Как сложилась судьба замечательного советского актёра Геннадия Бортникова, всю жизнь страдавшего от добровольного одиночества

ЗВЕЗДЫ

Геннадий Бортников был одним из самых выдающихся артистов своего времени, на его спектакли в театре им. Моссовета невозможно было достать билеты, он всегда выступал при полном аншлаге, а у служебного входа его поджидала толпа восторженных поклонниц. Огромный успех ждал актёра и в кинематографе – снявшись в главной роли в психологическом детективе «Взорванный ад», он в одночасье стал кумиром миллионов советских зрителей, заслужив их доверие и любовь.

«Так, как играл Бортников, в театре не играл никто. Мятущаяся, ломаная, но в то же время невероятно изысканная пластика. В его жесте столько театра, что хватит на три премьеры. Горящий взор огромных чёрных глаз. Сказочной красоты голос. Магическое владение интонацией» – писали об актёре критики.

Как сложилась судьба замечательного советского актёра Геннадия Бортникова, всю жизнь страдавшего от добровольного одиночества

Геннадий Леонидович прожил яркую, насыщенную жизнь, но так и не смог создать семью и закончил свои дни в полном, «вакуумном» одиночестве. Исследователи биографии Бортникова считали, что на его судьбу повлияла детская травма – в 7-летнем возрасте он потерял маму, и воспитывался авторитарным, строгим отцом, военным лётчиком, который пытался навязать сыну свои моральные устои и модель поведения. С годами между отцом и сыном выросла глухая стена непонимания, и когда родитель попытался тотально управлять жизнью парня, тот просто сбежал… в монастырь.

Геннадий рос творческим, одарённым ребёнком, прекрасно рисовал, много читал, любил театр, в школьные годы участвовал во всех спектаклях, и сам оформлял их как художник. Он мечтал учиться в художественном училище, но отец не позволил, и паренёк поступил в машиностроительный техникум. Но смог отучиться всего год, после чего забрал документы и отнёс в Суриковский институт. Дома разгорелся скандал – отец и старший брат хотели видеть Геннадия в «мужской» профессии, и тогда он попросту ушёл из дома.

Бортникова приютили в Троице-Сергиевой лавре, там он увлёкся иконописью, и позже, оставшись без ролей, смог даже зарабатывать этим. Он был невероятно талантлив во всём, за что бы ни брался – гениальный актёр театра и кино, великолепный чтец и мастер дубляжа и озвучивания, отличный художник и оформитель, хороший писатель, сценарист и режиссёр. К сожалению, Геннадий Леонидович своими руками оборвал карьеру и в театре, и в кино, не мог смириться с тем, что ему стали предлагать возрастные роли, оскорблялся, хоть сам был уже далеко не мальчик – актёру было за пятьдесят.

Его необыкновенный талант заметили ещё на 1 курсе Школы-студии МХАТ, куда он поступил после долгих мытарств и борьбы с отцом. Геннадий не только играл в учебных спектаклях, но и оформлял их как художник, придумывал декорации и костюмы. На третьем курсе Бортников дебютировал в кино, сыграл влюблённого в фильме «Взрослые дети», потом было ещё несколько небольших работ, и наконец в 1967 году актёру доверили главную роль в картине «Взорванный ад», которая принесла ему всесоюзную известность и любовь зрителей.

В это время он был уже признан московскими театралами, его слава в театре им. Моссовета достигла такого масштаба, от которого могла закружиться голова даже у зрелого актёра, что уж говорить о Геннадии – ему не было и тридцати.

Как сложилась судьба замечательного советского актёра Геннадия Бортникова, всю жизнь страдавшего от добровольного одиночества

Но повёл он себя странно – в ответ на всеобщее признание и восхищение он вдруг замкнулся и стал вести практически затворнический образ жизни, никого не пуская в душу и сердце. Позже он об этом горько сожалел, и понимал, что именно такое поведение и привело к полному одиночеству, когда не стало даже друзей. На закате жизни актёр признавался:

«Иногда задаю себе вопрос: может, я просто не встретил своего человека? С первого дня моего появления на сцене я сразу окунулся в безумный успех. Меня душили щедрыми подношениями. Но я никому не верил. Я понимал, почему людей тянуло ко мне, как мотыльков на яркий свет. Сомнения обрубали мне крылья. Я все подвергал сомнению. «Не-е-ет, – думал, – со мной это не пройдёт. Ты хочешь закрутить отношения только потому, что я звезда. Это всё отравило. Хотелось одиночества, уединения. Пусть я буду один, но зато не обманутый, не преданный».

Читайте также:  Что с вами случается когда вы пьете капустный сок каждый день!
Как сложилась судьба замечательного советского актёра Геннадия Бортникова, всю жизнь страдавшего от добровольного одиночества
на сцене театра

Трудно сказать, почему Геннадий так боялся предательства – ведь у него не было случая испытать эту боль на собственной шкуре, он ни с кем не заводил романов, и никто его не бросал. А, впрочем, он так усердно скрывал от общественности свою личную жизнь, и при этом панически избегал женщин, что постепенно вокруг его имени стали разрастаться слухи, сплетни, таинственные истории о трагедиях и немыслимых переживаниях. Вроде как один студент покончил с собой из-за Бортникова и оставил ему трогательное посмертное письмо, и прочее, в таком же духе.

Известно, что семья актёра состояла из него самого и беспородного котёнка, подобранного им на улице и выросшего в любимого кота Марика. Геннадий обожал кошек, не обходил вниманием и бродячих собак, постоянно подкармливая тех и других принесёнными из дома лакомствами. Когда Бортников был с труппой на гастролях во Франции, произвёл в Париже настоящий фурор, и его стали уговаривать остаться, соблазняя баснословными гонорарами и мировыми турне, он отказался, отговорившись тем, что на родине некому будет кормить его собак и кошек.

Как сложилась судьба замечательного советского актёра Геннадия Бортникова, всю жизнь страдавшего от добровольного одиночества

На самом деле актёр просто боялся остаться невостребованным на чужбине, ведь он совсем не знал языка, к тому в Союзе у него тогда тоже были радужные перспективы. Он был любимцем у режиссёра театра им. Моссовета Юрия Завадского, тот ставил спектакли специально под него, а московские театралы ходили зачастую именно «на Бортникова» – сидевшие в зале признавались, что буквально кожей чувствовали его мощную энергетику. Он выходил на сцену и дружил с Фаиной Раневской, Любовью Орловой, Серафимой Бирман, Верой Марецкой, все они любили и опекали своего молодого коллегу.

Геннадий Леонидович посвятил родному театру всю жизнь, но когда в 1977 году не стало Завадского, ему пришлось очень нелегко – заменивший Юрия Александровича Режиссёр Павел Хомский главных ролей не давал, а второстепенные не могли остановить меркнущую популярность. Кроме того, из репертуара постепенно убрали все спектакли Завадского, где блистал Бортников и другие единомышленники ушедшего постановщика.

«После смерти Завадского, чей авторитет был мне надёжной защитой, из репертуара стали вылетать лучшие мои роли. Спектакль «Царствие земное» по Тенесси Уильямсу исчез с афиши, не успев стать достоянием широкой публики. Да что там Уильямс! Невинный и чистый спектакль «Глазами клоуна» по произведению немецкого писателя-антифашиста Генриха Белля наша достопочтенная критика поливала грязью так, что до сих пор читать стыдно» – с горечью говорил актёр.

Как сложилась судьба замечательного советского актёра Геннадия Бортникова, всю жизнь страдавшего от добровольного одиночества

В 90-е, когда многие актёры оставались без работы и готовы были играть в любых, даже самых пошлых фильмах и спектаклях, лишь бы прокормиться, Геннадий Леонидович оказался одним из немногих, отказывающихся от предлагаемых ролей. Кого-то не устраивал низкий уровень снимаемых в те годы «шедевров», Бортников же не мог заставить себя перескочить с амплуа романтического героя на возрастные роли. Он не видел себя в образе чьего-то отца или деда, не понимал, как изображать пожилого мужчину – ведь душой-то был молод! – и предпочитал лучше вообще не выходить на сцену, чем играть старика.

«Принадлежавший к нетрадиционной сексуальной ориентации Бортников отчаянно «молодился», не в силах сделать скачок на возрастные роли. Он заявлял прямым текстом: «Я не представляю себе, как мне играть старика». В результате, очень часто в последние годы выглядел на сцене нелепым, напомаженным, пошло-ярким» – вспоминали об актёре современники.

Как сложилась судьба замечательного советского актёра Геннадия Бортникова, всю жизнь страдавшего от добровольного одиночества

Творчество
Роли в театре
Работы на телевидении
Фильмография
Работы на радио

Его спасала живопись, которую он никогда не бросал, писал картины и в молодости, и не думая о материальной стороне вопроса, просто дарил коллегам и приятелям. Теперь же стал писать портреты и иконы на продажу, и очень неплохо на этом зарабатывать, а когда его работы вызвали интерес у профессионалов и Геннадию Леонидовичу предложили сделать выставку, он подготовил ряд картин на заданные темы. Долгое время живопись выставлялась в Доме Актёра на Арбате, сейчас же все его работы собраны на интернет-портале «Виртуальный дом-архив Геннадия Бортникова».

Читайте также:  Таким Алена Делона публика не знает

Как сложилась судьба замечательного советского актёра Геннадия Бортникова, всю жизнь страдавшего от добровольного одиночества

Он сознательно обрёк себя на одиночество, хоть и очень страдал в нём, бежал от него, любил бывать в гостях или принимать их в своей холостяцкой квартире. Геннадий Леонидович был далёк от быта и материальных ценностей, совсем не расстроился, когда его очередь на дачный участок прямо перед ним закончилась – наступила перестройка и бесплатные земли раздавать перестали.

Его, наверное, волновало лишь то, на какие деньги он будет кормить бездомных собак и кошек, ведь зарплату в театре платить перестали – за последние 10 лет он ни разу не вышел на сцену. Актёр писал сценарии, сам поставил несколько спектаклей, публиковал очерки о коллегах, работал в радиотеатре, проводил творческие вечера, на которых яблоку негде было упасть. Но работа не могла заглушить тоски одиночества – ведь дома, кроме кота Марика, его никто не ждал.

Как сложилась судьба замечательного советского актёра Геннадия Бортникова, всю жизнь страдавшего от добровольного одиночества

Геннадий Бортников ушёл из жизни в конце марта 2007 года, через неделю ему могло бы исполниться 68 лет. Немногочисленные друзья гениального актёра были уверены, что его сгубило одиночество, а вовсе не инфаркт, как диагностировали врачи.

Источник

Оцените статью, нам важно Ваше мнение:
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
Жизнь полна красок
Добавить комментарий

Роли в театре
«В дороге» В. С. Розова — Володя[1]
«Объяснение в ненависти» И. В. Штока — Василий Воробъёв
«Затейник» В. С. Розова — Сергей Сорокин, Эдуард Беляев
«Царствие земное» Теннесси Уильямса — Лот
«Глазами клоуна» Г. Бёлля; постановка И. С. Анисимовой-Вульф — Ганс Шнир, режиссёр
«Петербургские сновидения» по Ф. М. Достоевскому; постановка Ю. А. Завадского — Раскольников
«Братья Карамазовы» по Ф. М. Достоевскому; постановка П. Хомского — Смердяков, Чёрт
«Кин, или Гений и беспутство» А. Дюма-отца, Ф. де Курси и М.-Э.-Ж.-М. Теолона — Кин
«Братья и Лиза» — Симон
«Дон Карлос» Ф. Шиллера; постановка Е. Завадского — Дон Карлос
«Последняя жертва» А. Н. Островского — Дульчин
«Венецианский купец» У. Шекспира — Антонио
«Муж, жена и любовник» — Граф Любин
«Последняя лента Креппа» — Крепп
«Прихоти любви или капризы Марианны» Альфреда де Мюссе; постановка Алексея Литвина — Октав (также автор инсценировки и костюмов
Работы на телевидении
1977—1984 — «Будильник» — Ганс-Христиан Андерсен
1984 — «Весёлый трамвай» (телеспектакль)
1985 -" Будильник" - Дядя стёпа - Михалков
1996 — Маленькая королева и другие
Фильмография
1961 — Взрослые дети — влюблённый
1962 — Черёмушки — Саша Бубенцов
1963 — Слуша-ай!.. — Антек
1965 — Наш дом — Дмитрий
1965 — Новогодний календарь
1966 — Девочка на шаре
1967 — Взорванный ад — Николай Вережников
1971 — Алло, Варшава! — Анджей Вишневский, врач из Варшавы
1972 — Любимые страницы — чтец («Пророк» А. С. Пушкина)
1973 — Горя бояться — счастья не видать — певец в трактире старого Пантелея
1975 — Путешествие миссис Шелтон — Мистер Джон Иттинг
1976 — Вечерний свет — Володя Михно, литсотрудник отдела писем
1978 — Кентавры — Аннибал
1980 — Братья Рико — Эдди Рико
1981 — 20-е декабря — Фижо
1981 — Было у отца три сына — Павел
1984 — Весёлый трамвай
1984 — Ученик волшебника (озвучивание мультфильма) — Волшебник Алёша
1987 — Волшебные колокольчики, продолжение предыдущего, — Волшебник Алёша
1989 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Мафия — Ардабьев
1990 — Лифт для промежуточного человека — Сватов
1991 — Безумной страстью ты сама ко мне пылаешь — Антуан Шаламов
1992 — Квартира — Никита Белоцветов
1993 — Урод — Степан Иванович Волконский
Работы на радио
«Мегрэ и строптивые свидетели» (радиоспектакль по роману Ж. Сименона) — Арман Ляшом
«Речка» (рассказ И. А. Бунина)
«Талант» (рассказ А. С. Грина)
«Автомат» (стихотворение А. А. Вознесенского)
«Фауст» (радиоспектакль по трагедии И. В. фон Гёте, 1984) — Фауст
«Роковые яйца» (повесть М.А. Булгакова)
Adblock
detector