Майя Булгакова родилась 19 мая 1932 года в селе Буки Киевской области в семье военного. Кроме Майи в семье было трое детей – два брата и сестра. Счастливое детство закончилось 22 июня 1941 года. Отец – Григорий Булгаков ушел на фронт, а вскоре за ним старший сын Борис. Они погибли почти одновременно, в августе 1941 года.
Осиротевшая семья Булгаковых добралась до Краматорска. Здесь жила тетя Майи, работавшая на заводе. Вскоре завод эвакуировали в Сибирь. С заводчанами в эвакуацию в далекий Иркутск поехала и семья Булгаковых. Мама и тетя Майи работали на заводе. Маленькой Майе пришлось дома заменить маму.
Она варила, стирала, следила за домом. Девочка очень любила петь, ни один концерт в школе или госпиталях не обходился без нее. Вскоре мама заболела и была вынуждена уйти с завода. По счастью, ей удалось устроиться в кинотеатр “Марат” – сначала билетершей, потом администратором. Радости детей не было предела. Можно было по несколько раз в день смотреть любимые фильмы.
Когда освободили Краматорск, Булгаковы вернулись на родину. Здесь Майя с золотой медалью окончила среднюю школу. Девушка решила поступать во ВГИК. Мать не одобрила выбор дочери, однако мешать ей не стала. На одном курсе с Булгаковой учились Надежда Румянцева, Изольда Извицкая, Руфина Нифонтова, Юрий Белов…
Майя влюбилась в Анатолия Ниточкина, который учился в том же институте. В дальнейшем он стал кинорежиссером. Через некоторое время молодые люди поженились.
Окончив в 1955 году ВГИК (мастерская Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой), Майя Булгакова стала актрисой театра-студии киноактера.
У Майи и Анатолия в 1956 году родилась дочь Зина. Заниматься воспитанием малышки родителям было некогда. Говорят, что этот брак не оставил романтического следа в жизни Булгаковой, она о нем никогда не вспоминала.
Может потому, что Ниточкин ушел от Майи к другой женщине. Брак расторгли. Мама актрисы забрала четырехмесячную внучку к себе в Краматорск.
Майя дебютировала в кино в эпизодической роли в фильме “Вольница” (1956), после чего о ней заговорили как о подающей надежды актрисе.
Однако режиссеры не торопились с новыми предложениями, и Булгакова начала петь на эстраде с оркестром Леонида Утесова и даже получила приз на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве в 1957 году. У Булгаковой был превосходный голос и отличные вокальные данные. Майя Булгакова первая в СССР начала исполнять на сцене песни Эдит Пиаф.
В течение десяти лет Булгакова периодически снималась в эпизодических ролях, среди которых встречались весьма удачные. Критика и зрители высоко оценили небольшую, но ярко сыгранную роль Алены в картине Юлии Солнцевой “Повесть пламенных лет”, вышедшей на экраны в 1961 году.
Майя Булгакова не обладала какими-то выдающимися внешними данными, и все же притягивала к себе мужчин, как магнит. Они возгорались к ней пламенной страстью и уже не могли выбраться из этого наваждения.
В Москве молодая актриса познакомилась с молодым режиссером Алексеем Габриловичем. Они оба жили у метро “Аэропорт”. Он был единственным сыном известного киносценариста. Алексей был блестяще образован – яркий представитель “золотой молодежи”, стиляга, избалованный женским вниманием. Его первой женой была красавица-актриса Татьяна Бестаева. С Татьяной у них детей не было.
В Майю он влюбился с сумасшедшей страстью, его не смутило то, что женщина была почти на пять лет старше. Его любимые женщины были все одного типа – зеленоглазые блондинки. Она сразила его тем, что после любовного свидания вскочила в пять утра, приготовила ему завтрак, погладила брюки и умчалась на работу. Их роман длился пять лет.
Градус отношений в паре всегда зашкаливал – ссорились, мирились, уходили друг от друга. Алексей был очень ревнивым, считал что мужчине позволено все, а своей женщине не мог простить даже малейшего флирта.
Габрилович, не имевший в первом браке детей, почему-то был уверен, что бесплоден. Когда Майя забеременела, он заявил: “Это не мой ребенок!” Услышать такое женщине было ужасно обидно. Он категорически не хотел появления на свет ребенка, вплоть до разрыва отношений с Майей. Для нее вопрос аборта не стоял. Она решила рожать, а Алексей ушел из ее жизни.
Будучи беременной, на съемках Майя познакомилась с режиссером Александром Суриным, сыном директора “Мосфильма”. И тут опять разгорелись нешуточные страсти.
Сурин влюбился без памяти, его не испугало наличие у невесты девятилетней дочери и “интересного” положения. Родители отговаривали Александра от опрометчивого шага, они были категорически против из брака. Говорят, Сурин пригрозил, что покончит с собой, если не женится на Майе.
Свадьба состоялась. Родившуюся в 1965 году от Габриловича дочь записали в свидетельстве о рождении как Сурину Марию Александровну.
А Габрилович, узнав о рождении дочки с друзьями бурно отпраздновал событие в ресторане Дома кино. Вечером он все-таки подъехал к роддому, чтобы в окошко посмотреть на новорожденную дочь. Узнав, что Майя очень быстро попыталась его забыть и вышла замуж, он страшно обиделся.
Накал страстей подогревало то, что Габрилович и Булгакова жили напротив друг друга. Бывало так, что Сурин под ручку с Майей гулял с коляской, где мирно спал ребенок Габриловича, а Габилович выгуливал очередную даму сердца. Все это время Габрилович звонил и регулярно обозначался в Майиной жизни, ревновал и пытался вернуть. Надо ли говорить, что в такой обстановке брак Булгаковой с Суриным продлился чуть больше года.
Когда малышке Маше было несколько месяцев, Майю пригласила на съемки в Феодосию режиссер Лариса Шепитько. После десятилетия простоя и эпизодов это была первая крупная работа актрисы в кино. За это время Булгакова сыграла солдатку Агриппину в исторической ленте “Хождение по мукам”, Клаву в лирической экранизации “Первое свидание”, Лизу в комедии “Ход конем” и несколько других ролей…
“Крылья” снимали в Феодосии в 1965-1966 годах. Булгакова блестяще создала образ бывшей летчицы Надежды Петрухиной, ставшей после войны директором ремесленного училища.
Народная артистка РФ Тамара Петровна Семина вспоминала: “Лариса Шепитько ее вознесла, единственный режиссер, который дал ей главную роль в фильме “Крылья”. А как она сыграла!!! Вообще все ее знали как удивительную актрису. Но и она посылала всех будь здоров. Как она пела, какая там, к черту, Эдит Пиаф. Если бы ей дали запеть с экрана, Пиаф на родине называли бы французской Майей Булгаковой. Такого драматизма, такого трагизма актриса – глыбина”.
Однажды, уже после расставания и рождения дочки, Майя и Габрилович случайно обнаружили, что поселились в одной гостинице в Ленинграде. Булгакова через администратора передала Габриловичу записку: “Мой дорогой! Хочу напомнить, что у тебя растет очаровательная дочь!” Их отношения вспыхнули с новой силой и страстью.
Но Габрилович привык жить веселой богемной жизнью и удочерил собственное дитя только через три года. Но когда они помирились и поженились, казалось, наступила идиллия: дом, семья, ребенок. Но через полгода Габриловичу потребовались новые эмоции и впечатления. Однажды он сказал Майе: “Завтра еду на картошку! Майя, собери с собой чего-нибудь…”
Булгакова наготовила еды на неделю, собрала рюкзак. Но “сарафанное” радио донесло, что Габрилович не на картошке, а у женщины. Майя со скандалом выгнала его. Но не надолго.
Габрилович и Булгакова и вместе не могли жить, и друг без друга им было сложно. Эта возня со сборами чемоданов продолжалась до тех пор, пока дочке Маше не исполнилось пять лет. Да, конечно Габриловичу было непросто: в двухкомнатной квартире жили он, Майя, Зина, Маша, няня детей. И вот после его ухода Майя осталась одна с детьми.
Всю жизнь она следовала принципам: нужно вкалывать, не подводить других людей, рассчитывать в жизни только на себя. Когда умерла мать Майи и осталась ее младшая сестра Верочка, которая была младше Майи на семнадцать лет, то она ни минуты не раздумывала и забрала Верочку к себе… Теперь у нее были три девочки на руках.
Воспитывала она своих девочек строго. Однажды, будучи школьницей, Маша пожаловалась на боли в животе. Майя Григорьевна взяла ее за руку: “Котик, потерпи. Эта боль – ничто по сравнению с болью душевной…” И еще говорила: “Мужчина только в первую неделю смотрит на крашеную мордочку, а потом идет на запах борща или жаркого и уют в доме…”
Габрилович и Майя уже расстались, когда у нее появился поклонник из Англии – Ричард. Как-то раз актриса с друзьями обедала в ресторане и познакомилась с танцовщиком Ричардом Коллинзом.
В то время он стажировался в Большом театре у Григоровича. Коллинз выгодно выделялся среди наших граждан, был статным, красивым, элегантно одетым. У Майи и Ричарда закрутился роман, а через время в Москву приехали родители танцовщика и познакомились с Булгаковой. Несмотря на то, что она была старше их сына, английские аристократы дали свое благословение на брак. Вот только Майя не представляла свою жизнь за границей и отказала Коллинзу.
Ричард писал Майе из Англии длинные письма: “Я еще жив-здоров и люблю тебя все сильнее. Ты мой секрет, мой тайник, мое вдохновение… Хочу быть с тобой каждый миг. Вся душа моя в тебе. Перед Богом ты моя жена и будешь ею всегда”. Ричард посвятил Булгаковой книгу “За кулисами Большого театра”, в которой восторженно называл ее “Мадам”…
Его фотография висела над ее кроватью много лет, даже когда она познакомилась с Петером Добиасом. Одновременно с Петером за ней начал ухаживать Кай Карлсон, глава шведской строительной компании. Кай, невероятный красавец, застраивал Северное Чертаново. Он, увидев Майю с подругой в ресторане, подошел к их столику и упал на колено, воскликнул, что она – мечта всей его жизни и предложил сразу выйти за него замуж.
А Петер Добиас был преуспевающим австрийским бизнесменом, он провел детство в России и прекрасно говорил по-русски.
Ей пришлось выбирать между Каем и Петером. Она вышла замуж за Петера и ее фамилия после получения австрийского паспорта и свадьбы звучала как Булгакова-Добиас. Майя говорила, что она вышла замуж за Петера из-за того, что ее перестали выпускать на фестивали за границу, но она лукавила. Петер на радостях после свадьбы повез Булгакову в Вену, Париж и Швейцарию.
Майя в своих чувствах была абсолютно искренней. Представьте: у нее богатый муж-иностранец, благодаря которому можно поехать в Европу и ни в чем не нуждаться. Но она осталась в России, моталась по съемкам в какой-то тьмутаракани, жила в домиках без нормального отопления с одним туалетом в конце коридора.
Петер сделал ремонт в их новой квартире, заполнил ее разной импортной бытовой техникой. Уборку Майя делала сама, не пользуясь пылесосом. Каждую книгу в шкафу протирала вручную тряпкой, натирала полы мастикой. Гладила, стирала, готовила… Даже штопала носки Петеру, и это при том, что он каждый день мог купить себе дюжину новых.
Они с Петей, как его в России называли, были как два попугайчика-неразлучника. Он с радостью бросался выполнять ее малейшую просьбу. Они принимали гостей вместе, вместе мыли окна, чистили ковры и болезненно переносили разлуку.
Постепенно Петер растворился в Майе, почти забросив свой бизнес. Все реже уезжал в Австрию по делам и жил ради нее. Он так обожал ее, что не мог пройти мимо, не погладить и не поцеловать…
Он просил ее переехать в Австрию, но Майя смеялась: “Ну как там жить? Скучно ведь. Ни очередей, ни поругаться…”
Майя всегда в жизни была хулиганкой. Ее просто тянуло на розыгрыши. Останавливаясь на светофоре, она высовывалась из окна и говорила водителю соседней машины: “Знаешь, что у тебя на крыле написано?” – чертила в воздухе руками слово из трех букв. Человек выскакивал и бежал рассматривать крыло машины, а Майя со смехом уезжала.
Сидя с подружками у дома она могла броситься случайному прохожему на шею (особенно это удавалось отлично с военными) со словами: “Миленький ! Ну наконец-то… У меня же тогда от тебя ребенок родился!” Мужики, оторопев, смотрели на Булгакову, поначалу верили: лицо-то знакомое, может и было что… Им даже в голову не приходила мысль, что – эта женщина народная артистка Булгакова…
Петер завоевал любовь ее девочек. Возил им обновки из Австрии чемоданами. Если это были сапоги, то к ним – перчатки и шарфик. Он одаривал не только дочек и Майю, но и их подруг. Он был добрейшим человеком.
Она любила всех своих мужчин. К Габриловичу у нее была страсть, к Ричарду – нежность… Петер дал ей чувство опоры и надежности.
К сожалению, счастливый брак оборвала смерть Пети. Ночью у него неожиданно остановилось сердце. Это горе в буквальном смысле сломило актрису. Родные и близкие видели, как она страдает. На нее больно было смотреть. Ее бывший муж Алексей Габрилович пришел на похороны Петера и сказал: “Неужели ты думаешь, что я к кому-нибудь еще из своих бывших пришел бы на похороны мужа?”
Коллеги и друзья пытались вывести Майю Григорьевну из депрессии, приглашали на творческие вечера, но она отказывалась. И все время вспоминала Петера: “Никто мне больше не сварит кашку!”
И все же, организаторам одного из концертов удалось уговорить Булгакову, и она вместе с актрисой Любовью Соколовой поехала на мероприятие. На одном из поворотов водитель не справился с управлением и врезался в столб. Соколова выжила, а Майя Булгакова и водитель – нет. Майя пережила своего Петю всего на три месяца. Они прожили двадцать два года вместе.
Майя написала в своем дневнике незадолго своей до смерти: “Петя, почему ты мне снишься? Когда увидимся, когда обнимемся?”
Это случилось 1 октября 1994 года. За жизнь актрисы врачи боролись неделю, но спасти не смогли. Народной артистке РСФСР исполнилось всего 62 года.
Майя Григорьевна похоронена на кладбище “Ракитки” в Москве рядом с мужем – Петером Добиасом.
Ровно через год после смерти Майи ушел из жизни Алексей Габрилович.
Фильмография актрисы Майи Булгаковой насчитывает порядка 160 картин. Любопытно, что только в двух кинолентах артистке достались главные роли. Самыми яркими ролями Булгаковой остались:
- Мария – военный фильм “В огне брода нет”,
- Арина – драма “Скуки ради”,
- Паша – телесериал “Варькина земля”,
- Марья – драма “Нечаянная любовь”,
- Ксения – драма “Егор Булычев и другие”,
- Наталья – мелодрама “Кто, если не ты…”,
- Марфа Юткина – историческая лента “Строговы”,
- директор школы – детская картина “Приключения Электроника”,
- Лущилиха – мелодрама “Цыган”,
- Анна – драма “Старые долги”,
- Уилфрида – приключения “Баллада о доблестном рыцаре Айвенго”,
- Любовь Хомутова – детектив “Следствие ведут Знатоки”.