Ох, и навела шороху в Советском Союзе эта польская красавица! Просто и естественно влюбила в себя огромное количество советских зрителей. Мужчины затаив дыхание наблюдали за ней, покорённые её необычной красотой. Женщины завидовали ей и старались быть на неё похожими. Именно в 60-е годы появилась знаменитая стрижка “Каре под Полу Раксу”.
Ранние годы
Пола Ракса. Она же Аполлония Ракса. Она же, более известная у нас, как Зося и Маруся Огонёк. Худенькая как тростинка. Лёгкая как пёрышко. Польская красавица с огромными небесно-голубыми, какими-то неземными глазами.
Впрочем, почему польская? Пола Ракса могла стать и нашей советской, ибо родилась на территории СССР, в городке Лиде, в то время Барановической области БССР. До двух лет она проживала в СССР, а потом, во время оккупации, её родители переехали жить на польскую территорию, которая тогда находилась под протекторатом Третьего Рейха. У Полы и сейчас в городке Лиде проживает немало дальних родственников, которые носят её фамилию.
Студентка филологического отделения вроцлавского университета Аполлония даже не помышляла о кино. Прилежно училась и готовилась к далёким от кино занятиям. Но всё решил, как это обычно бывает, его величество случай. Вернувшись из университета, Пола с другом пошла в молочный бар, который никогда раньше не посещала. Там обедал известный фотокорреспондент из столицы, Барач, который приехал во Вроцлав, чтобы сфотографировать какую-нибудь девушку в связи с конкурсом “Звезда недели”. Увидев Полу, он лишился дара речи. Потом подошёл к ней, что-то промямлил и попросил разрешения сделать несколько снимков.
Благодаря снимку на обложке популярного польского журнала, Полу заметила режиссёр из Лодзи Марыся Каневская. Она нашла девушку и предложила ей главную роль в своей новой картине. Фильм М. Каневской назывался “Чертёнок из седьмого класса”. Кстати, очень странно, что почти во всех фильмографиях актрисы он именуется не иначе как “Сатана из седьмого класса”. Какой-то чудовищный перевод, совсем без оттенков.
Карьера
Пола сыграла главную роль в фильме, и её “чертёнок” безумно понравился всем без исключения. И режиссёры, и зрители поняли, что на польском небосклоне взошла новая звезда. Пола забросила свою филологию и стала студенткой лодзинской киноакадемии, начав без остановки сниматься в польском кино. В её фильмографии появились всего за несколько лет потрясающие киноработы в фильмах “Их будний день”, “Разводов не будет”, “Действительность”, “Клуб холостяков”, “Ноктюрн”. Роли почти везде были главные.
Многие кинокартины дублировались и показывались в СССР. Фильм “Девушка в окошке”, где её дублировала Надежда Румянцева, прошёл хорошим прокатом у нас в стране. А потом была “Вернись, Беата!” с дубляжом Нины Гребешковой.
Но самыми популярными фильмами с участием юной польской звезды стали “Рукопись, найденная в Сарагосе” и фильм знаменитого Анджея Вайды “Пепел”, где советские зрители увидели умопомрачительный дуэт Полы Раксы и молодого Даниеля Ольбрыхского. При наличии других звёзд польского кино, включая Беату Тышкевич, эта картина стала очень популярной у нас в стране.
Вот с таким огромным багажом подошла 25-летняя красавица Пола Ракса к своему дебюту в советском кино. Фильм Михаила Богина “Зося”, где Пола Ракса сыграла главную роль, произвёл настоящий фурор у нас в стране. Вечно опальный и жутко талантливый Михаил Богин буквально искупал нас в крупных планах польской красавицы и русского красавца Юрия Каморного. Повесть Владимира Богомолова, перенесённая на экран, получилась впечатляющей. Фильм посмотрело 23 млн. советских зрителей, и он стал одним из лидеров проката в 1966 году.
Юрий Каморный в “Зосе” дебютировал в кино. И весьма интересно, что его дублировал наш знаменитый Вячеслав Тихонов, на которого Каморный очень похож. Может даже ещё больше похож он был на сына Вячеслава Тихонова и Нонны Мордюковой, Владимира.
На фоне двух главных героев практически остался незаметным дебют в кино Николая Мерзликина и нашего великого Георгия Буркова.
Ну, а сказочно красивые Юрий и Пола, конечно же влюбились друг в друга. И не по киношному, а по-настоящему. Когда Юрий на съёмках фильма серьёзно пострадал от пиротехники, то Пола очень трогательно ухаживала за ним в больнице. Впрочем, этот серьёзный роман молодых людей не принёс обоим счастья, ибо в то время жизнь на две страны была практически исключена, да и кому-то из них поменять своё подданство было также практически невозможно. Так что влюблённые помучались, пострадали и расстались. Правда, на всю жизнь сохранили светлое воспоминание друг о друге.
Позже Пола Ракса вспоминала, что чувствовала, что над Юрой висела какая-то непреодолимая фатальность. И может быть именно она испугала девушку в момент принятия решения о браке. Она не желала быть зависимой от судьбы. Как позже оказалось — предчувствие актрисы оказалось точным. Юрий Каморный ушёл из жизни в 37 лет при таинственных обстоятельствах.
Другой фильм с участием Полы Раксы, который стал культовым в СССР – “Четыре танкиста и собака”, или как мы его, будучи детьми, называли: “Три поляка, грузин и собака”, только укрепил популярность красавицы Полы Раксы на просторах нашей родины. Её Маруся Огонёк, русская девушка, которая бродит с ППШ за плечом одна по полям и распевает песни на русском языке, полюбилась всем.
Популярность этого киноводевиля о войне, где горстка поляков фактически в одиночку решила исход Великой отечественной войны, горстями, направо и налево валит тупых немцев, которые сами бросаются под дуло их орудий и автоматов, просто зашкаливала. Все герои фильма стали родными всем советским детям. Да и сам фильм был скорей детским.
Интересно, что даже в Польше после проката фильма Полу Раксу на улицах все дружно называли только Марусей. Таким образом, польская звезда обрусела в глазах самих поляков.
В последующие годы звезда польского кино Пола Ракса продолжала сниматься, однако ни одна из ее последующих работ не смогла повторить успеха “Зоси” и “Четырех танкистов и собаки”.
Актриса с конца 60-х годов пошла работать в варшавский театр “Вспулчесны”, где так же преуспела. Пола получила престижные театральные и киношные премии, высокое звание заслуженного деятеля культуры Польши в 1979 году. Но уже было видно по 70-м и 80-м годам, что кино её мало привлекало. Сами судите: что почти за двадцать лет, с 1970 по 1993 годы, актриса снялась всего в семи кинофильмах.
Она вела передачи на телевидении, выступала на театральной сцене, но потом и вовсе оставила актёрскую профессию. Последним её появлением в кино была работа в фильме “Похищение Агаты” в 1993 году. Вскоре она покинула и театр. Всё что было с середины 1990-х годов, многие критики определили как затвор. Пола почти не давала интервью и мало где появлялась.
После окончания кинокарьеры Пола Ракса занялась дизайном одежды. Она выпустила несколько коллекций для детей и линию вечерних нарядов, создавала костюмы для спектаклей, вела рубрику о моде в одном из популярных журналов.
Личная жизнь
Из личной жизни актрисы известно, что она была замужем за оператором Анджеем Костенко и родила сына Мартина. Брак продлился 6 лет. После развода с мужем Пола Ракса воспитывала сына самостоятельно и больше замуж не выходила. Правда, недостатка в мужском внимании у нее никогда не было, но ни с одним мужчин ей не удалось построить серьезных и длительных отношений.
В этом году бывшая актриса, кумир нескольких поколений мужских сердец, отметила своё 80-летие. Она старательно оберегает себя от прессы, и вы не увидите её изображений за последние 20 лет.
Возможно, великолепная Пола Ракса просто не захотела стареть на глазах у зрителей и решила остаться в их памяти умопомрачительно красивой и молодой, как в тех фильмах, которые сделали её звездой. Ну что ж, если так, то это мудрое решение.
Другие фотографии Полы Раксы:
Источник