В этом опальном фильме Олег Даль сыграл свою лучшую роль

ЗВЕЗДЫ

Совсем недавно ваш автор вернулся из сентябрьского отпуска, а значит — самое время вспомнить фильм “Отпуск в сентябре”.

В этом опальном фильме Олег Даль сыграл свою лучшую роль

Фильм “Отпуск в сентябре” был снят в 1979 году на киностудии “Ленфильм”. В его основе пьеса Александра Вампилова “Утиная охота” (отметим, что этот драматург прожил на свете совсем немного — утонул в Байкале за два дня до своего 35-летия).

Сценаристом и режиссёром этой двухсерийный картины выступил Виталий Мельников — режиссёр, имя которого не слишком известно, а между тем он также поставил

  • “Начальника Чукотки”,
  • “Мама вышла замуж”,
  • “Семь невест ефрейтора Збруева”,
  • “Старшего сына”,
  • “Царскую охоту” и другие картины.
В этом опальном фильме Олег Даль сыграл свою лучшую роль
Автор пьесы “Утиная охота” Александр Вампилов и сценарист и режиссёр фильма “Отпуск в сентябре” Виталий Мельников

Сразу после съёмок фильм положили на полку. Вот как рассказывал об этом режиссёр Мельников:

Картину в Останкино приняли хорошо – с реверансами и комплиментами. После многолюдной премьеры я приехал в Останкино узнать, когда фильм выйдет в эфир. Меня уверили, что начальство только и ждёт удобного момента, чтоб выпустить картину, но “момент как раз сейчас неудачный, и международное положение тоже”. Потом на ТВ ждали “удобного момента” ровно восемь лет – до самой перестройки.

Чем же примечателен этот фильм и почему его запрещали?

“Отпуск в сентябре” начинается с того, что в один дождливый день в квартире раздаётся телефонный звонок. Разбуженный им худющий человек медленно и нехотя поднимается с кровати и, подбирая на ходу штаны, подходит к столу. Однако снять трубку он не успевает. Это и есть главный герой — инженер Зилов в исполнении Олега Даля.

В этом опальном фильме Олег Даль сыграл свою лучшую роль

С видом непередаваемой муки на лице, он нетвёрдой походкой отправляется на кухню, стол которой убористо уставлен пустыми бутылками. Зилов бросается к холодильнику, откуда достаёт кепку (видимо, вечер удался на славу) и бутылку пива. Откупоривая её о край стола, он делает живительный глоток – и мука с лица быстро спадает.

Читайте также:  Не нашла общий язык с матерью, отказалась сотрудничать с КГБ и была отчислена из института. Как сложилась судьба Нины Масловой

Раздаётся очередной телефонный звонок. Зилов отвечает, но в трубке молчание, на которое он реагирует с неповторимой далевской интонацией: “Ну, разговаривайте!”. В ответ раздаются гудки – и Зилов недовольно бросает: “Шуточки!”.

В этом опальном фильме Олег Даль сыграл свою лучшую роль
Зилов завтракает яичницей, а его котёнок — молочком

Потом следует телефонный разговор с другом Зилова — настолько лёгкий, весёлый, с тонкими полунамёками, что — каким бы жанром ни “маркировали” этот фильм (некоторые источники, например, определяют его как психологическую драму) – возникает уверенность, что смотришь приятную комедию.

Вообще, остроумные фразы и диалоги встречаются на протяжении всего фильма. Как пример:

“Вы понесёте ответственность за свою вопиющую безответственность”

 или

“Десять лет учили одному и тому же, а люди получились разные. Вот и верь после этого педагогике!”.

 Это очень поднимает настроение и вместе с тем наталкивает на философские мысли.

А далее — неожиданный поворот: звонок в дверь, а за нею — мальчик-курьер с чёрным похоронным венком. Зилов озадачен. Да кто угодно был бы озадачен! Оказывается, так шутят “зиловские” друзья.

В этом опальном фильме Олег Даль сыграл свою лучшую роль
Зилов припёр мальчика с венком на кухне

Далее выясняется, что Зилов получил эту квартиру номер 20 на третьем этаже по улице Маяковского, 37, совсем недавно. За него очень рад его недалёкий друг-хохотун, с которым они работают в Центральном бюро технической информации (Юрий Богатырёв, ещё весьма стройный).

Также по ходу сюжета мы узнаём следующее. За Зиловым бегают женщины, а он бегает от них. В частности, у него есть подруга — продавщица Вера (занятная дама, называющая всех мужчин Аликами), от которой Зилов прячется под столом в кафе, но она находит его и буквально напрашивается к нему на новоселье.

У Зилова очень порядочный, “правильный” начальник (Евгений Леонов), который даже не хочет идти на новоселье без своей супруги, находящейся в отъезде.

У Виктора Зилова скромная и очень переживающая за него жена (Ирина Купченко), учительница русского и литературы, которая искренне им дорожит и которую он привык водить за нос и трепать ей нервы. На каком-то этапе супруга уже не в силах терпеть враньё и выкрутасы благоверного и уходит от него.

На малой родине (куда добираться “5 часов на самолёте, полсуток на пароходе, а там автобусом”) у Зилова остался отец, с которым они не виделись 4 года и о котором Зилов говорит, что ему то ли 72, то ли 75 лет (хорош сынок!).

Со временем у главного героя, обаятельного, как и большинство проходимцев, появляется новая молоденькая возлюбленная, которую он обнимает в кафе на глазах у жены сразу после известия о смерти его отца. Однако Зилов обращается с ней откровенно по-хамски – и она уезжает.

В этом опальном фильме Олег Даль сыграл свою лучшую роль
Ещё одного друга Зилова играет Николай Бурляев

Легкомысленный, циничный, ленивый, пудрящий мозги окружающим, бесконечно передёргивающий и пытающийся приписать свои грехи другим — таким перед нами предстаёт главный герой.

Правда, чего в нём больше — просто хулиганской натуры или усталости от всего сущего, скуки от обыденности, что и обуславливает его поведение, — сказать сложно. Бывает же, что человек ведёт себя как паяц, как откровенный нигилист. Но эта манера себя вести — вызов опостылевшему обществу и его сковывающим устоям.

Вообще, далеко не все зрители поймут Зилова и найдут оправдание его поступкам. Ибо у него есть семья, есть жена (хотя для некоторых, конечно, это не повод для радости, а совсем наоборот), скоро родится ребёнок, дали новую квартиру. Казалось бы, живи да радуйся. Ан-нет, человеческая природа — штука сложная. Некоторым и этого мало.

В этом опальном фильме Олег Даль сыграл свою лучшую роль
Ирина Купченко в роли измученной жены Зилова

“Виктор, вы не нравитесь мне всё больше”,

 говорит Зилову его начальник (Евгений Леонов) после того, как тот подсовывает ему сфабрикованный проект и ещё пытается некрасиво оправдаться. И на самом деле: Зилов чем дальше, тем больше завирается, поведение его всё сквернее – и он, поначалу вызывавший у зрителя некоторую симпатию, начинает вызывать антипатию.

Да он и сам себе становится противен. С теплом посмотрев с балкона вслед мальчику-соседу (“Может, хоть этот вырастет человеком”) и сделав ряд звонков друзьям, Зилов решается на отчаянный шаг — выстрелить в себя из ружья. Однако в последний момент друзья успевают спасти его и увозят на охоту.

В этом опальном фильме Олег Даль сыграл свою лучшую роль
Юрий Богатырёв и Евгений Леонов. Сцена из фильма

Фильм, конечно, жизненный. Думается, многие узнают в его героях себя или окружающих.

Вместе с тем неудивительно, что кино почти 10 лет пролежало на полке. По всей видимости, не могли позволить, чтобы на экранах демонстрировался и в какой-то мере пропагандировался образ асоциального субъекта, каким является Зилов. Советский человек таким быть не должен!

Поэтому массовому зрителю “Отпуск в сентябре” стал известен только с наступлением перестройки, через 6 лет после смерти Олега Даля.

В этом опальном фильме Олег Даль сыграл свою лучшую роль
С такими счастливыми и глупыми лицами женщины бегают за Зиловым. Актриса Ирина Резникова

Словами всего не передашь, но Олег Даль играет очень точно, тонко, он вовлечён в роль и атмосферу сюжета каждую секунду. Кажется, что эта история произошла с самим артистом. Другим актёрам тоже хочется сказать: “Верю!”.

Стоит отметить, что действие фильма прекрасно дополнено музыкой. Здесь есть советские и зарубежные мелодии тех лет — поп-мелодии, джаз, разудалые цыганские напевы и т.д.

В этом опальном фильме Олег Даль сыграл свою лучшую роль
Зилов приходит в себя после попытки самоубийства

В “Википедии” написано, что Зилов переживает экзистенциальный вакуум. А определение экзистенциального вакуума даётся такое:

“это состояние тревоги, чувство глубокого психологического дискомфорта при вопросе о смысле существования. Наиболее распространён в культурах, где основные нужды для выживания уже удовлетворены”.

 В общем, можно сделать вывод, что такие, как Зилов, бесятся с жиру. Потому что людям, которые тяжело и кропотливо зарабатывают себе на жизнь, некогда заниматься всей этой рефлексией, сумасбродством и прочей ерундой.

А Вы помните этот фильм? Как он Вам?

Хороший фильм, заставляет задуматься, у кого есть чем
86.36%
Мне не понравился
13.64%
Проголосовало: 396

 

Оцените статью
( 4 оценки, среднее 2 из 5 )
Поделиться с друзьями
Жизнь полна красок
Добавить комментарий