Мы часто смотрим гениальные, интереснейшие фильмы, восхищаемся интригующими сюжетами, игрой актёров и искромётными шутками. Однако зачастую не знаем и не задумываемся о том, сколь трагичная судьба была у создателей этих киношедевров.
Наиболее известными фильмами режиссёра Александра Серого являются “Джентльмены удачи” и “Ты — мне, я – тебе”. Его фамилия известна не всем, некоторые считают режиссёрами этих фильмов других людей.
Ранние годы
Серый родился в 1927 году в посёлке Рамонь Воронежской области. Учился в Московском энергетическом институте, потом перевёлся в авиационный (МАИ), его и окончил. Трудовой путь начал инженером на заводе, далее работал начальником лаборатории в МАИ и старшим инженером Московского радиоцентра. Чувствуя призвание в кинематографе, в 1958-м окончил Высшие режиссёрские курсы при киностудии “Мосфильм”, где его однокашником был ставший впоследствии легендарным Георгий Данелия.
“Мосфильмовский Отелло”
В год окончания курсов Александр Серый стал участником неприятного инцидента. Как-то раз его будущая жена Марина Акопова пришла в гости к одному архитектору по имени Виталий. Александр Серый последовал за ней и обратил внимание, что на Марине нет наручных часов. Режиссёр решил, что девушка там раздевалась и заподозрил факт измены. В припадке ревности Серый схватил молоток и ударил хозяина квартиры по голове. Тот выжил, но навсегда остался инвалидом и даже угодил в психиатрическую клинику.
«Его называли “Мосфильмовский Отелло”, а название его характера пошло от Пырьева, потому что Иван Александрович любил неспокойных, взрывных людей и у него сложилось впечатление, что это тот самый человек, который достоин работать на “Мосфильме”. Но мне казалось, что Саша не удержится. В кино нужно иметь жёсткий характер. Но он выжил, именно потому, что у него было одно качество — жуткое упрямство».
(Анатолий Бобровский, режиссёр)
“Молотобоец” Серый был осуждён на 8 лет, однако вышел на свободу по условно-досрочному и в 1963-м и 1965-м снял фильмы “Выстрел в тумане” и “Иностранка”. Правда, не индивидуально, а совместно с другими режиссёрами.
«Он чувствовал себя не очень свободно в плане режиссёра. Он никогда не показывал актёрского мастерства. Что-то объяснял на одной ноте. Съёмочную площадку не любил. Бывали случаи, что он просто уходил в машину и группа уговаривала его выйти, сказать хотя бы: “Мотор! Стоп!”. Звукооператор на него кричал, потому что он портил фонограмму из-за истерики от смеха. Но актёров очень любил, всегда принимал участие с ними в репетициях, больше как зритель».
(Михаил Агранович, кинооператор)
В 1971 году были поставлены блистательные “Джентльмены удачи”, где в качестве режиссёра выступил Серый, а в качестве своеобразных “художественных руководителей” – Георгий Данелия и писательница Виктория Токарева.
«Он сделал такую картину, которую посмотрели все! Она просто ошеломила прокатчиков, в Голливуде он был бы миллионером. Но он не получил той славы и доли уважения. Было видно даже на студии. Когда приглашали на круглый стол “Дорогу советской комедии” в Союзе кинематографистов Гайдая, Рязанова, Данелию и Серого, человек, который отвечал за стол, спросил: “А вы кто?”. Саша заорал: “Я — Серый!” — и ушёл, хлопнув дверью».
(Борис Криштул, продюсер)
Кстати, Александр Серый намеревался сделать продолжение этого фильма, который посмотрели 80 миллионов зрителей. Однако в этом вопросе режиссёр поддержку Данелии и Токаревой не получил.
«Это был инженер по образованию. Очень эрудированный человек, который хорошо писал, у него были литературные способности. С тонким юмором, ровный, замкнутый, никогда не повышал голос, всегда говорил тихо».
(Георгий Данелия)
Месть из прошлого
Однажды Александр и его супруга Марина были дома. Раздался звонок в дверь. Серый открыл, не спросив, кто пришёл. На пороге стоял тот самый архитектор, которому Александр Серый когда-то угодил по голове молотком. В руках у Виталия было ружье для подводной охоты, и он выстрелил Серому прямо в лицо. Режиссёр отделался пробитой щекой.
После этого нападения архитектор вновь попал в психушку, но ненадолго. Каждый раз, когда он оказывался на свободе, то звонил Серому и сыпал в трубку проклятьями.
Опасаясь расправы над семьёй, Александр Серый приобрёл пистолет.
Болезнь
К огромному сожалению, во время съёмок “Джентльменов удачи” у Александра Серого обнаружили тяжёлую болезнь — лейкемию. С годами самочувствие режиссёра всё ухудшалось, и в октябре 1987 года 59-летний Александр Серый пустил себе пулю в голову.
«Я чувствовал, что он был одинок, заброшен и ему не хватает общения. Он никогда не нагружал друзей своими проблемами: “У меня то, у меня это”. По лицу было видно, что у него беда, но он старался прятать. Терпелив был, но мучительно».
(Геннадий Гладков)
Вот как описывала этот жуткий случай его дочь Ольга:
У него была единственная мечта: умереть дома, а не в больнице. Он отпросился домой, но дома ему стало ещё хуже. Мама ушла в магазин, я осталась дома с Варварой. Ей было тогда четыре с половиной года. Я была на кухне, и вдруг услышала шум. Вошла в комнату и увидела спину отца в кресле. Сначала я не поняла, что это было. Он так трогательно застелил пол газетами, чтобы не испачкать. Очевидно, он совершенно не представлял, как это будет всё выглядеть.
Конечно, это очень жестоко — стреляться в присутствии дочери и маленькой внучки!
Беда не приходит одна
Невесело окончилась жизнь и жены режиссёра, а также его дочери. Первая умерла в 2000 году от рака лёгких. Вторая (к слову, она сыграла эпизодическую роль в “Джентльменах удачи” – девочка на лыжах, у которой герой Евгения Леонова в конце фильма спрашивал дорогу к лодочной станции) в 2015 году погибла во время пожара в своей квартире на улице Лобачевского в Москве.
Обстоятельства жизни зачастую суровы к людям.
Источник