Эта драматическая история оскорбила самого Алексея Епишева, начальника Главного политического управления, посчитавшего, что она порочит СССР и советских солдат. И много лет ленту придерживали и показывали нечасто, лишь бы не вызвать гнев начальства. Между тем,
роль Нонны Мордюковой в «Трясине» многие считают одной из лучших
и ставят на одну ступень с её же ролью в «Комиссаре» (1967).
Григорий Чухрай был из поколения кинематографистов, которые видели войну собственными глазами. Он прошёл через фронт и говорил, что ему просто повезло: он выжил, хотя и был неоднократно ранен. Тема войны всегда звучала в его картинах, но всегда это был небанальный взгляд на те страшные годы. Интересно, что
Чухрай за первые восемь лет работы снял четыре невероятно успешные картины, вошедшие в золотой фонд советского кино. А за последующие тридцать лет он выпустил всего два фильма.
В 1977 году появилась очередная драма Чухрая, которая так сильно обозлила высокопоставленного военачальника.
Сценарий с названием «Нетипичная история» Григорий Чухрай написал сам в соавторстве с Виктором Мережко. Имя Мережко тогда уже было знакомо и кинематографистам, и зрителям: в 1972 году вышла мелодрама «Здравствуй и прощай», собравшая многомиллионную аудиторию.
В центре сценариев драматурга почти всегда оказывались женщины, за что он даже заслужил славу знатока женской души и «женского» сценариста.
В «Нетипичной истории», которая рассказывала о военных годах, главной героиней тоже была женщина, мать, обезумевшая от потерь (муж погиб на фронте, старший сын пропал без вести).
Женщина буквально физически не смогла расстаться с младшим сыном, которого призвали на фронт, спрятала его и годами скрывала от односельчан, даже когда война уже завершилась.
Это обернулось страшной трагедией и для неё, и для сына, и для старшего сына, чудом вернувшегося с фронта.
Главную роль режиссёр почти сразу отдал Нонне Мордюковой, уже заслужившей славу актрисы сильной, способной создавать образы, от которых пробирает до самых костей. Здесь ей предстояло показать, как
яркая эффектная сельчанка, знающая себе цену и гордо несущая себя по жизни (именно такой предстаёт Матрёна в начале) потом превращается в малодушную, запуганную, вечно притворяющуюся женщину, которая и стыдится своего поступка, и не может упрекнуть себя в том, что такой ценой защитила своего пусть и уже взрослого ребёнка.
Роль Мити, младшего сына Матрёны, по её воле ставшего дезертиром, который за годы, проведённые в укрытии, без общения с людьми, стал одичавшим эгоистом и, кажется, уже душевнобольным, сыграл 17-летний Андрей Николаев, только поступивший в Щукинское училище. Несмотря на неопытность,
дебютант сумел не затеряться на фоне более именитых коллег и показать нравственную деградацию своего персонажа, испорченного вынужденной материнской заботой.
Ну а роль старшего сына Степана, прямого, честного, пережившего ужасы войны, но не простившего мать за то, что она превратила брата в дезертира, получил замечательный Вадим Спиридонов. Степан в какой-то мере противопоставляется Матрёне, и Вадим, которому частенько предлагали роли негодяев (и они ему удавались отменно!) тут
идеально показал открытость героя, его мужественность и одновременно целомудренность, которые всегда считались присущими настоящим русским мужчинам.
Не могу тут в очередной раз не написать, что Вадимом Спиридоновым надо любоваться, хоть в положительных образах, хоть в отрицательных.
На второстепенные роли Григорий Чухрай позвал уже известных и хорошо знакомых зрителям актёров: Валентину Теличкину, Нину Агапову, Веру Кузнецову, Марию Виноградову, Владимира Заманского, Валерия Носика, Владимира Гусева, Ивана Рыжова.
В небольших ролях можно увидеть Галину Микеладзе (помните, как задорно она пела «Проснись и пой!» в «Джентльменах удачи» (1971)?), Татьяну Ташкову, которая вот-вот снимется у супруга Евгения Ташкова в «Уроках французского» (1978), Владимира Басова-младшего, юную звезду фантастической дилогии Ричарда Викторова. И вот ещё любопытный факт: исполнитель роли председателя колхоза Николай Дупак, который начал сниматься ещё в 1941, буквально только что отпраздновал 100-летие!
Такой актёрский ансамбль обещал «Нетипичной истории» успех, однако фильм ждала сложная судьба. Тот самый
генерал Алексей Епишев, посмотрев драму, тут же написал в ЦК обличительное письмо, в котором объявил ленту вредной.
По его мнению, мать ассоциируется с Родиной. «Показывая мать в отрицательном свете, Чухрай порочит нашу Родину», — именно так генерал охарактеризовал творение Григория Чухрая в своём письме.
В газете «Красная звезда» вышла разгромная статья, все положительные рецензии на фильм моментально изъяли, на на киностудию «Мосфильм» прислали комиссию, которая должна была разобраться, как Чухраю вообще разрешили снимать такое провокационное кино
(под удар попал даже сам Николай Сизов, директор киностудии!). Режиссёру приказали изменить название под предлогом того, что оно «бросало вызов основным принципам социалистического реализма». Он выбрал новое название, «Трясина», но это уже не помогло:
фильм сняли с проката и внесли в чёрный список фильмов, которые запрещалось продавать в другие страны.
Только с наступлением перестройки «Трясине» вновь открыли широкую дорогу к публике, а для Чухрая она стала предпоследней киноработой.
В «Советском экране» в 1978 году драму «Трясина» представили так: «Внимая ужасам войны», авторы создали фильм, проникнутый болью и гневом, высокой гражданственностью и подлинным гуманизмом».
Источник