Коренная москвичка, уникальная актриса, отдавшая Театру им. Вахтангова 70 лет жизни. В свои 96 Юлия Константиновна Борисова все так же востребована и любима публикой.
К сожалению, зрители могут не помнить ее в кино, она сыграла всего 3 роли. А еще она никогда не дает интервью. Артистка уверена, что все, что нужно о ней знать, зрители могут видеть и слышать со сцены. За все годы жизни она не изменила своим принципам, и заслужила право называться одной из самых закрытых и загадочных актрис.
Начало пути
Юлия всегда знала, что будет артисткой, хотя и выросла в семье, где никто не имел отношения к искусству. Её решение поступать в театральное училище поддержала только мама. Все остальные отнеслись к такому выбору девушки скептически.
Успешно сдав экзамены, она стала студенткой театрального училища. Борисова ничем не отличалась от других девушек на курсе. Но стоило ей показать этюд, в котором она играла Наташу Ростову, о талантливой актрисе заговорили не только в училище, но и в театре им. Вахтангова.
Уже на втором курсе Юлию зачислили в штат театра. На протяжении всей жизни она не меняла место работы, и была в нем ведущей актрисой, Примой. Режиссеры хотели видеть в своих постановках именно Борисову, драматурги писали пьесы только для нее.
Она с легкостью играла и светских дам, и простых девчонок. Ей были подвластны и комедии, и драмы. После премьеры спектакля «На золотом дне» в середине 50-х о ней заговорили, как о жемчужине Театра. Этот спектакль на долгие годы станет его визитной карточкой.
Прима
Михаил Ульянов, долгое время выходивший с актрисой на одну сцену, говорил о ней примерно следующее:
Таких актрис, как Юлия, называют “звездами”, но она не звезда, она огромная планета.
Обладающая необыкновенным актерским вкусом, артистка собрала все лучшие качества, присущие настоящей приме. У нее никогда не было ссор с коллегами, которые считали ее добрым и интеллигентным человеком.
О ее бедах и проблемах не знали ни актеры театра, ни зрители. Что бы не произошло, она ни разу не отменила спектакль, даже когда узнала о потере любимого мужа. Она так и живет: замкнуто, непублично, не давая интервью, и не произнося ни единого лишнего слова.
И в театре её видят только на репетициях, на спектакле, и на заседании художественного совета. Как личность, актриса очень закрытая и принципиальная. В актерской среде Юлия Константиновна всегда держалась особняком, никогда не выпячивалась, не появлялась на телевидении и радио в каких-либо передачах. Она изолировала себя от журналистов.
Свой первый опыт в кино Борисова посчитала неинтересным, и решила, что обойдется без этого вида искусства. Все ее отказы сниматься в кино были связаны с невозможностью связи со зрителем. Театр давал ей эту возможность.
Она отвергала все заманчивые предложения, и после картины «Идиот», где в 1958 году ей посчастливилось сыграть Настасью Филипповну, согласилась лишь однажды. Это была главная роль в фильме «Посол Советского Союза». Но получить согласие Борисовой оба режиссера смогли только при содействии ее супруга.
Творчество
Роли в театре
Государственный академический театр имени Е. Б. Вахтангова (Москва)
Юлия Борисова (в центре, с цветами) на премьере спектакля «Евгений Онегин» по роману А. С. Пушкина в постановке Римаса Туминаса на сцене Театра имени Е. Б. Вахтангова. Москва, 13 февраля 2013 года. 1949 — «Заговор обречённых» Н. Е. Вирты — Магда 1949 — «Много шума из ничего» У. Шекспира — Геро[11] 1949 — «Макар Дубрава» А. Е. Корнейчука — Галя 1950 — «Отверженные» В. Гюго — Эпонина 1952 — «Два веронца» У. Шекспира — Джулия 1955 — «На золотом дне» Д. Н. Мамина-Сибиряка; постановка А. Ремизовой — Анисья Молокова[11][12] 1956 — «Одна» С. И. Алёшина — Нефёдова 1957 — «Город на заре» А. Н. Арбузова; постановка Е. Симонова — Наташа[11] 1957 — «Две сестры» Ф. Ф. Кнорре — Люся 1958 — «Неписанный закон» А. Пистоленко — Банат 1958 — «Идиот» по Ф. М. Достоевскому; постановка А. Ремизовой — Настасья Филипповна 1959 — «Коронация» Л. Г. Зорина — Аня 1959 — «Иркутская история» А. Н. Арбузова; постановка Е. Симонова — Валька-дешёвка[13] 1959 — «Стряпуха» А. В. Софронова — Павлина Казанец[12] 1960 — «Двенадцатый час» А. Н. Арбузова — Анна 1961 — «Стряпуха замужем» А. В. Софронова — Павлина Казанец 1963 — «Двое на качелях» У. Гибсона — Гитель 1963 — «Принцесса Турандот» К. Гоцци; постановка Е. Вахтангова, возобновлена Р. Симоновым — принцесса Турандот[11] 1964 — «Миллионерша» Б. Шоу; постановка А. Ремизовой — Эпифания[11][12] 1964 — «Правда и кривда» М. А. Стельмаха — Мавра Покитченко 1965 — «Насмешливое моё счастье» Л. А. Малюгина — Лика Мизинова[11][12] 1966 — «Конармия» И. Э. Бабеля; постановка Р. Симонова — Мария[11][12] 1967 — «Виринея» Л. Н. Сейфуллиной — Виринея 1967 — «Варшавская мелодия» Л. Г. Зорина; постановка Р. Симонова — Гелена[11] 1971 — «Антоний и Клеопатра» У. Шекспира — Клеопатра[11][12] 1974 — «Из жизни деловой женщины» А. Б. Гребнева — Анна Георгиевна 1979 — «Леший» А. П. Чехова — Елена Андреевна[11] 1985 — «Мария Тюдор» В. Гюго — Мария Тюдор 1988 — «Стакан воды» по одноимённой комедийной пьесе Эжена Скриба (постановка — Александр Белинский; премьера — 25 апреля 1988) — королева Анна 1991 — «Мартовские иды» по одноимённому роману в письмах Торнтона Уайлдера (постановка — Аркадий Кац; премьера — 23 марта 1991 года) — Кифарида, древнеримская актриса простого происхождения[14] 1993, 2005 — «Без вины виноватые» по одноимённой комедийной пьесе Александра Островского в сценической редакции Галины Покровской (режиссёр-постановщик — Пётр Фоменко; премьера — 24 апреля 1993 года, последний спектакль — 14 мая 2011 года) — Елена Ивановна Кручинина, известная провинциальная актриса[15] 1994 — «Милый лжец» по одноимённой комедийной пьесе Джерома Килти (постановка — Адольф Шапиро; премьера — 9 мая 1994 года) — Стелла Патрик Кэмпбелл, английская актриса[16] 2011 — «Пристань», спектакль к 90-летию Государственного академического театра имени Е. Б. Вахтангова по мотивам произведений Бертольта Брехта, Ивана Бунина, Фёдора Достоевского, Фридриха Дюрренматта, Артура Миллера, Александра Пушкина, Эдуардо де Филиппо (идея и постановка — Римас Туминас; премьера — 11 ноября 2011 года) — Клара Цаханассьян, мультимиллионерша (в трагикомедии «Визит дамы» Фридриха Дюрренматта)[17] 2013 (по н. в.) — «Евгений Онегин», сцены из одноимённого романа А. С. Пушкина (идея, литературная композиция и постановка — Римас Туминас; премьера — 13 февраля 2013 года) — «Сон Татьяны»[18] 2015 — «Возьмите зонт, мадам Готье!», философская комедия по пьесе Ива Пло (Yves Pleaux) (режиссёр-постановщик — Владимир Иванов; премьера — 13 октября 2015 года) — мадам Катрин Готье (заглавная роль)
Роли в кино
1948 — «Три встречи» — Оксана 1958 — «Идиот» — Настасья Филипповна 1969 — «Посол Советского Союза» — Елена Николаевна Кольцова, чрезвычайный и полномочный посол Советского Союза в нейтральной скандинавской стране во время Великой Отечественной войны (прототип — Александра Михайловна Коллонтай)
Фильмы-спектакли и телеспектакли
1956 — «Много шума из ничего» — Геро, дочь Леонато 1958 — «Город на заре» А. Арбузова — Наташа 1960 — «Поднятая целина», по роману М. Шолохова 1960 — «Янтарное ожерелье» Н. Погодина (телеспектакль) — Ира 1962 — «Интервью у весны» — Павлина Казанец 1966 — «Театральные встречи БДТ в Москве» — ведущая 1969 — «Варшавская мелодия» — Гелена[19] 1971 — «Принцесса Турандот» — Турандот[19] 1973 — «Иркутская история» (фильм-спектакль) реж. Б. Ниренбург, Е. Симонов — Валентина[20] 1974 — «Миллионерша» — Эпифания[19] 1975 — «Конармия» — Мария[19] 1977 — «Человек с ружьём» — Катерина Шадрина 1977 — «Ситуация», постановка Михаила Ульянова в Театре имени Е. Б. Вахтангова — Тамара 2011 — «Пристань» — Клара Цаханассьян[19] 2013 — «Евгений Онегин» — «Сон Татьяны»[19]
Радиоспектакли
«Русский лес» Л. М. Леонова — Полина «Как важно быть серьёзным» О. Уайльда
Личная жизнь
С Исаем Исааковичем Спектором актриса познакомилась в стенах родного театра. Мужчина был заместителем директора и сразу обратил внимание на серьезную неразговорчивую актрису. Он имел уже неудачный опыт семейной жизни, был дважды женат.
Борисову же привлекла в этом человеке любовь к профессии, целеустремленность и опыт. Его поддержка и советы помогли ей в творческом становлении. С супругом актриса прожила 25 лет, а после его ухода больше не пожелала выходить замуж, хотя была еще сравнительно молода и имела предложения от воздыхателей.
Свою семью она конструировала мудро и тонко. У нее никогда не было никаких семейных неурядиц. Все домочадцы знали, что дом для нее –на первом месте. Она умело смогла отделить профессию от личной жизни.
Единственный сын Борисовой Александр стал сотрудником Министерства иностранных дел. Две его дочери подарили актрисе уже пятерых правнуков. Только о них народная артистка может говорить бесконечно. Младшее поколение унаследовали талант бабушки и тоже играют на сцене.