Про жизнь Елизаветы Уваровой можно прочитать разное.
Были роли, любовь и одиночество, радость и страх…
Елизавета Александровна Герцберг-Уварова (так в паспорте) родилась в селе Исетском Исетского района Тюменской области. Ее родителями были барон Герцберг и его крепостная крестьянка Екатерина Митрофановна.
Когда родилась Лиза, ее отец сделал маме актрисы предложение, но та его отклонила, сказав: “Я Вам не ровня …” (Ну, наверное меня сразу поправят “бывшая крепостная”- но так пишут !)
(хотя во многих источниках, в том числе википедия, иное: родилась в Санкт-Петербурге в семье Александра Борисовича Герцберга, доверенного товарищества «Мандль, М. и И.;
а по другим : родилась в глухой сибирской деревне, откуда была привезена отцом в Петербург, до десяти лет была неграмотна).
Как бы то ни было, родилась в 1902 (или 1900 ?) году незаурядная личность. Будущая Актриса.
Волею случая, оказалась в театральной студии, потом — Ленинградский ТЮЗ (с 1922 года по 1944 год) – играла обезьян, крыс, ветер, камни, грибы, разнообразных живых и неодушевленных существ. Следом — роли девочек и мальчиков (она была невысокого роста, хрупкая) — разные образы.
В ТЮЗе она доказала, что может превращаться и в старух (это на тридцатом году!). Были и такие роли.
Именно в ТЮЗе — все практически под тридцать и моложе, начались и служебные романы.
Первый муж — Гаккель Евгений Густавович (1892-1953 года жизни), актер, позднее — режиссер.
Маленькая легкая фигурка, большая голова, большие руки…
А Чирков Борис (также актер ТЮЗа в то время) был влюблен в Лизу Уварову.
После расставания с мужем был гражданский брак с Борисом Чирковым (1901-1982 г. жизни).
Они были вместе вплоть до 1935 года, когда на экраны страны вышел первый фильм кинотрилогии о Максиме – «Юность Максима». Чирков становится известным, перебирается в Москву. Лиза остается в Ленинграде.
Жизнь продолжается, и не дает скучать.
Елизавета Александровна скоро начала преподавать в Театральном институте.
Снимается в кино.
Она в совершенстве выучила французский язык и всегда была в курсе новинок французской литературы. Она дружила с писателями и поэтами, была близкой подругой семьи Михаила Зощенко. Постоянно ходила на все театральные премьеры и в кино, особенно если привозили зарубежные картины. Она читала, скупая книги пачками.
Из книги “Королевы смеха. Жизнь, которой не было?” Капков Сергей Владимирович
Все отмечали, что именно будучи вместе с Елизаветой Уваровой вчерашний деревенский подросток Борис Чирков на глазах становился современным городским интеллигентом. Именно от Лизы он перенял безумную страсть к книгам. Все букинисты знали Чиркова, который, не жалея денег, приобретал редкие книги.
Ну, а после войны Елизавета Уварова, поняла, что больше не хочет и не может играть для детской аудитории, и надо двигаться дальше.
Следующая ступень – Театр Комедии.
Роли в кино – 30 работ (!)
Фильм ‘Максим Перепелица’ 1955 г.
В роли Параски, жены Мусия, в роли Мусия — Георгий Вицин.
В роли Марии Ивановны, буфетчицы
1965 — Город мастеров — тётушка Тафаро
«Веселое волшебство» 1969 год — Кикимора
Кстати, на съемках фильма «Печки-лавочки» Елизавета Александровна подружилась с Василием Шукшиным, привезла его как-то Театр Комедии, где поставили потом одну из его пьес…
Уварова была народной артисткой РСФСР, членом КПСС.
Она вообще была человеком мнительным, страх преследовал её всю жизнь. Помню историю из тридцатых годов, которую она мне рассказывала.
В каком-то правительственном южном санатории был торжественный обед, на который они с Борисом Чирковым попали. Множество именитых гостей, чуть ли не сам Сталин.
И вот когда все наелись-напились приехали чёрные воронки и половину гостей увезли. Так что её страхи можно было понять.
из воспоминаний актрисы М. Тупиковой
Она боялась с кем-то ссориться. Свою биографию актриса тщательно скрывала.
По воспоминаниям коллег, она была сложным и, скорее, закрытым человеком, но одновременно — распахнутым и общительным.
Все в театре знали — именно у Елизаветы Александровны можно попросить денег в долг. Она их легко отдавала и, что не всегда получала обратно.
А к премьере всегда дарила маленькие подарки: подбирала любовно, зная кому что понравится, всё продумывала.
Режиссер фильма Владимир Грамматиков (1942 г.р.):
При всей своей приветливости в жизни она была очень строгой, дистанцировалась, не любила отношений накоротке. К себе допускала избранно. И очень следила за своим внешним видом.”
Одевалась дорого. Всегда носила длинные вязаные кофты и высокие каблуки, наверное ей казалось, что это делает ее чуть выше, но получалось наоборот, и в огромных кофтах она совсем терялась.
На голове крошечный пучок волос. Иногда модный тогда парик, сидящий довольно забавно. Ходила быстро. Говорила еще быстрее, совсем скороговоркой.
Шутила, колола словом, взглядом — по пути, на ходу, не останавливаясь. Хвалила редко и понять было не просто — шутка, похвала или за словами подвох.
Она была породистая, глубинная интеллигентка. А как она говорила! Ее русский язык был таким, как у наших эмигрантов.
Когда приезжаешь в ту же Францию и общаешься с представителями первой волны эмиграции, у них наш язык звучит иначе, он чище. Без мусора, без лишних слов. И Уварова говорила на этом языке.
Владимир Грамматиков, режиссер
К сожалению, для 75-летней актрисы Елизаветы Уваровой роль нянечки Арины Родионовны в фильме «Усатый нянь» стала последней. Еще до начала съемок она узнала о том, что у нее – рак, но отказываться не стала. Премьеры фильма Уварова не увидела – почти за год до этого, в августе 1977 г. ее не стало.
Елизавета Александровна была, по моим воспоминаниям, человеком, как сейчас бы сказали, очень высокого класса.
С безупречным вкусом, который проявлялся во всем, от подбора вещей в интерьер и приобретения прекрасных книг (в основном букинистических) до выбора того, что она читала и какую музыку слушала.
При этом она очень хорошо знала себе цену, а язычок у нее был – острее некуда, например, она раз и навсегда отучила меня отставлять мизинец. когда держишь чашку. При этом заметила, что это жест горничной.
Анна Янчиленко
Похоронили актрису рядом с матерью.
Над ее могилой стоит большой православный деревянный крест — это последняя ее просьба.
Источник