Давайте просто сравним количество просмотров этой прекрасной картины на Youtube с “конкурентами”. Для чистоты эксперимента возьмем именно фильмы, вышедшие в 1981 году (как кино, так на телевидении).
“Собака Баскервилей” – 2,5 + 1,8 миллиона просмотров (1 и 2 серии)
“Мужики” – 5,5 миллионов просмотров
“Родня” – 5,2 миллионов просмотров
“Будьте моим мужем” – 3,2 миллиона просмотров
Фильм, который я посмотрел на днях, значительно менее популярен среди нынешней публики. Всего 874 тысячи просмотров. Хотя на мой вкус, совершенно не слабее “Мужиков” или “Родни”. Не очень понимаю, почему он не вошел в число лучших картин отечественного кинематографа вместе с “Кавказской пленницей”, “Служебным романом”, и так далее.
Кино называется “Мы, нижеподписавшиеся”. Режиссер — Татьяна Лиознова. В том же 1981 году вышел ее “Карнавал”, занявший девятое место в отечественном кинопрокате. “Мы, нижеподписавшиеся” показали только на телеэкранах. Но смотреть его мне было намного интереснее, чем “Карнавал”. Отмечу несколько важных особенностей.
1). Формально “Нижеподписавшихся” называют фильмом-спектаклем. Неудивительно, ведь он снят по пьесе Александра Гельмана, которая уже некоторое время шла на сценах московских театров. На самом деле ничего общего со спектаклем. Да, снят почти весь в вагоне поезда, но есть и натурные сцены. И главное, никакой театральности — действие развивается стремительнее, держит в напряжении буквально до конца.
2). Актеры. Юрий Яковлев и Клара Лучко в “Карнавале” играют мужа и жену, а здесь коллег по работе. Николай Парфенов, Олег Янковский, Ирина Муравьева, Леонид Куравлев — блестящий состав. Однако в отличии, например, от фильма “Урок литературы”, где тоже много звезд, но кино получилось слабеньким, в “Мы, нижеподписавшиеся” играют они по-настоящему здорово, сбиты в команду. Думаю, главная причина — мастерство режиссера.
3). Практически никакой любовной линии. Героиня Муравьевой несколько раз заговаривается о разводе с мужем, но видно, что это уже не в первый и даже не в десятый раз. И хорошо, что нет романтических страданий! Иногда от них устаешь, хочется посмотреть что-нибудь интересное, социальное, производственное. Но возможно, это та причина, по которой фильм не стал таким уж популярным среди зрителей.
4). Финал остается открытым. Судя по тому, что нам рассказали о личности Егорова — никому он звонить не будет и пороги обивать не будет. Его снимут, и он спокойно уйдет. Каждый может придумать себе концовку такую, какую хочет.
Большой популярностью пользовалась постановка “Мы, нижеподписавшиеся” в Театре Сатиры. На Youtube даже есть кусочек. Леню Шиндина играет Андрей Миронов. Многие зрители считают, что Куравлев справился лучше. Ну в самом деле, кто поверит, что Миронов — диспетчер СМУ? Да еще что от такого красавца уйдет жена. Все-таки обаятельный Мистер Фест или аристократичный Геша Козодоев это больше “его”. Кто видел постановку в Театре Сатиры — напишите, пожалуйста. Любопытно, что смотрелось выигрышнее — спектакль или фильм.
А еще “Мы, нижеподписавшиеся” ставили в ефремовском МХАТе.
Мое мнение — смотреть, однозначно. Еще один шедевр советского кино, ныне незаслуженно забытый.
Источник