За способность к перевоплощению его называли «великим лицедеем». Пожалуй, не было образов, которые Евгений Лебедев не мог создать на сцене и в кино. Человек трудной судьбы…. Он не прощал несправедливости не только другим, но и самому себе.
Трудное детство сына священника
Евгений Лебедев появился на свет 15 января 1917 г. в городе Балаково Саратовской области в семье священнослужителя. И практически всю жизнь был вынужден скрывать свое происхождение. Надо сказать, что жизнь здорово его потрепала, доставила много горя и невзгод. С десяти лет Женю воспитывали дед и бабушка. Учился в школе, в ФЗУ, а в 1932 году поступил в самарский ТРАМ. Очень скоро там узнали, что Женя из семьи священника, и он был исключен.
Начало творческого пути
Приехав в Москву, поступил в студию Театра Красной армии. В 1936-1937 г.г. учился в Центральном техникуме театрального искусства (ЦЕТЕТИС, теперь — ГИТИС), с 1937 года был студентом училища Камерного театра.
Трудно приходилось, надо было постоянно работать во время учебы — разнорабочим, бутафором, грузчиком. Часто голодал, ночевал на вокзалах и даже на улице.
В 40-м году переехал в Тбилиси, стал актером ТЮЗа. Именно там и произошло знакомство с Г.Товстоноговым, с которым их связала прочная мужская дружба и творческая судьба. В тбилисском ТЮЗе сыграл Павку Корчагина («Как закалялась сталь»), Митрофанушку («Недоросль»), Сергея Тюленина («Молодая гвардия»).
Друг Сашка Климкин
Они подружились, учась на первом курсе ЦЕТЕТИСа. Это была настоящая дружба: вместе постигали азы актерского мастерства, жили в одной комнате общежития, разделяя пополам радости и печали, поддерживая друг друга в трудную минуту. Лебедеву Сашка напоминал чем-то отца. Высокий, видный, голубоглазый парень обладал прекрасным низким голосом. У отца был красивый бас-контанте, и маленький Женя, слушая как поет папа, хотел иметь такой же голос — мечтал, когда вырастит, стать оперным певцом. Но голос отца Жене по наследству не перешел и с этой иллюзией пришлось расстаться.
После переформирования ЦЕТЕТИСа в ГИТИС, Александр как и Евгений, в этот вуз рекомендован не был, но друзьям разрешили остаться в общежитии, пока не поступят в другую театральную школу. Стипендию уже не платили, а жить на что-то нужно было. Первым устроился на работу Сашка, зарплату которого делили на двоих. Когда друг уволился, стали жить на стипендию Жени, поступившего в школу Камерного театра.
Климкин же, имея хороший голос устроился в ансамбль Александрова, куда его сразу взяли. Краснознаменный ансамбль к тому времени стал выезжать с гастролями за границу, и Саша делился с Евгением впечатлениями о первой своей поездке в Париж, где ансамбль завоевал Гран-При на Всемирной выставке.
Потом ансамбль вылетел в Лондон, и по какой-то политической причине, его долго не пускали обратно в Союз. Информации было мало, Евгений волновался за судьбу своего друга. Но все обошлось, коллектив благополучно прибыл на Родину. Узнав об этом Евгений, сразу бросился разыскивать своего друга.
Нашел его в ресторане ЦДКА. На Сашке был цивильный костюм и он о чем-то увлеченно беседовал с сидящими за столиком коллегами по ансамблю. Лебедев окликнул его. Сашка повернулся, махнул рукой, дескать, «мне некогда!», и отвернувшись продолжил беседу с коллегами. Лебедев понял, что его дружба Сашке уже не нужна. У него были новые друзья, новый круг общения, в который студент Лебедев уже не вписывался.
Больше Сашку Лебедев никогда не видел и не хотел видеть. Сашка тоже не искал встречи с ним.
В свои мемуарах Евгений Лебедев напишет, что такой дружбы, как с Сашкой Климкиным, у него больше никогда не было. Да и не могло быть. После предательства друга он престал верить в дружбу.
Таиров
Имя создателя Камерного театра режиссера Александра Таирова в 20-х-30-х годах гремело на всю Москву. Его спектакли собирали аншлаги, а постановка «Оптимистической трагедии» была признана критиками одной из лучших на то время.
Именно после просмотра «Оптимистической…» Лебедев сделал выбор в пользу театральной школы Камерного театра, а Таиров стал для него первым учителем, который на практике научил его специфике и культуре театрального искусства.
После отъезда Евгения Лебедева в тбилисский ТЮЗ, Таиров писал письма своему любимому ученику с просьбой вернуться в «родные пенаты». Приезжая из Тбилиси в Москву Лебедев первым делом забегал в «Камерный» к своему учителю. Рассказывал о своей творческой жизни, советовался.
Вокруг Таирова в театре всегда собиралось много людей, он был в центре внимания, к каждому актеру находил подход, все доходчиво объяснял, а атмосфера в театре была свободной и непринужденной.
Тучи над Таировым стали сгущаться в 1936 году, когда его сатирическую постановку «Богатыри» подвергли резкой критике и обвинили в «идеологической неграмотности».
Таиров продолжал работать и в 1945 году даже получил высшую награду — орден Ленина. В 1948 году удар был нанесен уже по самому театру, были запрещены постановки зарубежной драматургии, а Таирова обвинили в космополитизме. Против него ополчились буквально все. Появились разгромные статьи в газетах, от него отвернулись режиссеры, актеры и даже зрители. И в 1949 году Таиров был уволен из театра, который он создал и которому посвятил всю свою жизнь.
В 1950 году Лебедев случайно встретил Таирова, которого не сразу узнал. Это был болезненного вида старик, который с трудом поднимался по лестнице. Лебедев не подошел к нему, не поздоровался, не подал руки. А через два месяца Таирова не стало. Всю свою жизнь Лебедев не смог простить себе, что не поддержал его тогда, не посочувствовал, а смотрел из-за угла как его отвергнутый всеми учитель уходил в небытие.
Кино и театр
Лебедев был предельно убедительным и необыкновенно разным на сцене и в кино — сыграть мог абсолютно всё. Больше 40 лет служил в знаменитом БДТ. Из его театральных работ следует отметить спектакли:
«Достигаев и другие» (Алексей Матвеевич Губин),
«Идиот» (Рогожин),
«Мещане» – Бессеменов,
«Энергичные люди» (Кузькин),
«История лошади» – Холстомер и множество иных ярких, ключевых ролей.
Кому не посчастливилось увидеть Лебедева на сцене, отлично знают его по киноработам. Впервые появился на киноэкране в 1952 году, исполнив крошечную роль Кащея Бессмертного в фильме «Римский-Корсаков». А в 1955 году сыграл свою первую большую роль — Ромашова в «Двух капитанах». Снимался много, но в начале это были эпизоды. И лишь с 70-х годов режиссеры стали предлагать Лебедеву главные роли.
Всего на счету Евгения Лебедева почти сто работ в фильмах и фильмах-спектаклях. Агафон Дубцов в «Поднятой целине», белогвардейский полковник в фильме «В огне брода нет», дед Нечипор в «Свадьбе в Малиновке», Мармеладов в «Преступлении и наказании» и др.
Творчество
Роли в театре
Тбилисский русский театр юного зрителя им. Л. М. Кагановича 1940 — «В стороне», постановка Н. Я. Маршака — Виктор 1941 — «Патара Кахи», постановка Н. Я. Маршака — царь Теймураз 1941 — «Белеет парус одинокий» по В. П. Катаеву, постановка Г. А. Товстоногова — Хозяин тира 1941 — «Том Сойер» по М. Твену, постановка Н. Я. Маршака — Гек 1941 — «Василиса Прекрасная» Е. П. Черняк, постановка А. О. Гинзбурга — Баба-Яга 1941 — «Бедность не порок» А. Н. Островского, постановка Н. Я. Маршака — Митя 1941 — «Финист — ясный сокол» по Н. Я. Шестакову, постановка Н. Я. Маршака — Солдат 1942 — «Конёк-Горбунок» по П. П. Ершову, постановка Д. А. Алексидзе — Иванушка 1942 — «Шёл солдат с фронта» по В. П. Катаеву, постановка Н. Я. Маршака — Микола Ивасенко 1942 — «Снежная королева» по Х. К. Андерсену, постановка Н. Я. Маршака — Сказочник 1942 — «Секретарь райкома» Л. О. Прута, постановка А. Гвинеева — Кочет 1943 — «Дом на холме», постановка А. Гвинеева — Борис 1943 — «Золотой ключик» по А. Н. Толстому, постановка Н. Я. Маршака — Пудель Артемон 1944 — «Князь Мстислав Удалой» Л. О. Прута, постановка А. Гвинеева — Суслов 1944 — «Кот в сапогах» по Ш. Перро, постановка А. Гвинеева — Жан 1944 — «Не всё коту масленица» А. Н. Островского, постановка А. Гвинеева — Ипполит 1944 — «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, постановка Н. Я. Маршака — Миллер 1944 — «Свои люди — сочтёмся» А. Н. Островского, постановка А. Гвинеева — Подхалюзин 1945 — «Три товарища», постановка Н. Я. Маршака — Марк 1946 — «Недоросль» Д. И. Фонвизина, постановка А. Гвинеева — Митрофанушка 1946 — «Побег», постановка Н. Я. Маршака — Саша 1946 — «Разбойники» Ф. Шиллера, постановка Н. Я. Маршака — Роллер 1946 — «Слуга двух господ» К. Гольдони, постановка А. Аборяна — Труффальдино 1946 — «Встреча в темноте», постановка А. Аборяна — Вяткин 1946 — «Забавный случай» К. Гольдони, постановка Е. А. Лебедева — поручик Де-ля-Котри 1946 — «Молодая гвардия» по А. А. Фадееву, постановка Н. Я. Маршака — Сергей Тюленин 1947 — «Как закалялась сталь» по Н. А. Островскому, постановка Н. Я. Маршака — Павел Корчагин 1947 — «Тайна острова Блютенбаль», постановка Н. Я. Маршака — Нильсон, Герман 1948 — «Снежок» В. А. Любимовой, постановка Н. Я. Маршака — Бляйк 1948 — «Хижина дяди Тома» по Г. Бичер-Стоу, постановка Н. Я. Маршака — Вильсон 1948 — «Сказки», постановка Н. Я. Маршака — Иванушка Ленинградский театр им. Ленинского комсомола 1949 — «Два капитана» В. А. Каверину и З. Юдкевича. Пстановка М. В. Чежегова и З. Юдкевича — Саня Григорьев 1949 — «Из искры…» Ш. Н. Дадиани; режиссёр Г. А. Товстоногов — Сталин 1950 — «Студенты» В. А. Лифшица; режиссёр Г. А. Товстоногов — Саватеев 1951 — «Гроза» А. Н. Островского; режиссёр Г. А. Товстоногов — Тихон 1951 — «Аленький цветочек» С. Т. Аксакова. Постановка С. И. Туманова — Баба-Яга 1951 — «Свои люди — сочтёмся» А. Н. Островского. Постановка Е. А. Лебедева — Подхалюзин 1952 — «Гибель эскадры» А. Е. Корнейчука. Режиссёр Г. А. Товстоногов — балтиец 1953 — «Степная быль» Е. М. Помещикова и Н. В. Рожкова. Режиссёр Г. А. Товстоногов — Иван Егоров 1954 — «На улице Счастливой» Ю. Я. Принцева; режиссёр Г. А. Товстоногов — Степан Барабаш 1954 — «Поезд можно остановить» Ю. Маккола. Режиссёр Г. А. Товстоногов — Георг Меринг 1954 — «Таланты и поклонники» А. Н. Островского. Постановка Ю. Киселёва — Мелузов 1956 — «Униженные и оскорблённые» по Ф. М. Достоевскому; постановка Г. А. Товстоногова и И. С. Ольшвангера — Ихменев Большой драматический театр имени М. Горького 1956 — «Безымянная звезда» М. Себастьяна. Режиссёр Г. А. Товстоногов — мадемуазель Куку 1957 — «Метелица» В. Ф. Пановой. Режиссёр М. В. Сулимов — Балютин 1957 — «Достигаев и другие» А. М. Горького. Режиссёр Н. С. Рашевская (возобновление) — Алексей Матвеевич Губин 1957 — «Идиот» по роману Ф. М. Достоевского. Режиссёр Г. А. Товстоногов — Рогожин 1958 — «Дали неоглядные» Н. Е. Вирты. Постановка И. П. Владимирова и Р. А. Сироты — Стёпкин 1959 — «Трасса» И. М. Дворецкого. Режиссёр Г. А. Товстоногов — Патлай 1959 — «Варвары» М. Горького. Режиссёр Г. А. Товстоногов — Монахов 1960 — «Неравный бой» В. С. Розова. Режиссёр 3. Я. Корогодский — Григорий Степанович 1960 — «Гибель эскадры» А. Е. Корнейчука. Режиссёр Г. А. Товстоногов — боцман Кобза 1961 — «Океан» А. П. Штейна. Режиссёр Г. А. Товстоногов — Миничев 1961 — «Моя старшая сестра» А. М. Володина. Режиссёр Г. А. Товстоногов — Ухов 1962 — «Божественная комедия» И. В. Штока. Постановка Г. А. Товстоногова — Ангел Д 1962 — «Горе от ума» А. С. Грибоедова. Постановка Г. А. Товстоногова — Загорецкий 1963 — «Карьера Артуро Уи» Б. Брехта. Режиссёр Э. Аксер — Артуро Уи 1963 — «Палата» С. И. Алёшина. Постановка Г. А. Товстоногова и Е. А. Лебедева — главная роль 1964 — «Поднятая целина» по М. А. Шолохову. Постановка Г. А. Товстоногова — дед Щукарь 1965 — «Римская комедия» Л. Г. Зорина. Постановка Г. А. Товстоногова — Домициан 1966 — «Идиот» по роману Ф. М. Достоевского. Режиссёр Г. А. Товстоногов — Рогожин 1966 — «Мещане» М. Горького. Режиссёр Г. А. Товстоногов — Бессемёнов 1969 — «Правду! Ничего, кроме правды!» Д. Аля. Режиссёр Г. А. Товстоногов — Авраам Линкольн 1969 — «Генрих IV» У. Шекспира. Постановка и оформление Г. А. Товстоногова — Фальстаф 1969 — «Два театра» Е. Шанявского. Режиссёр Э. Аксер — Старик 1971 — «Тоот, другие и майор» И. Эркеня. Постановка Г. А. Товстоногова — Тоот 1973 — «Общественное мнение» A. Баранги. Постановка Г. А. Товстоногова — Кристиною 1974 — «Энергичные люди» В. М. Шукшина. Режиссёр Г. А. Товстоногов — Аристарх Петрович Кузькин 1975 — «История лошади» по рассказу Л. Н. Толстого. Режиссёр Г. А. Товстоногов — Холстомер 1976 — «Дачники» А. М. Горького. Постановка Г. А. Товстоногова — Двоеточие 1980 — «Перечитывая заново» по пьесам А. Е. Корнейчука, Н. Ф. Погодина, М. Шатрова, В. Т. Логинова. Постановка Г. А. Товстоногова — Шадрин 1980 — «Игра в карты» Д. Л. Кобурна. Постановка Г. А. Товстоногова — Уэллер Мартин 1981 — «Оптимистическая трагедия» Bс. В. Вишневского. Постановка Г. А. Товстоногова — Вожак 1982 — «Дядя Ваня» А. П. Чехова. Режиссёр Г. А. Товстоногов — профессор Серебряков 1985 — «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского. Постановка Г. А. Товстоногова — Крутицкий 1986 — «Иван» А. Кудрявцева. Постановка Г. А. Товстоногова — Иван 1987 — «На дне» А. М. Горького. Постановка Г. А. Товстоногова — Лука 1993 — «Вишнёвый сад» А. П. Чехова. Постановка А. Я. Шапиро — Фирс 1996 — «Фома», по повести «Село Степанчиково и его обитатели» Ф. М. Достоевского — Фома Опискин Малый драматический театр — Театр Европы 1992 — «Любовь под вязами» Ю. О’Нила. Постановка Л. А. Додина — Эфраим Кэббот 1994 — «Вишнёвый сад» А. П. Чехова. Постановка Л. А. Додина — Фирс 1994 — «Роберто Зукко» Б.-М. Кольтеса. Постановка Л. Паскуаля — Пожилой господин
Работы на телевидении
1959 — «Достигаев и другие» (телеспектакль), по М. Горькому; постановка Н. С. Рашевской — Алексей Матвеевич Губин 1968 — «Записки сумасшедшего» (телеспектакль), по Н. В. Гоголю; постановка А. А. Белинского — Поприщин 1969 — «Правду! Ничего, кроме правды!» (телеспектакль); постановка Г. А. Товстоногова — Авраам Линкольн 1969 — «Смерть Вазир-Мухтара» (телеспектакль), по одноимённому роману Ю. Н. Тынянова; постановка Р. А. Сироты и В. Э. Рецептера — граф Паскевич 1971 — «Мещане» (телеспектакль); постановка Г. А. Товстоногова — Василий Васильевич Бессемёнов 1973 — «А. П. Чехов. Сценки» (телеспектакль); постановка Г. А. Товстоногова — главная роль 1986 — «БДТ тридцать лет спустя» (телеспектакль) — Холстомер. Крутицкий 1986 — «Дядя Ваня. Сцены из деревенской жизни» (телеспектакль); постановка Г. А. Товстоногова — Александр Владимирович Серебряков 1989 — «История лошади» (телеспектакль); постановка Г. А. Товстоногова — Холстомер 1989 — «Энергичные люди» (телеспектакль); постановка Г. А. Товстоногова — Аристарх Петрович Кузькин 1996 — «Театр ЧехонТВ. Картинки из недавнего прошлого» (телеспектакль); постановка И. Ф. Масленникова — Семён Алексеич Нянин
Фильмография
1952 ф Римский-Корсаков Кащей Бессмертный (в титрах не указан) 1955 ф Два капитана Михаил Васильевич Ромашов 1955 ф Неоконченная повесть Фёдор Иванович 1956 ф Таланты и поклонники Григорий Антоныч Бакин 1957 ф Шторм комиссар Лащилин; солдат Гудков 1961 ф Поднятая целина Агафон Дубцов 1961 ф Василий Докучаев Егор 1961 ф Иду к вам Имя персонажа не указано 1961 ф Раздумья мастер цеха 1962 ф Серый волк Пантелей 1964 ф Поезд милосердия Супругов 1965 ф Иду на грозу Яков Иванович Агатов 1965 ф На одной планете Яков Николаевич Спиридонов 1965 ф Последний месяц осени отец 1966 ф Каменный гость Лепорелло 1967 ф В огне брода нет белогвардейский полковник 1967 ф Происшествие, которого никто не заметил Яков Алексеевич 1967 ф Прямая линия Неслёзкин 1967 ф Свадьба в Малиновке Нечипор 1967 кор Суд Кузьма Егоров 1968 тф Полчаса на чудеса дядя Варфоломей, дворник 1969 ф Адам и Хева Хамадар 1969 ф Преступление и наказание Мармеладов 1969 ф Странные люди (новелла «Роковой выстрел») Бронька Пупков 1969 ф Сюжет для небольшого рассказа Павел Егорович Чехов 1970 ф В лазоревой степи (новелла «Червоточина») Яков Алексеевич 1970 ф И был вечер, и было утро… адмирал 1970 ф Начало епископ Пьер Кошон 1970 ф Приключения жёлтого чемоданчика доктор 1972 ф Иванов катер Игнат Григорьевич 1973 ф Заячий заповедник Имя персонажа не указано 1973 ф Исполнение желаний Сергей Иванович Бауэр 1973 ф Ринг Виталий Иванович Островидов 1973 ф Таланты и поклонники Мартын Прокофьич Нароков 1974 ф Последний день зимы Коротких Год Название Роль 1974 тф Северный вариант Антон Васильевич Шинкарёв 1974 ф Блокада Иван Максимович Королёв 1976 ф Воскресная ночь Веренич 1976 ф Отпуск, который не состоялся Михаил Иванович 1976 ф Театр неизвестного актёра Богодух-Мирский 1976 ф Маринка, Янка и тайны королевского замка король Дуримонт, король Обалдин 1976 ф Время выбрало нас Мефодий Кузьмич 1977 тф Фантазии Веснухина клоун 1977 ф Есть идея! Иван Петрович Кулибин 1977 мтф Личное счастье Аркадий Матвеевич Радун 1977 мтф Первые радости Мешков 1978 ф Кентавры генерал Пин 1978 ф Комиссия по расследованию Павел Алексеевич Долинин 1978 ф Срочный вызов Терентий Петрович Жуков 1979 ф Допрос сокамерник Абиева 1979 мтф Необыкновенное лето Мешков 1979 ф Жизнь прекрасна Ростао, начальник тюрьмы 1980 ф Эскадрон гусар летучих Кутузов 1980 ф Лирический марш Шпалов 1981 мтф Синдикат-2 Борис Савинков 1981 ф На Гранатовых островах Астахов 1981 кор Ночной блокнот владелец мебели 1983 мтф Раннее, раннее утро шарманщик 1983 ф Я готов принять вызов исправник 1984 ф Прелюдия судьбы Коробейченко 1985 ф Прощание славянки Семён Протасович 1987 ф Чехарда Виктор Макарович Караваев 1987 ф Петроградские гавроши «Котофей» 1992 ф Билет в красный театр, или Смерть гробокопателя Семён Семёнович Брязгунов 1992 ф Лавка «Рубинчик» и… Исаак Рубинчик 1992 ф Сам я — Вятский уроженец Леонтий Диляров 1993 ф Завтрак с видом на Эльбрус эпизод 1993 ф Сикимоку Ксения Ивановна Некрасова, старуха 1993 ф Танго на Дворцовой площади сосед 1994 ф На кого Бог пошлёт отец Хлюздина
Озвучивание
1966 — Лестница в небо — Пятрас Индрюнас, роль В. Бледиса 1977 — Обмен — доктор Игнас Диджюлис, роль Л. Л. Оболенского 1980 — Дедушка Мазай и зайцы — читает текст
Личная жизнь
Евгений Лебедев был очень закрытым человеком. Редко смеялся, как будто всю жизнь его терзала душевная боль. Но вместе с тем отличался добротой и мягкостью характера. Был разносторонне одаренной личностью – в музее БДТ хранятся портрет Товстоногова, выполненный из гальки, две женские фигурки из ракушек – «Дама с собачкой» и «Дама без собачки» (так она была названа), мастерски выпиленный профиль Товстоногова.
Был дважды женат. Первая супруга — актриса Наталья Петрова. В семье родилась дочь Ирина. Вторая жена — Натела Александровна Товстоногова, сестра Георгия Александровича. Сын — Алексей Евгеньевич Лебедев, впоследствии кинорежиссёр.
Евгений Алексеевич Лебедев ушел из жизни 9 июня 1997 года. Ему было 80 лет.