6 сентября 2021 года на 89-году жизни скончался один из самых любимых советскими зрителями актёров – Жан-Поль Бельмондо. Это невосполнимая утрата для мирового кинематографа…
Жан-Поль Бельмондо родился 9 апреля 1933 года. Славу ему принесла роль аморального поклонника Хамфри Богарта в фильме «На последнем дыхании» (1959). Чаще всего он играл острохарактерные роли в комедиях и боевиках.
Дважды номинировался на премию BAFTA как лучший иностранный актёр: в 1963 году и в 1967-м. В 1989-м удостоен премии «Сезар» за роль в фильме «Баловень судьбы». В 2011 году получил Почётную Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля. В 2016-м был удостоен премии «Золотой лев» за вклад в мировой кинематограф.
[youtube_like]wJVMDvaprhM[/youtube_like]
Профессия
Жан-Поль мог стать профессиональным спортсменом, однако тяга к актерству оказалась сильнее. После окончания обучения молодой человек поступил в Высшую национальную консерваторию драматического искусства.
Бельмондо не обладал такой дивной красотой как его соотечественник Ален Делон, однако его запредельная мужская харизма заставляла женщин сходить с ума, а режиссеров снова и снова приглашать его на главные роли.
Бельмондо играл не только в кино, но и в театре. Сцену актёр считал волшебным местом с фантастической энергетикой. Жан-Поль был невероятно трудолюбив и к каждой роди подходил со всей серьезностью, проживал ее. Наверное, именно поэтому в 2001 году он перенес инсульт и на долгих семь лет забыл о профессии. Долгожданное возвращение легенды случилось благодаря картине режиссера Франсиса Юстера «Человек и его собака»
Творческий путь
Роли в театре:
1950 — Спящая красавица (La Belle au bois dormant) 1951 — Мой друг — вор (Mon Ami le cambrioleur) 1952 — Глориана будет отомщена (Gloriana sera vengée) 1953 — Ревность Барбулье (La Jalousie du barbouillé) 1953 — Брак поневоле (Le Mariage forcé) 1953 — Медея (Médée) 1953 — Заморе (Zamore) 1953 — Снежная королева (La reine blanche) 1953 — Хозяйка гостиницы (La Locandiera) 1953 — Газон (Les Boulingrin) 1954 — Стороны (Les Plaideurs) 1954 — Кринолины и гильотины (Crinolines et guillo tine) 1954 — Андалусия (Andalousie) 1954 — Лекарь поневоле (Le Médecin malgré lui) 1954 — Смешные жеманницы (Les Précieuses ridicules) 1954 — Жорж Дантен (Georgea Dantin) 1954 — Комиссар — хороший ребёнок (Le commissaire est bon enfant) 1954 — Маленький шалаш (La Petite hutte) 1954 — Скупой (L’Avare) 1954 — Мнимый больной (Le malade imaginaire) 1955 — Фантазио (Fantasio) 1955 — Весть, посланная Марии (L’Annonce faite à Marie) 1956 — Гостиница свободного обмена (L’hôtel du libre é change) 1957 — Цезарь и Клеопатра (César et Cléopatre) 1957 — Укрощение строптивой (La Mégère apprivoisée) 1958 — Оскар (Oscar) 1959 — Казна вечеринки (Trésor party) 1987 — Кин (Kean) 1990 — Сирано де Бержерак (Cyrano de Bergerac) 1993 — Дамский портной (Tailleur pour dames) 1997 — Блоха в ухе (La Puce à l’oreille) 1998 — Фредерик, или Бульвар преступления (Frédéric ou le boulevard du crime)
Фильмография:
1956 — Мольер / Molière, Франция (короткометражный), режиссёр Норберт Тидиан — Мерлюш 1957 — Пешком, верхом и на машине / À pied, à cheval et en voiture, Франция, Италия, режиссёр Морис Дельбез — Венэн 1957 — Воскресные друзья / Les Copains du dimanche, Франция, режиссёр Анри Эзнер — Требуа 1958 — Обманщики / Les Tricheurs, Италия, Франция, режиссёр Марсель Карне — Лу 1958 — Будь красива и помалкивай / Sois belle et tais-toi, Франция, режиссёр Марк Аллегре — Пьеро 1958 — Странное воскресенье / Un drôle de dimanche, Франция, режиссёр Марк Аллегре — Патрик 1959 — Ангел на земле (Мадмуазель Ангел) / Ein Engel auf Erden, ФРГ, Франция, режиссёр Геза Радваньи — Мишель Барро 1959 — Двойной поворот ключа (Леда) / À double tour, Франция, Италия (по роману Стэнли Эллина), режиссёр Клод Шаброль — Ласло Ковач 1959 — Три мушкетёра / Les Trois mousquetaires (ТВ), Франция (по мотивам романа Александра Дюма Три мушкетёра), режиссёр Клод Барма — д’Артаньян 1960 — Взвесь весь риск (Раскалённый асфальт) / Classe tous risques, Франция, Италия (по роману Жозе Джованни), режиссёр Клод Соте — Эрик Старк 1960 — 7 дней, 7 ночей (Модерато кантабиле) / Moderato cantabile, Италия, Франция (по повести Маргерит Дюрас, режиссёр Питер Брук — Шовен 1960 — На последнем дыхании / À bout de souffle, Франция, режиссёр Жан-Люк Годар — Мишель Пуаккар 1960 — Француженка и любовь / La Française et l’amour, Италия, Франция, режиссёр Анри Вернёй — Жиль (новелла «Адюльтер») 1960 — Развлечения / Les Distractions, Франция, Италия (по романа Жана Бассана), режиссёр Жак Дюпон — Поль Фрапье, фоторепортёр 1960 — Шарлотта и её Жюль / Charlotte et son Jules, Франция (короткометражный фильм), режиссёр Жан-Люк Годар — Жюль (озвучивал Жан-Люк Годар) 1960 — Письма послушницы / Lettere di una novizia, Италия, Франция, режиссёр Альберто Латтуадо — Джулиано Верди 1961 — Чочара (Две женщины) / La Ciociara, Италия, Франция (по роману Альберто Моравиа), режиссёр Витторио Де Сика — Микеле 1961 — Леон Морен, священник / Léon Morin, prêtre, Франция, Италия (по роману Беатрис Бек), режиссёр Жан-Пьер Мельвиль — Леон Морен 1961 — Женщина есть женщина / Une femme est une femme, Франция, Италия, режиссёр Жан-Люк Годар — Альфред Любич 1961 — Бездорожье (Ла Вьячча) / La viaccia, Италия, Франция (по роману Марио Пратези «Наследство»), режиссёр Мауро Болоньини — Гиго 1961 — Знаменитые любовные истории / Amours célèbres, Франция, Италия, режиссёр Мишель Буарон — маркиз де Лозен 1961 — Месть Марсельца (Некто по имени Ла Рокка) / Un nommé La Rocca, Италия, Франция (по роману Жозе Джованни «Отлучённый», режиссёр Жан Беккер — Роберто Ла Рокка 1961 — Рассказ Ривьеры / Riviera-Story, Германия, режиссёр Вольфганг Беккер — гонщик 1961 — Охота на звёзд / Chasse aux vedettes (короткометражный фильм), режиссёр Камиль Шательо — камео 1962 — Картуш / Cartouche, Франция, режиссёр Филипп де Брока — Луи Доминик («Картуш»), благородный разбойник 1962 — Обезьяна зимой / Un singe en hiver, Франция, режиссёр Анри Вернёй — Габриэль Фуке 1962 — Стукач / Le Doulos, Франция, Италия, режиссёр Жан-Пьер Мельвиль — Сильен 1962 — Дон Джованни с Голубого Берега / I Dongiovanni della Costa Azzurra, Италия, Франция, режиссёр Витторио Сала — камео (нет в титрах) 1962 — Самый короткий день / Il Giorno più corto, Италия, режиссёр Серджо Корбуччи — сицилийский крестьянин 1962 — Щедрое сердце / Un coeur gros comme ça, Франция, режиссёр Франсуа Рейшенбах — камео (зритель на боксёрском матче) 1963 — Банановая кожура / Peau de banane, Франция, Италия, режиссёр Марсель Офюльс — Мишель Тибо 1963 — Старший Фершо / l’Aîné des Ferchaux, Франция, Италия (по роману Жоржа Сименона «Дело Фершо», режиссёр Жан-Пьер Мельвиль — Мишель Моде 1963 — Драже с перцем / Dragées au poivre, Франция, Италия, режиссёр Жак Баратье — Раймон, легионер 1963 — Бурное море / Mare matto, Италия Франция, режиссёр Ренато Кастеллани — ливорниец 1964 — Человек из Рио / l’Homme de Rio, Франция, Италия, режиссёр Филипп де Брока — Адриан Дюфурке 1964 — Сто тысяч долларов на солнце / Cent mille dollars au soleil, Франция, Италия, по роману Клода Вейо «Мы не поедем в Нигерию», режиссёр Анри Вернёй — Рокко 1964 — Счастливый побег / Échappement libre, Франция, Италия, Испания, ФРГ, режиссёр Жан Беккер — Давид Ладислас 1964 — Уикенд на берегу океана / Week-end à Zuydcoote, Франция, Италия, (по одноимённому роману Роберта Мерля, режиссёр Анри Вернёй — старший сержант Жюльен Майа 1964 — Охота на мужчину / la Chasse àl’homme — Фернан 1965 — Прекрасным летним утром / Par un beau matin d'été 1965 — Безумный Пьеро / Pierrot le fou — Фердинанд Гриффон, «Пьеро» 1965 — Злоключения китайца в Китае / Les Tribulations d’un Chinois en Chine 1966 — Горит ли Париж? / Paris brûle-t-il ? — Пьерлот (Ив Моранда) 1966 — Нежный проходимец / Tendre voyou — Тони Марешаль 1967 — Казино «Рояль» / Casino Royale — французский легионер / Джеймс Бонд, агент 007 1967 — Вор / le Voleur — Жорж Рандаль 1968 — Зовите меня «О»! / Ho! Франсуа Олен («О») 1969 — Супермозг / le Cerveau — Артур 1969 — Сирена с «Миссисипи» / la Sirène du Mississippi — Луи Маэ 1969 — Бог выбрал Париж / Dieu a choisi Paris 1969 — Мужчина, который мне нравится / Un homme qui me plaît — Анри 1970 — Борсалино / Borsalino — Франсуа Капелла 1971 — Повторный брак / Les Mariés de l’an II — Николя Филибер 1971 — Взломщики / le Casse — Азад 1972 — Доктор Пополь / Docteur Popaul — доктор Поль Симе 1972 — Клан марсельцев / la Scoumoune — Роберто Ла Рокка 1973 — Наследник / l’Héritier — Барт Корделл 1973 — Великолепный / le Magnifique — Франсуа Мерлен / суперагент Боб Сен-Клер 1974 — Стависки… / Stavisky… — Серж Александр Стависки 1975 — Страх над городом / Peur sur la ville — комиссар Жан Летелье 1975 — Неисправимый / l’Incorrigible — мошенник Виктор Вотье 1976 — Частный детектив / L’Alpagueur — Роже Пиляр / «Охотник» 1976 — Труп моего врага / le Corps de mon ennemi — Франсуа Леклер 1977 — Чудовище / l’Animal — Мишель Гоше / Бруно Феррари 1979 — Кто есть кто / Flic ou voyou — Антонио Черутти (комиссар Станислас Боровиц) 1980 — Игра в четыре руки / le Guignolo — Александр Дюпре 1981 — Профессионал / le Professionnel — майор Жосслен «Жосс» Бомон 1982 — Ас из асов / l’As des as — Джо Кавалье 1983 — Вне закона / le Marginal — комиссар Жордан 1984 — Авантюристы / les Morfalous — сержант Пьер Оганьер 1984 — Весёлая Пасха / Joyeuses Pâques — Стефан Маржель 1985 — Ограбление / Hold-up — Гримм 1987 — Одиночка / le Solitaire — комиссар Стан 1988 — Баловень судьбы / Itinéraire d’un enfant gâté — Сэм Лион 1992 — Неизвестный в доме / l’Inconnu dans la maison — адвокат Лурса 1995 — Сто и одна ночь Симона Синема / les Cent et une nuits de Simon Cinéma — профессор Бебель 1995 — Отверженные / Les Misérables — Анри Фортен / Жан Вальжан 1996 — Дезире / Désiré 1998 — Один шанс на двоих / Une chance sur deux — Лео Брассак 1999 — Возможно / Peut-être — Ако 2000 — Актёры / les Acteurs — камео 2000 — Амазония / Amazone — Эдуард 2001 — Свободное падение / L’Aîné des Ferchaux — Поль Фершо 2009 — Человек и его собака / Un homme et son chien — Шарль 2013 — Однорукие бандиты / Les Bandits manchots 2015 — Бельмондо глазами Бельмондо
Вот, что сам Бельмондо сказал о съёмках в этой картине:
«Хотя я снялся в 95 фильмах и сыграл 40 театральных ролей, на этих съёмках я был счастлив как никогда. Этот фильм не похож на то, что я делал раньше, эта работа — совсем в ином ключе»
Его любимые женщины
Однажды Жан Габен сказал про Бельмондо: “Этот парень некрасив, но он всегда будет нравиться женщинам”. Жана-Поля часто называли обаятельным сердцеедом. Ему приписывали романы с Софи Лорен, Жаклин Биссет, Катрин Денёв, Брижит Бардо, и даже с Мирей Матье. Со всеми этими прекрасными женщинами Бельмондо знаком, великолепно о них отзывается. Но по признанию самого актера, кратковременных интрижек у него было много, а вот женщин, которые навсегда запали ему в сердце, всего несколько.
В 20 лет юный актёр познакомился с танцовщицей Рене Константен. Она делала успехи в балете, могла стать всемирно известной балериной. Они познакомились в одном из заведений Сен-Жермена, куда юноша пришёл отдохнуть после тренировки по боксу. Рене исполняла очень страстный, зажигательный танец, у неё были необыкновенной красоты выразительные глаза. Несмотря на то, что вокруг находилось много людей, ему казалось, что она танцует только для него. Бельмондо был достаточно смел для того, чтобы подойти к девушке и познакомиться. Рене тоже не скрывала своей симпатии к парню. Жану-Полю очень не нравилось её имя. И он стал называть её “Элоди”, по имени главной героини спектакля, в котором он играл.
Вскоре Бельмондо сделал “своей Элоди” предложение руки и сердца. Свадьба состоялась в июне 1953 года. В этом же году в их большом доме раздался детский голос. У супругов появилась дочь Патрисия (1953), ещё чуть позже родилась Флоранс (1960), а в 1963 году на свет появился сын Поль. Элоди посвящала себя только детям. Бельмондо не мог постоянно бывать с семьей из-за частых съёмок.
Но как только к актёру стала приходить популярность, у него появилось и постоянное женское внимание. Константен, увы, не беспочвенно стала подозревать его в изменах. В один прекрасный день он признался ей, что любит другую женщину. Супруги развелись в 1966 году.
Той самой разлучницей, забравшей сердце актёра, стала “девушка Бонда” Урсула Андресс. Время, когда Бельмондо ездил в Гонконг на съёмки “Казино Рояль”, он вспоминает с сожалением. В картине у него была не главная роль. Урсула же стала первой из девушек Джеймса Бонда. Кроме того, она мастерски умела обольщать и сводить с ума. Молодая и красивая швейцарка очень быстро вскружила ему голову. Между молодыми людьми сразу завязался бурный роман.
В Бельмондо, Урсуле понравилась живость, чувство юмора, нестандартность. Актёр же был пленён её красотой и сексуальностью. Он ездил за ней по всему миру, исполнял все её прихоти, но в какой-то момент понял, что развития у этих отношений не будет. Бельмондо хотел большего, а Урсулу всё устраивало. В конце концов он решил положить этому союзу конец.
Такие мужчины, как Бельмондо не бывают долго одиноки. В начале семидесятых годов актёр познакомился со звездой эротического кино Лаурой Антонелли, которая в то время была замужем. Актёр был уже достаточно популярным. Их встреча получилась случайной. Они разговорились за кулисами киностудии, когда Лауру пригласили сниматься во Францию.
В Бельмондо она влюбилась с первого взгляда. Жили они “гостевым браком”. Лаура снималась в Италии, но по праздникам уезжала во Францию к любимому. Ради того, чтобы быть с Бельмондо, Лаура развелась с богатым мужем. Но счастья это не принесло никому из любовного треугольника. Девушка очень дорожила своей свободой, стремилась к независимости. Отношения не сложились из-за того, что Бельмондо искал спутницу жизни всерьёз и надолго.
Расставание Лаура переживала очень болезненно, она пристрастилась к алкоголю и наркотикам, несколько раз пыталась покончить с собой. Бельмондо, чувствуя свою вину перед ней, поддерживал её, они сохранили дружеские отношения, но в его мыслях уже была другая женщина.
Женщиной, которую Бельмондо называл своим мотором, суждено было стать Марии Сотомайор. В документальном фильме “Бельмондо глазами Бельмондо”, актёр говорил, что иногда даже называл её своей музой, так как в ней была какая-то неведомая сила, которая двигала его вперёд. Она просто вдохновляла его на подвиги.
Однако их союз был невозможен из-за “ветра в её голове”. Ситуация была точно такая же как и в случае с Лаурой Антонелли. Ей хотелось отношений, но не хотелось брака. Она любила мужчин и хотела быть свободной. Бельмондо стал всего лишь одним них. На прощанье она подарила ему маленького терьера, которого, актёр очень полюбил.
Могла ли знать Мария Сотомайор, что именно благодаря этой маленькой собачке Майе, которая стала памятью об их отношениях, актёр найдёт свою любовь. Однажды во время прогулки, щенок неожиданно побежал в сторону, как будто что-то почувствовал. Питомец привёл Бельмондо к молодой девушке, у которой на руках был точно такой же терьер.
Этой девушкой оказалась балерина Натали Тардивель. Она как две капли воды была похожа на его первую жену Рене Константен, у неё были такие же невероятнейшие глаза и она обладала такой же безграничной добротой. И самое главное, у них сразу появились взаимные чувства. Он как будто вернулся в свою молодость. Но актёру на тот момент было уже больше 70 лет. Натали естественно, намного моложе. Но это не помешало сильному и крепкому чувству захлестнуть их обоих.
Когда актёр в 2001 году пережил инсульт, он преодолел это испытание во многом потому, что рядом была верная и преданная Натали. А на предложение руки и сердца Натали тут же ответила согласием. Через год судьба сделала им настоящий подарок. У пары в 2003 году родилась дочь Стелла. Этому браку было отпущено 12 лет, но друзья и знакомые Бельмондо говорят, что Натали просто продлила ему жизнь. Потом она встретила человека, который был её ровесником.
Бельмондо попросил развод, так как понимал, что Натали нужен другой мужчина. Он сам говорил в интервью, что хочет, чтобы она была по-настоящему счастлива, ведь она это заслужила, тогда и его сердце будет спокойно. У них были прекрасные отношения, а их дочь Стелла сейчас известная фотомодель. После этого у Бельмондо был кратковременный роман с Барбарой Гандольфи, но к сожалению, она его использовала чисто в корыстных целях.
Нельзя не сказать и о ещё одном очень дорогом для Бельмондо человеке. Фильм “Профессионал” (1981) стал знаковым для многих актёров. На съёмках картины он познакомился с Сирьель Клер, которая играла любовницу Бомона, Алису. У них не было романа. Это не любовь и не страсть. Это настоящая, большая, крепкая дружба. Дружба, которую они пронесли сквозь годы.