Лёгкая как пёрышко Пола Ракса

ЗВЕЗДЫ

Ох, и навела шороху в Советском Союзе эта польская красавица! Просто и естественно влюбила в себя огромное количество советских зрителей. Мужчины затаив дыхание наблюдали за ней, покорённые её необычной красотой. Женщины завидовали ей и старались быть на неё похожими. Именно в 60-е годы появилась знаменитая стрижка “Каре под Полу Раксу”.

Ранние годы

Пола Ракса. Она же Аполлония Ракса. Она же, более известная у нас, как Зося и Маруся Огонёк. Худенькая как тростинка. Лёгкая как пёрышко. Польская красавица с огромными небесно-голубыми, какими-то неземными глазами.

Лёгкая как пёрышко Пола Ракса
“Девушка в окошке”. 1964 г.

Впрочем, почему польская? Пола Ракса могла стать и нашей советской, ибо родилась на территории СССР, в городке Лиде, в то время Барановической области БССР. До двух лет она проживала в СССР, а потом, во время оккупации, её родители переехали жить на польскую территорию, которая тогда находилась под протекторатом Третьего Рейха. У Полы и сейчас в городке Лиде проживает немало дальних родственников, которые носят её фамилию.

Студентка филологического отделения вроцлавского университета Аполлония даже не помышляла о кино. Прилежно училась и готовилась к далёким от кино занятиям. Но всё решил, как это обычно бывает, его величество случай. Вернувшись из университета, Пола с другом пошла в молочный бар, который никогда раньше не посещала. Там обедал известный фотокорреспондент из столицы, Барач, который приехал во Вроцлав, чтобы сфотографировать какую-нибудь девушку в связи с конкурсом “Звезда недели”. Увидев Полу, он лишился дара речи. Потом подошёл к ней, что-то промямлил и попросил разрешения сделать несколько снимков.

Лёгкая как пёрышко Пола Ракса
Фото из того самого журнала, который стал отправной точкой кинокарьеры Полы Раксы. 1959 г.

Благодаря снимку на обложке популярного польского журнала, Полу заметила режиссёр из Лодзи Марыся Каневская. Она нашла девушку и предложила ей главную роль в своей новой картине. Фильм М. Каневской назывался “Чертёнок из седьмого класса”. Кстати, очень странно, что почти во всех фильмографиях актрисы он именуется не иначе как “Сатана из седьмого класса”. Какой-то чудовищный перевод, совсем без оттенков.

Лёгкая как пёрышко Пола Ракса
“Чертёнок из седьмого класса”. 1960 г.

Карьера

Пола сыграла главную роль в фильме, и её “чертёнок” безумно понравился всем без исключения. И режиссёры, и зрители поняли, что на польском небосклоне взошла новая звезда. Пола забросила свою филологию и стала студенткой лодзинской киноакадемии, начав без остановки сниматься в польском кино. В её фильмографии появились всего за несколько лет потрясающие киноработы в фильмах “Их будний день”, “Разводов не будет”, “Действительность”, “Клуб холостяков”, “Ноктюрн”. Роли почти везде были главные.

Многие кинокартины дублировались и показывались в СССР. Фильм “Девушка в окошке”, где её дублировала Надежда Румянцева, прошёл хорошим прокатом у нас в стране. А потом была “Вернись, Беата!” с дубляжом Нины Гребешковой.

Лёгкая как пёрышко Пола Ракса
“Вернись, Беата!”. 1965 г.

Но самыми популярными фильмами с участием юной польской звезды стали “Рукопись, найденная в Сарагосе” и фильм знаменитого Анджея Вайды “Пепел”, где советские зрители увидели умопомрачительный дуэт Полы Раксы и молодого Даниеля Ольбрыхского. При наличии других звёзд польского кино, включая Беату Тышкевич, эта картина стала очень популярной у нас в стране.

Лёгкая как пёрышко Пола Ракса
Д. Ольбрыхский и П. Ракса в картине “Пепел”. 1966 г.

Вот с таким огромным багажом подошла 25-летняя красавица Пола Ракса к своему дебюту в советском кино. Фильм Михаила Богина “Зося”, где Пола Ракса сыграла главную роль, произвёл настоящий фурор у нас в стране. Вечно опальный и жутко талантливый Михаил Богин буквально искупал нас в крупных планах польской красавицы и русского красавца Юрия Каморного. Повесть Владимира Богомолова, перенесённая на экран, получилась впечатляющей. Фильм посмотрело 23 млн. советских зрителей, и он стал одним из лидеров проката в 1966 году.

Читайте также:  Почему "играть мерзавцев гораздо интересней"? Узнаем у Константина Райкина
Лёгкая как пёрышко Пола Ракса
“Зося”. 1966 г.

Юрий Каморный в “Зосе” дебютировал в кино. И весьма интересно, что его дублировал наш знаменитый Вячеслав Тихонов, на которого Каморный очень похож. Может даже ещё больше похож он был на сына Вячеслава Тихонова и Нонны Мордюковой, Владимира.

На фоне двух главных героев практически остался незаметным дебют в кино Николая Мерзликина и нашего великого Георгия Буркова.

Ну, а сказочно красивые Юрий и Пола, конечно же влюбились друг в друга. И не по киношному, а по-настоящему. Когда Юрий на съёмках фильма серьёзно пострадал от пиротехники, то Пола очень трогательно ухаживала за ним в больнице. Впрочем, этот серьёзный роман молодых людей не принёс обоим счастья, ибо в то время жизнь на две страны была практически исключена, да и кому-то из них поменять своё подданство было также практически невозможно. Так что влюблённые помучались, пострадали и расстались. Правда, на всю жизнь сохранили светлое воспоминание друг о друге.

Лёгкая как пёрышко Пола Ракса
“Зося”. Ю. Каморный и П. Ракса

Позже Пола Ракса вспоминала, что чувствовала, что над Юрой висела какая-то непреодолимая фатальность. И может быть именно она испугала девушку в момент принятия решения о браке. Она не желала быть зависимой от судьбы. Как позже оказалось — предчувствие актрисы оказалось точным. Юрий Каморный ушёл из жизни в 37 лет при таинственных обстоятельствах.

Другой фильм с участием Полы Раксы, который стал культовым в СССР – “Четыре танкиста и собака”, или как мы его, будучи детьми, называли: “Три поляка, грузин и собака”, только укрепил популярность красавицы Полы Раксы на просторах нашей родины. Её Маруся Огонёк, русская девушка, которая бродит с ППШ за плечом одна по полям и распевает песни на русском языке, полюбилась всем.

Лёгкая как пёрышко Пола Ракса
“Маруся Огонёк”. “Четыре танкиста и собака”

Популярность этого киноводевиля о войне, где горстка поляков фактически в одиночку решила исход Великой отечественной войны, горстями, направо и налево валит тупых немцев, которые сами бросаются под дуло их орудий и автоматов, просто зашкаливала. Все герои фильма стали родными всем советским детям. Да и сам фильм был скорей детским.

Интересно, что даже в Польше после проката фильма Полу Раксу на улицах все дружно называли только Марусей. Таким образом, польская звезда обрусела в глазах самих поляков.

В последующие годы звезда польского кино Пола Ракса продолжала сниматься, однако ни одна из ее последующих работ не смогла повторить успеха “Зоси” и “Четырех танкистов и собаки”.

Актриса с конца 60-х годов пошла работать в варшавский театр “Вспулчесны”, где так же преуспела. Пола получила престижные театральные и киношные премии, высокое звание заслуженного деятеля культуры Польши в 1979 году. Но уже было видно по 70-м и 80-м годам, что кино её мало привлекало. Сами судите: что почти за двадцать лет, с 1970 по 1993 годы, актриса снялась всего в семи кинофильмах.

Лёгкая как пёрышко Пола Ракса
Пола Ракса в 1970-е годы

Она вела передачи на телевидении, выступала на театральной сцене, но потом и вовсе оставила актёрскую профессию. Последним её появлением в кино была работа в фильме “Похищение Агаты” в 1993 году. Вскоре она покинула и театр. Всё что было с середины 1990-х годов, многие критики определили как затвор. Пола почти не давала интервью и мало где появлялась.

Фильмография

После окончания кинокарьеры Пола Ракса занялась дизайном одежды. Она выпустила несколько коллекций для детей и линию вечерних нарядов, создавала костюмы для спектаклей, вела рубрику о моде в одном из популярных журналов.

Читайте также:  Она спела с экрана «Я тебе, конечно, верю»: как сложилась судьба юной актрисы и пианистки Милы Берлинской

Личная жизнь

Из личной жизни актрисы известно, что она была замужем за оператором Анджеем Костенко и родила сына Мартина. Брак продлился 6 лет. После развода с мужем Пола Ракса воспитывала сына самостоятельно и больше замуж не выходила. Правда, недостатка в мужском внимании у нее никогда не было, но ни с одним мужчин ей не удалось построить серьезных и длительных отношений.

Лёгкая как пёрышко Пола Ракса
Одно из последних известных изображений актрисы. Конец 1990-х.

В этом году бывшая актриса, кумир нескольких поколений мужских сердец, отметила своё 80-летие. Она старательно оберегает себя от прессы, и вы не увидите её изображений за последние 20 лет.

Возможно, великолепная Пола Ракса просто не захотела стареть на глазах у зрителей и решила остаться в их памяти умопомрачительно красивой и молодой, как в тех фильмах, которые сделали её звездой. Ну что ж, если так, то это мудрое решение.

Другие фотографии Полы Раксы:

 

Источник

Оцените статью, нам важно Ваше мнение:
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
Жизнь полна красок
Добавить комментарий

Фильмография
1960 — Действительность / Rzeczywistość — Марыся
1960 — Сатана из седьмого класса / Szatan z siódmej klasy— Ванда
1962 — Клуб холостяков / Klub kawalerów — Марыня
1963 — Их будний день / Ich dzień powszedni — Гражина
1963 — Разводов не будет / Rozwodów nie będzie — Крыся
1964 — Барышня в окошке / Panienka z okienka — Хедвига-Мария Калиновска
1964 — Вернись, Беата! / Beata — Беата Клосович
1964 — Рукопись, найденная в Сарагосе / Rękopis znaleziony w Saragossie — Инезилья, сестра Камиллы
1965 — Капитан Сова идёт по следу / Kapitan Sowa na tropie (телесериал), «Тихая комнатка» (4-я серия)— Зузанна Гавлик
1965 — Голубая комната / Błękitny pokój — Изабелла
1965 — Пепел / Popioły — Хелена де Вит
1966 — Бич Божий / Bicz Boży — Ханя, любимая Павла
1966-1970 — Четыре танкиста и собака (телесериал) / Czterei pancerni i pies — Маруся-«Огонёк» (с 4-й серии)
1966 — Ноктюрн — Иветта
1967 — Зося / Zosia — Зося
1967 — Париж-Варшава без визы / Paryż-Warszawa bez wizy — Эльжбета
1968 — Приключение с песенкой / Przygoda z piosenką — Марёля Броньская
1970 — В погоне за Адамом / Pogoń za Adamem — Кама / София Заблоцкая
1973 — Снегопад / Hószakadás / Śnieżyca — парашютист
1975 — Симеон Столпник / Oszlopos Simeon — соседка Яноша Кисса
1979 — Ария для атлета / Aria dla atlety — Цецилия, жена Гуралевича
1980 — Ничего не мешает / Nic nie stoi na przeszkodzie — Ирена, жена Павла
1982 — Elveszett illúziók / Stracone złudzenia — девушка из библиотеки
1986 — Тюльпан / Tulipan (телесериал) — Варвара Кубицкая, журналистка (только в 6-й серии)
1993 — Похищение Агаты / Uprowadzenie Agaty — мать Агаты
Adblock
detector