Сегодня вспомним о некогда популярном, а ныне совсем забытом советском актере Валентине Попове, которого многие зрители могли запомнить по роли Сергея Журавлева в лирической киноповести “Застава Ильича” (“Мне двадцать лет”).
Но в свое время Валентин сделал неверный выбор и решил переквалифицироваться в кинорежиссёры. Что в итоге стало причиной его скоропостижного ухода из жизни. Но давайте обо всем по порядку.
Валентин Васильевич Попов родился 30 мая 1936 года в Москве, СССР. К сожалению, на сегодняшний день нет достоверной информации о его детстве, и история Валентина начинается сразу с 1950-х годов. Именно тогда юный актер начал выступать на сцене знаменитого Народного театра ЗиЛ, из стен которого вышло немало звезд отечественного кинематографа.
Вот и высокого, обаятельного блондина Валентина увидел начинающий режиссер Марлен Хуциев, который как раз только закончил свой дипломный короткометражный фильм. Они подружились. Поговаривают, что Хуциев хотел чтобы Попов исполнить главную роль в его фильме “Весна на заречной улице”, но тогда не сложилось.
Встретились они вновь только в середине 1960-х, когда Марлен ставил свой фильм “Застава Ильича”. К тому времени, Попов уже окончил актерские курсы при Школе-студии МХАТ, где он учился на одном потоке вместе с Владимиром Высоцким, Георгием Епифанцевым и Валентином Никулиным.
Если не вдаваться в подробности, то картина “Застава Ильича” повествует о молодом поколении, вступающем в самостоятельную жизнь, в стране, резко изменившейся после двадцатого съезда партии.
В фильме “Застава Ильича” Попов исполнил одну из главных ролей, романтика Сергея Журавлева. Эта работа стала для Валентина фактически единственной в его актерской карьере, если не считать небольшую роль Петракова в короткометражке “Турындыка” (1973).
Съёмки фильма “Застава Ильича” были сложными, а затронутая тема даже привлекла внимание главы государства Никиты Хрущева. Таким образом, под пристальным вниманием цензоров, производство киноленты затянулось на долгое время. Картину резали, переснимали и в конечном итоге выпустили под названием “Мне двадцать лет”.
На этом трудности не закончились, после проката фильм поднял волну разговоров и безжалостной критики. Больше всего досталось именно Попову, дескать его персонаж выглядит слишком заторможенным и инфантильным, особенно на фоне Николая Губенко и Станислава Любшина. Но как бы там ни было, именно работу Валентина Попова отметил журнал “Cinema Nuovo”, во время МКФ в Венеции и вручил ему приз за исполнение главной мужской роли.
После такого успеха у Валентина Попова возникло убеждение, что он сможет достичь большего, если станет кинорежиссёром. К тому же, Валентин был разочарован в актёрской профессии. Он был мало занят в “Современнике” и в театре на Малой Бронной, поэтому Попову пришлось искать новые пути самовыражения.
Вполне возможно, что Валентин сделал бы себе хорошую карьеру на театральной сцене, но в сложном, требующем стрессоустойчивости кинопроизводстве, он был не на своём месте. Валентин Попов был добрым, искренним и открытым человеком, а кинорежиссура не терпит этих качеств. Здесь надо быть жёстким диктатором и ломать мир под своё видение.
В 1969 году Валентин Попов окончил режиссерский факультет ВГИКа и снял дипломную короткометражную драму “Зинка”, в создании которой приняли участие звёзды советского кино: в главных ролях снялись Виктория Фёдорова и Виталий Соломин, а сорежиссером была Светлана Дружинина, будущий постановщик легендарного фильма “Гардемарины, вперёд!”. Для Светланы Сергеевны это тоже был режиссёрский дебют.
Лучшей картиной Валентина Попова стала спортивная мелодрама “Бой с тенью”, которая была снята в 1972 году. Но вот что про этот фильм говорил его сценарист Олег Осетинский:
Прелестнейший сценарий “Бой без тени” с волшебным женским характером, динамичнейшим сюжетом и оригинальной формой превратился у режиссера В. Попова в беспомощный научно-популярный бред про бокс под названием – “Бой с тенью!
Осетинский известен своими неоднозначными высказываниями, суть которых сводится к тому, что ни один кинорежиссёр так и не смог совладать с его замыслами. Будь то Савва Кулиш, Владимир Мотыль или Александр Прошкин. Тем более, картина молодого режиссёра Валентина Попова изначально была обречена на провал.
Сюжет мелодрамы “Бой с тенью” представляет банальную историю об одном спортсмене, который зазнался и, поверив в себя, предаёт своего тренера и любимую девушку. Но Валентин Попов сделал из этой простой истории совсем другое кино. Он показал бессмысленность успеха, потому что взобравшись на вершину, главный герой внезапно понимает, что в том месте, куда он стремился, оказывается нет ничего.
К сожалению, самая исповедальная картина Попова, неожиданно посвящённая кризису среднего возраста, прошла мимо зрителя. Режиссёру не дали работать на “Мосфильме” и свою следующую картину он сделал на Киевской киностудии имени А. Довженко. Это была детская комедия под названием “Вы Петьку не видели?”, которая была снята в 1975 году.
Из-за проблем со здоровьем, Валентин Попов не смог закончить две свои картины: киноповесть “На новым месте” (1978) и мелодраму “Свидание с молодостью” (1982), в которых снимались лучшие советские актёры: Юрий Назаров, Жанна Прохоренко, Кирилл Лавров, Галина Польских, Георгий Бурков, Армен Джигарханян и другие.
К сожалению, на этом режиссёрская карьера Попова закончилась. В попытке снять две последние картины он перенес два приступа, ему дали третью группу и снимать он больше не смог. Валентин получал крошечную пенсию в размере 30 рублей, на которую нужно было содержать семью – молодую жену и маленького сына. Будущего у талантливого актёра и режиссёра уже не было.
Валентин Васильевич Попов ушёл из жизни 18 декабря 1991 года. Ему было всего 55 лет.