«Маленькая Вера» и другое перестроечное кино. Правда жизни или клевета на СССР?

ЗВЕЗДЫ

Социальная драма Василия Пичула когда-то наделала немало шума. Помнится, когда фильм только вышел в прокат, народ сломя голову кинулся в кинотеатры. Кино позиционировалось как «правда жизни», и многие захотели посмотреть на себя со стороны. Мнения зрителей и кинокритиков тогда разделились поровну. Одни считали фильм чуть ли не перестроечным шедевром. Другие заклеймили позором. Равнодушных точно не осталось. Только «правды жизни» никакой там не было и в помине.

Напомню в двух словах сюжет, если кто вдруг забыл. В провинциальном приморском городке живет обычная рабочая семья. Отец трудится шофером большегруза, мать – диспетчером. Дочь окончила школу и пытается найти свое место в жизни. И все бы ничего. Да только глава семейства показан беспробудным пьяницей, его супруга – пустой недалекой женщиной, а дочь – непутевой тусовщицей, прожигающей жизнь на танцах. И лишь старший сын выбился в люди – работает врачом в Москве.

Жизнь семьи меняется, когда на одной из ночных дискотек дочка знакомится с парнем. Молодой человек вырос совершенно в иной культурной среде, у него другие ценности и стремления. И вот два абсолютно разных мира сталкиваются лбами между собой. А дальше – классический конфликт поколений, обильно сдобренный пошлостью семейного быта.

В ролях:
«Маленькая Вера» и другое перестроечное кино. Правда жизни или клевета на СССР?
Частная жизнь одной семьи преподносилось как социальное явление

То есть, в фильме показана жизнь одной конкретной семьи. Но нас тогда упорно убеждали, что так жили все. Мол, эта семья олицетворяла всю нашу страну. Нет, ребята, не жила так вся страна! Я сам из простой рабочей семьи. У многих моих тогдашних друзей и одноклассников отцы трудились на заводах, работали на стройках, занимались тяжелым физическим трудом. И могу со всей уверенностью заявить: такого как показано в фильме, не было. У нас были вполне нормальные семьи – одни из многих в СССР. Бывали, конечно, и конфликты поколений. Куда ж без них! Но так, как показано в «Маленькой Вере», жили разве что маргиналы, которым нечего было терять. И продолжают так жить до сих пор.

Читайте также:  «Был женат на красавице-актрисе, которой запретил становиться мамой»:как живет 84-летний Геннадий Нилов из фильма «Три плюс два»

[youtube_like]E8MCiceJJdY[/youtube_like]

Подобное кино в то далекое перестроечное время снимали тоннами: «Авария – дочь мента», «Роковая ошибка», «Меня зовут Арлекино», «Дорогая Елена Сергеевна». Вся эта густая перестроечная жижа потоками лилась на головы советских граждан. И каждый такой «киношедевр», конечно же, претендовал на «правду жизни». Подтекст был совершенно очевиден: в какое страшное время, оказывается, мы жили. Больше так жить нельзя! По факту же это была обычная клевета на СССР и его граждан. Частные ситуации преподносились как явления в масштабах страны.

«Маленькая Вера» и другое перестроечное кино. Правда жизни или клевета на СССР?
Кадр из еще одного перестроечного фильма «Авария – дочь мента»

«Маленькая Вера» – один из многих перестроечных фильмов, сшитых на грубую нитку, дешево и сердито. И наверняка он прошел бы незамеченным в мутном потоке себе подобных кинокартин. Если бы не «та самая сцена». Как позже вспоминал режиссер Василий Пичул, когда он просмотрел весь отснятый материал, то понял, что фильму не хватает чего-то такого, что гарантированно зацепило бы зрителей. То есть, отчасти сам признал заурядность своего творения. А чем можно зацепить советских граждан, еще не слишком избалованных тогда видеосалонами? Конечно же, смелой романтической сценой. И оказался прав. Народ толпами повалил в кинозалы. В итоге из всего перестроечного кино именно «Маленькая Вера» прогремела громче всех.

Сегодня такие фильмы пребывают там, где им и положено быть – в забвении. А вот советскую киноклассику большинство из нас пересматривает до сих пор. Ибо это было настоящее киноискусство! Впрочем, и сегодня находятся правдорубы, возомнившие себя совестью нации и желающие показать нам в своем кино, «кто мы есть». Такое теперь называют «арт-хаусом», а награды за него получают за рубежом. На родине же это кино проходит при пустых залах – зрители на него не идут. Ибо досыта наелись «правды» в перестройку.

Читайте также:  Что стало с Марселлой из фильма «Не покидай»: Светлана Селезнева, роли, почему она работала уборщицей и как выглядит в свои 55
«Маленькая Вера» и другое перестроечное кино. Правда жизни или клевета на СССР?
Кадр из фильма Андрея Звягинцева «Елена»

А вы согласны с автором?

Да
0%
Нет
0%
У меня другое мнение
100%
Проголосовало: 2
Оцените статью, нам важно Ваше мнение:
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
Жизнь полна красок
Добавить комментарий

В ролях:
Наталья Негода — Вера Маринина
Андрей Соколов — Сергей Соколов
Юрий Назаров — отец Веры, Николай Семёнович Маринин
Людмила Зайцева — мать Веры, Маргарита Владимировна Маринина
Александр Алексеев-Негреба — Виктор Маринин, старший брат Веры
Александра Табакова — Ленка Чистякова, подруга Веры
Андрей Фомин — Андрей, студент мореходки
Александр Миронов — Толик, друг Веры, хулиган
Александр Леньков — Михаил Петрович, поклонник Лены Чистяковой
Вадим Захарченко — пациент в больнице
Геннадий Горячев — эпизод, друг Виктора, сцена в общежитии
Татьяна Митрушина — мать Андрея
Мария Хмелик — эпизод, подружка Виктора, сцена в общежитии
Максим Найбине — эпизод, темнокожий мальчик в саду, брат Лены Чистяковой
Adblock
detector