Сегодня будет рассказ про жизнь и творчество знаменитого советского актёра театра и кино, Заслуженного артиста РСФСР Михаила Дадыко, который, будучи настоящим профессионалом, запомнился по ярким и острохарактерным ролям на сцене и в фильмах, неизменно вызывая очень сильные эмоции у отечественных зрителей.
Михаил Сергеевич Дадыко родился 9 декабря 1926 года в Москве, СССР. Он с детских лет мечтал об актёрской профессии, участвовал в школьных любительских спектаклях и в художественной самодеятельности.
В 1946 году Михаил поступил в Театральное училище имени Б. В. Щукина, где его педагогами были Елизавета Алексеева и Леонид Шихматов. Окончив с отличием театральный вуз, Михаил Дадыко был принят на ставку актёра в Театр им. Евг.Вахтангова, в котором он прослужил почти всю свою жизнь, с 1950 по 1993 годы.
На сцене Вахтанговского театра Михаил Сергеевич сыграл много ярких, разноплановых и очень убедительных характеров, живых и достоверных. Актёр обладал удивительной органикой и невероятной способностью вживаться в любой образ, заставляя зрителей сопереживать или ненавидеть его героев.
Изначально Михаил Дадыко был театральным актёром, но в 1955 году его пригласили на съёмки военной драмы “Бессмертный гарнизон”, где он исполнил роль красноармейца Дёмина. На талантливого артиста обратили внимание ведущие советские режиссёры, которые стали приглашать его в свои фильмы.
Вскоре Михаил Сергеевич снялся в шедевре Сергея Герасимова “Тихий Дон” (1957-1958), где он сыграл роль донского казака. Затем последовала целая серия художественных кинокартин и фильмов-спектаклей с участием Михаила Дадыко, среди которых стоит выделить такие постановки, как:
- “Баллада о солдате” (1959),
- “Живые и мёртвые” (1963),
- “Курьер Кремля” (1967),
- “Драма на охоте” (1970),
- “Принцесса Турандот” (1971),
- “Иркутская история” (1973).
Но всесоюзную известность Михаилу Дадыко принесла роль надзирателя Косоротова в многосерийной эпической драме “Вечный зов” (1973-1975), которую сняли выдающиеся советские и российские режиссёры Владимир Краснопольский и Валерий Усков. Подобного накала страстей на экране отечественные зрители ещё не видели. Да и сильнейшие диалоги героев, в исполнении Михаила Дадыко и Валерия Хлевинского, невозможно забыть:
“Антон Савельев… я для тебя камеру подготовил, посырее и похолоднее… – Ну, спасибо тебе, земляк, я тебя век помнить буду…”
История о жизни братьев Савельевых никого не оставила равнодушным на всей территории Советского Союза. Михаил Дадыко настолько блестяще и достоверно воплотил в картине образ надзирателя Косоротова, что вызвал в свой адрес массу негатива со стороны простых советских телезрителей.
На многих любителей кино телесериал “Вечный зов” произвёл такое сильнейшее впечатление, что люди в какой-то момент потеряли связь между реальностью и иллюзией, в данном случае — высоким искусством под названием Советский кинематограф, наивно полагая, что актёры в картине играют самих себя.
То есть, Михаила Дадыко зрители воспринимали не как артиста, а как надзирателя царской охранки Косоротова. Вот что делает порой с сознанием людей волшебная сила искусства.
В дальнейшем Михаил Сергеевич продолжал работать в Театре им. Евг.Вахтангова и активно снимался в кино. Среди других его заметных работ следует отметить роль пенсионера Серого в двухсерийной драме Станислава Ростоцкого “Белый Бим — Чёрное ухо” (1976). В этом знаменитом фильме Михаил Дадыко сыграл очередного злодея, который увлечённо коллекционировал собачьи ошейники. Картина имела оглушительный успех в советском прокате, её посмотрело более 23 миллионов зрителей.
За великолепно сыгранную роль Серого, Михаил Сергеевич получил новую порцию негатива в свой адрес, только уже не от взрослых зрителей, а от арбатских мальчишек. Однажды актёр торопился на репетицию и школьники узнали в нём того самого Серого из фильма о Биме – и стали бросать в него камни с криками:
“Получи, злодей коварный, от советских пионеров!“
После этого неприятного случая, Михаил Дадыко в течение года прибирался в родной театр разными “тайными” тропами, постоянно меняя свой маршрут.
Актёр также запомнился ролью профессора Андрея Васильевича в криминальной драме “Поворот” (1978), ролями дяди Лёши в телефильме “Тропинины” (1981) и старого горняка в производственной драме “Факты минувшего дня” (1981). Последними работами актёра стали небольшие роли в фильмах-спектаклях “Портрет” (1987) и “Ночь на размышление” (1988).
К сожалению, о личной жизни актёра не так много информации. Известно, что Дадыко был женат и в 1965 году родился его единственный сын, Сергей Михайлович Дадыко, который спустя годы стал тележурналистом.
Михаил Сергеевич Дадыко ушёл из жизни всеми забытый 17 августа 1995 года в Москве. Ему было 68 лет.