Свой экранный и сценический талант актриса Светлана Савёлова не сумела сберечь и развить. Создавалось впечатление, что особо и не стремилась укрепиться в профессии. Она была создана чтобы ей все любовались. После премьеры кинофильма “Прощайте голуби” она стала настоящей звездой нашего кинематографа. Но, голуби улетели, и словно унесли на своих крыльях её былую славу и популярность.
Её, никому не известную, восемнадцатилетнюю девушку в кино привёл Яков Сегель. На главную женскую роль своего знаменитого фильма “Прощайте, голуби” он за несколько недель перепробовал множество актрис, и все его не устраивали. Встреча со Светланой произошла в аптеке города Севастополя, куда режиссёр зашёл за таблетками от головной боли. Он просто остолбенел, когда увидел миловидную девушку в белой шапочке и белом халате. Это была его героиня, медицинский работник Таня Булатова, которую он так долго искал. Не заболи у режиссёра голова или зайди он другую аптеку, и не произошла бы судьбоносная встреча.
Яков Александрович Сегель умел открывать никому не известные таланты. За четыре года до этой картины он также открыл для всех никому не известного, непрофессионального актёра Валентина Зубкова, который после фильма про целинников “Это начиналось так…” стал настоящей звездой нашего кино. И ещё привёл с улицы в кино шестнадцатилетнюю Жанну Болотову. Да и Сергея Шакурова Сегель также впервые снял в главной роли, дав ему путевку в большое кино.
Светлана Савёлова после успеха в первой картине уже и не помышляла о медицинской карьере. Её органика и естество в кадре поразило зрителей. Также её фактура и талант поразили приёмную комиссию “Щуки” куда она поступила в 1960 году, и где училась с будущими мэтрами кино и сцены Александром Калягиным и Валентином Смирнитским.
В московских театральных кругах её скоро окрестили “бриджиткой”. Уж больно она, молодая, всем напоминала Бриджит Бардо. Но удивительное обаяние, которое мы видели на киноэкране, странным образом сочеталось с её несносным характером. В этой девчушке поселилась вздорная капризная душа. Её побаивались даже самые крутые парни, хотя вздернутый носик, надменный взгляд, точеная фигурка моментально притягивали мужское внимание.
Как вспоминал однокурсник Светланы Ерванд Арзуманян:
“Несдержанность Светланы часто превращалась в откровенное хамство. Подруг у нее было мало. Оставались только те, кто умел ей подчиняться. Свой “звездный статус” (у нее одной на курсе уже была главная роль в кино) Савелова несла до самого выпускного. Мне кажется, такое поведение можно отнести к комплексу ее маленького роста”.
Светлана была голубоглазая миниатюрная блондинка, стройная и с большой грудью. Эта невероятно красивая грудь очень привлекала внимание мужского пола. Как вспоминала её подруга, пройти по улице с ней было делом хлопотным. Мужчины шли за ней вослед, а наглые подростки часто пытались потрогать это колышущееся богатство, и сразу получали в ответ звонкие пощечины.
Все 60-е годы Светлану Савёлову снимали в кино. После “Прощайте, голуби” она сыграла главную роль в фильме “Зелёный огонёк”. Режиссёр фильма Вилен Азаров вместе со сценаристкой Валентиной Спириной даже дали героине фамилию Савёлова. Только имя поменяли на Иру. Какая она там милая и красивая со своей толстой золотой косой. Этот фильм очень полюбился отечественному зрителю.
Но ещё больше увеличилась всенародная любовь к актрисе Светлане Савёловой после выхода на экраны кинокомедии Евгения Карелова “Семь стариков и одна девушка”. В этой картине Светлана играет со своим однокурсником Валентином Смирнитским. Отчасти Валентин и пробил ей роль. Он был утверждён на главную роль раньше и сказал режиссёру, что Савёлова ему нравится больше всех остальных претенденток женского пола. А конкурентки на роль молодой тренерши Леночки Величко были у Светланы серьёзные: Наталья Селезнёва, Ольга Остроумова, Людмила Гладунко, Светлана Старикова.
Эта простая, весёлая комедия завоевала и покорила всех. И Светлану Савёлову отечественный зритель после этой картины носил на руках народной любви.
Разве мог кто тогда в 1968 году предположить, что эта роль в кино у 26-летней Светланы Савёловой станет последней. Но именно так и стало. Больше её в кино никто никогда не снял.
Если открутить чуть назад, то хочется вспомнить что после “Зелёного огонька” Савёлова неплохо снялась в ряде картин. Великолепно она сыграла Катю, возлюбленную главного героя картины “Последний жулик”. Самого жулика сыграл Николай Губенко. В фильме первый раз прозвучали песни Высоцкого. А была еще роль Марийки в фильме “Слуша-ай”. Светлана удивительна и достоверна в этой роли. Прекрасно смотрится в тандеме с Г. Бортниковым.
Очень хороша Светлана Савёлова в фильме по сценарию Э. Радзинского “День солнца и дождя”. Она там играет старшую сестру главного героя Алёши. Ну и конечно же вспоминается экранизацию Горького “По Руси”. Здесь Светлана Савёлова сыграла белошвейку Таню в новелле “Двадцать шесть и одна”. И партнёром там у неё стал до боли родной ей Алексей Локтев, изображающий в фильме молодого Горького. Почему-то фильм “По Руси” получил очень плохую прессу и его признали режиссёрской неудачей.
Еще в нескольких телеспектаклях в 60-е годы запечатлелась Светлана Савёлова – “Эта деревня Могила”, “Повесть о молодых супругах”, “Кэтрин Мэнсфилд”. Правда вряд ли что из кадров этих постановок можно найти. В то время плёнку экономили, и после показа по телевидению запись стирали.
Почему дальше у такой интересной, красивой актрисы не сложилась актёрская судьба? Да, не секрет, что актриса стала выпивать. Но это было уже позже. А в конце 60-х годов она была зачислена в труппу вахтанговского театра, который она через год поменяла на Ленком. Сама пошла туда, чтобы быть поближе к А. Эфросу. Но при А. Эфросе особо ролей Савёлова не видела. И при сменившем его Марке Захарове ситуация не стала намного лучше. Правда Захаров ценил талант Светланы Савёловой, и всё же периодически награждал её ролями. А когда актриса уже совсем спилась, он терпел и не выгонял её из театра. Терпел до самой смерти актрисы. Так и ушла она актрисой Ленкома, получая номинальную мизерную зарплату, больше похожую на пособие.
В личной жизни Светлана Савёлова так и не обрела счастье. Выйдя замуж за красавца, выпускника “Щуки”, будущего известного режиссёра, Геннадия Михайловича Байсака, она через год от него ушла. Хотя к этому было мало причин. На их свадьбу в Севастополе собралась огромная компания друзей. Молодые очень подходили друг другу. Супруг очень любил Светлану и буквально делал всё, чтобы она была счастливой. Но она как-то потом обмолвилась, что уж слишком муж пытался ей во всём угодить. Этим, дескать, и надоел.
Потом у Савёловой был долгий роман с Николаем Караченцовым. И вроде всё опять же шло к свадьбе, но вмешалась мать актёра, которая воспрепятствовала браку сына. Роман с красавцем-актёром Сергеем Миловановым, который был её на семь лет младше, тоже не привёл ни к чему хорошему. Многие считают, что именно после разрыва отношений с ним Светлана стала много пить. Другие утверждают, что Сергей Милованов и приучил Светлану к алкоголю.
А потом были какие-то мужчины военные, милиционеры у актрисы. Она продала свою квартиру в центре Москвы и уехала к очередному “мужу” в московскую “тмутаракань” на окраину. В конце её жизни, ходили всякие нелепые слухи о Светлане Савёловой. Один из них был такой, что когда её стали разыскивать какие-то журналисты, то её сестра ответила по телефону, что Света уехала на работу за границу по контракту, и что не пишет потому что у неё выросли длинные ногти.
В Ленкоме Светлана долго играла фактически в одном спектакле “Три девушки в голубом”. Постановка получилась прекрасной. Светлана была там органична как кошка, и играла свою роль Татьяны лучше кого-либо. До середины 90-х годов она играла её.
История с неудачными родами в сорок лет тоже сильно сказалась на ней. Светлана тяжело переживала этот случай. К 90-х годам она стала совсем неважно выглядеть. Тогда она сама распространила слух, что попала в автокатастрофу и поэтому нигде не появляется. На самом деле плохо выглядела актриса от беспробудного пьянства.
Возможно после фильма “Прощайте, голуби” ей не надо было идти в артистки, а просто надо было выйти замуж, родить детей и держаться от кино подальше. Пойди она в медицину, а не в искусство, глядишь жизнь сложилась бы иначе. В актёрской профессии выжить иногда бывает очень непросто.
Вот так получилось, что Светлана Савёлова ярко вспыхнула на кинематографическом небе. Вспыхнула и погасла, оставив искрящийся след. И с годами этот след не становится слабей, и не меркнет в душах благодарных почитателей её таланта. И пусть её звезда заплутала после в звёздном небе и потеряла свою орбиту, память о том времени, когда она светила, навечно с нами.