В 1996 году, в суровые для российского кино времена, режиссёр Максим Пежемский, который впоследствии прославится как постановщик популярных комедий, таких как «Мама не горюй», «Любовь-морковь 2», «Интерны» и «Проект “Анна Николаевна”», снял низкобюджетный фильм «Жёсткое время» с участием множества известных сейчас актёров. «Я люблю кино» решил вспомнить эту полузабытую картину — как просто забавы ради, так и в качестве красочного «портрета эпохи».
«Жёсткое время» идёт всего 57 минут и уже первым кадром с надписью «Саша Антипов представляет» настраивает зрителя на нужный лад. Далее следует открывающая сцена, в которой подруга-продюсер (Елена Руфанова) объясняет модному артхаусному режиссёру (смешной и нелепый Алексей Серебряков), что тот «кинул на бабки» бандитов, вложившихся в его предыдущий фильм, но не получивших желаемой отдачи. «А четыре фестиваля? Два в конкурсе?», — манерным голоском вопрошает очкарик-Серебряков, на что собеседница отвечает: «Пи**рские фестивали, Серёж, не забывай», и в этот момент кажется, что нас может ждать неплохое кино.
В итоге незадачливого творца заставляют отрабатывать вложения, снимая порно. Обыгрывание этой темы мы недавно видели в комедии «Глубже!» Михаила Сегала, но сравнение двух фильмов способно лишь показать, какой колоссальный путь прошло российское кино за четверть века. Наблюдать за попытками снять дешёвый фильм о попытках снять дешёвый фильм довольно мучительно, и разбавить происходящее может разве что появление на экране знакомых лиц.
Лариса Гузеева и Алексей Серебряков в фильме «Жёсткое время»
Лариса Гузеева и Алексей Серебряков в фильме «Жёсткое время»
Лариса Гузеева и Алексей Серебряков в фильме «Жёсткое время»
Лариса Гузеева и Алексей Серебряков в фильме «Жёсткое время»
Хуже всех выглядит Лариса Гузеева, играющая звезду будущего порнофильма. Непосредственно до её участия в «сценах» дело не доходит — в основном она просто лежит на диване и высокомерно общается с другими персонажами. Смотрится это как некая переходная стадия между кроткой Ларисой из «Жестокого романса» и нынешней «телезвездой», то есть как нечто совершенно противоестественное, да и назвать это «актёрской игрой» язык не поворачивается.
Студентом-недоучкой театрального вуза, исключённым за неуспеваемость, выглядит и совсем молоденький Иван Ургант, который пытается играть «хорошего доброго парня» (впрочем, делает он это поубедительнее Гузеевой). Есть в картине и неплохие комедийные персонажи: оператор-энтузиаст или пожилой артист Бурятского театра оперы и балета, приглашённый на главную роль (Виктор Смирнов). Кроме того, можно посмотреть на симпатичную актрису Анастасию Корякину, похожую на Хизер Грэм.
Иван Ургант в фильме «Жёсткое время»
Иван Ургант в фильме «Жёсткое время»
Иван Ургант в фильме «Жёсткое время»
«Жёсткое время» словно воплощает собой эпоху провала российского кинематографа: нищее, натужно-подражательное и бессмысленное зрелище, в котором иногда мелькают интересные мысли и образы. В этом виден некий поиск себя и потенциал, но неудивительно, что все об этом давно забыли. Как написал рецензент на «Кинопоиске» (правда, к предыдущему фильму Пежемского «Пленники удачи», но идеально подходит и здесь): «Видимо, и впрямь тяжёлые были в стране времена, раз на экраны выходило такое. Как-то оно уже, казалось бы, и подзабылось всё, подстёрлось из памяти-то, а вот доведётся увидеть подобное и жутко делается».