, появляется новая молоденькая возлюбленная, которую он обнимает в кафе на глазах у жены сразу после известия о смерти его отца. Однако Зилов обращается с ней откровенно по-хамски – и она уезжает.
Легкомысленный, циничный, ленивый, пудрящий мозги окружающим, бесконечно передёргивающий и пытающийся приписать свои грехи другим — таким перед нами предстаёт главный герой.
Правда, чего в нём больше — просто хулиганской натуры или усталости от всего сущего, скуки от обыденности, что и обуславливает его поведение, — сказать сложно. Бывает же, что человек ведёт себя как паяц, как откровенный нигилист. Но эта манера себя вести — вызов опостылевшему обществу и его сковывающим устоям.
Вообще, далеко не все зрители поймут Зилова и найдут оправдание его поступкам. Ибо у него есть семья, есть жена (хотя для некоторых, конечно, это не повод для радости, а совсем наоборот), скоро родится ребёнок, дали новую квартиру. Казалось бы, живи да радуйся. Ан-нет, человеческая природа — штука сложная. Некоторым и этого мало.
“Виктор, вы не нравитесь мне всё больше”,
— говорит Зилову его начальник (Евгений Леонов) после того, как тот подсовывает ему сфабрикованный проект и ещё пытается некрасиво оправдаться. И на самом деле: Зилов чем дальше, тем больше завирается, поведение его всё сквернее – и он, поначалу вызывавший у зрителя некоторую симпатию, начинает вызывать антипатию.
Да он и сам себе становится противен. С теплом посмотрев с балкона вслед мальчику-соседу (“Может, хоть этот вырастет человеком”) и сделав ряд звонков друзьям, Зилов решается на отчаянный шаг — выстрелить в себя из ружья. Однако в последний момент друзья успевают спасти его и увозят на охоту.
Фильм, конечно, жизненный. Думается, многие узнают в его героях себя или окружающих.
Вместе с тем неудивительно, что кино почти 10 лет пролежало на полке. По всей видимости, не могли позволить, чтобы на экранах демонстрировался и в какой-то мере пропагандировался образ асоциального субъекта, каким является Зилов. Советский человек таким быть не должен!
Поэтому массовому зрителю “Отпуск в сентябре” стал известен только с наступлением перестройки, через 6 лет после смерти Олега Даля.
Словами всего не передашь, но Олег Даль играет очень точно, тонко, он вовлечён в роль и атмосферу сюжета каждую секунду. Кажется, что эта история произошла с самим артистом. Другим актёрам тоже хочется сказать: “Верю!”.
Стоит отметить, что действие фильма прекрасно дополнено музыкой. Здесь есть советские и зарубежные мелодии тех лет — поп-мелодии, джаз, разудалые цыганские напевы и т.д.
В “Википедии” написано, что Зилов переживает экзистенциальный вакуум. А определение экзистенциального вакуума даётся такое:
“это состояние тревоги, чувство глубокого психологического дискомфорта при вопросе о смысле существования. Наиболее распространён в культурах, где основные нужды для выживания уже удовлетворены”.
В общем, можно сделать вывод, что такие, как Зилов, бесятся с жиру. Потому что людям, которые тяжело и кропотливо зарабатывают себе на жизнь, некогда заниматься всей этой рефлексией, сумасбродством и прочей ерундой.
А Вы помните этот фильм? Как он Вам?