Фильм о находчивой общественнице и инженере Наде Клюевой в исполнении блистательной Ирины Муравьевой – пожалуй, одна из лучших позднесоветских комедий.
Легкая, веселая, остроумная и до сих пор актуальная. Только работа над кинокартиной проходила отнюдь не весело. Режиссеру Геральду Бежанову это стоило немалых нервов и здоровья.
1. Режиссер очень хотел видеть в главной роли именно Ирину Муравьеву. Именно под нее изначально писали сценарий. Но прочитав текст, актриса вначале наотрез отказалась от съемок. Ей категорически не понравился банальный с ее точки зрения сюжет. Не нравилась идея с конструкторским бюро и не устраивала ее героиня. В середине 80-х годов Муравьева уже была звездой. Актриса совершенно не горела желанием работать с малоизвестным режиссером и снова играть простушку.
2. Бежанову стоило немалых трудов уговорить Ирину Вадимовну поменять решение. Он караулил ее у театра, увещевал ее мужа повлиять на несговорчивую супругу. Говорят, даже становился перед ней на колени. Актриса не ожидала такого напора и в итоге сдалась. Спустя время она с большой теплотой отзывалась об этом фильме. На съемочной площадке Муравьева оказалась одной из немногих, кто вел себя профессионально. Тщательно готовилась к съемкам каждой сцены, назубок учила свои реплики. Остальные относились к работе спустя рукава. Одни артисты забывали текст, другие пытались импровизировать. А красавчик Александр Абдулов однажды вообще не явился на съемки.
3. Свое отсутствие Абдулов объяснил болезнью. На самом же деле артист прямо посреди съемок укатил на гастроли на Сахалин. Когда об этом узнало руководство «Мосфильма», разразился скандал, и актера хотели заменить. Но режиссер понимал, что лучшего исполнителя пижона Володи ему не найти. Пришлось терпеть выходки Абдулова до конца съемок.
4. На роль Сусанны, модной подруги Клюевой претендовали Инна Чурикова и Любовь Полищук. Но режиссер выбрал Татьяну Васильеву, о чем потом сильно сожалел. Во время съемок своенравная актриса решила слегка поменять имидж. Светлые волосы она перекрасила в рыжий цвет. Более того, в таком виде явилась доснимать сцену в конструкторском бюро, где начинала играть блондинкой. Режиссер устроил ей разнос. Разнервничался и получил микроинфаркт, загремев в больницу. Съемочный процесс прервался на целый месяц. Упрямая актриса так и осталась рыжей. А оставшиеся эпизоды доигрывала в головных уборах.
5. На съемки кинокартины было выделено всего 500 тысяч рублей. Даже по тем временам бюджет копеечный. Поэтому снимали дешево и сердито, и экономили на всем. Артисты даже играли в собственной одежде. Нарядные платья и шикарная белая шуба Нади были взяты из личного гардероба Муравьевой. Нарядную красную шляпку, в которой Клюева ждала Володю, одолжила Татьяна Васильева. А смешное клетчатое кепи с бубоном (а-ля Олег Попов) на самом деле принадлежало Ларисе Удовиченко. В своих вещах в кадре появилась и совсем еще юная актриса Вера Сотникова. Она играла девушку Володи, которой Клюева отдала билет на концерт. Единственным, для кого специально сшили реквизит, был Михаил Кокшенов.
6. Все нужные сцены сняли в пределах Москвы. Конструкторское бюро и интерьеры квартир построили на киностудии. Проходную снимали на настоящем заводе. Лестничные клетки и коридоры бюро – в институте перерабатывающей промышленности. Эпизоды в поезде были отсняты на железнодорожном кольце для проверки составов. А городок, куда ездили по делам герои фильма, снимали на столичных улицах. Помните эпизод, где герой Леонида Куравлева пытается познакомиться с молодой барышней? Девицу сыграла дочь артиста Катя. А в кафе, куда заходят Сусанна с Надей, в роли саксофониста выступил известный в будущем певец Владимир Маркин.
7. Ирина Муравьева и Владимир Носик до съемок никогда не играли в настольный теннис. Носик попытался было позаниматься с тренером, но неудачно. На одной из тренировок артист каким-то образом сломал палец на ноге.
8. Куравлев и Ширвиндт все время дразнили Михаила Кокшенова. Помните сцену возле автомата с газировкой? Здесь вода только для работников института. Дубль назло Кокшенову все время портили. В итоге эпизод сняли с восьмой попытки, а артисту пришлось выпить восемь стаканов газировки подряд.
9. Геральд Бежанов очень боялся, что из-за присутствия в фильме фарцовщика, кино положат на полку. Но худсовет посмотрел на это сквозь пальцы. Проблемы у режиссера появились уже после выхода комедии и совсем по иному поводу. Помните знаменитую фразу героя Игоря Ясуловича: «Ты что, с Урала?» За это на режиссера обиделись начальники из комитета компартии Свердловской области и настрочили на него жалобу. Пришлось писать официальные извинения.
10. Когда фильм был отснят, руководство киностудии потребовало убрать все эпизоды с зарубежной музыкой. Цензура и борьба с «загнивающим Западом» на этот раз были ни при чем. Незадолго до «Самой обаятельной…» у создателей другой кинокартины произошел скандал из-за авторских прав с иностранцами. Одной международной разборки «Мосфильму» было достаточно. Больше рисковать не хотели. Но и режиссер не захотел резать свое кино. Он вышел на правообладателей и добился от них письменного согласия на использование их музыки в кинокартине. Не ответила лишь Аманда Лир. Тогда на видеоряд с ней просто наложили вокал певицы Ларисы Долиной. Получилось вполне натурально.
Источник