Кажется, что песня “Ах какая женщина” – это про неё. Фантастически красивая женщина! Татьяна Ткач удивительна до сих пор…
Татьяна Дмитриевна Ткач сыграла огромное количество ролей в театре и кино, но зрителю она запомнилась как любимая женщина Фокса. Её героиня — Аня, держала в напряжении весь фильм. Все понимали, что у такого яркого бандита должна быть любимой женщиной такая же незаурядная женщина. И поэтому когда она наконец появилась в кадре, то никто не разочаровался. Зрители сразу оценили её и поверили ей. Да, такая женщина способна на всё! Вообще часто её героини в кино – сильные, волевые женщины, сметающие всё на своем пути.
Именно такой была её Люська Корсакова из “Бега”. Не баба — огонь! “Бег” стал её кинематографическим дебютом. “Вот только тронь меня пальцем — отравлю ночью!” – говорит её Люська. И веришь, что такая женщина своих слов на ветер не бросает.
А приглядели её режиссёры А. Алов и В. Наумов на пробах к фильму “Белое солнце пустыни”. Татьяна в итоге снялась в этом легендарном фильме. Но она лишь несколько раз мелькает в кадре, в роли Зухры одной из жён Абдуллы. Режиссёру В. Мотылю не дали как следует разойтись на тему гаремного бытия жён Абдуллы и товарища Сухова. Там было снято много смешных сцен с жёнами, были интересные диалоги. Но их пришлось сократить до минимума. Кураторы фильма всё больше подтягивали революционную составляющую картину, и старались минимизировать юмор. Хотя в итоге им это и не удалось.
А родилась будущая артистка в Якутии, в 1944 году, где отбывал срок её отец. Но в послевоенное время, отца отпустили, и семья переехала в Харьков. Именно отец повлиял на выбор профессии дочери. Татьяна Ткач уже с юношеских лет отличалась редкой красотой. Она переняла у отца любовь к сцене и театру. Отец долго работал с Клавдией Шульженко и в других музыкальных коллективах и труппах. Даже когда сидел на Колыме, то и там в итоге был при искусстве, и даже какое-то время работал директором Дома Культуры в Магадане.
Татьяна Ткач легко поступила в Харьковский театральный институт, окончив который стала играть в харьковском театре драмы им. Пушкина. В этом театре работали многие известные артисты: Леонид Быков, Эмилия Мильтон, Вацлав Дворжецкий. Он всегда славился своей актёрской школой.
Отыграв два сезона в родном сердцу Харькове, Татьяна Ткач была приглашена Г.А. Товстоноговым в знаменитый ленинградский БДТ. И всё там поначалу пошло отлично, но у режиссёра и юной актрисы произошёл роман. Ухаживания Георгия Александровича становились всё настойчивей. В итоге Татьяна решила покинуть театр.
Вот в период вне театра, актриса и сыграла в кино свои первые роли. А после удачных съёмок Татьяна Ткач нашла свой театр. Её домом стал театр драмы и комедии, который в пост-советское время стал называться “Театр на Литейном”. В этом театре актриса блистала в спектаклях: “Скупой”, “Приведения Генрика Ибсена”, “Царствие земное”, “Касатка”, “Собачье сердце”. На её игру, без преувеличения, приходил тогда смотреть весь Ленинград.
Времени на кино оставалось мало, но Татьяна всё же изредка там появлялась. Так что мы получили документальные свидетельства её красоты и таланта. Она прекрасно сыграла роль Натальи Гайдай в фильме “До последней минуты”, где играет в паре с Владиславом Дворжецким. Потом были роли красавиц Иоанны и Веры в фильмах “Назначение” и “Зарубки на память”. Сыграла роль хозяйки дачи в “Золотой мине”. Роль маленькая, но очень запоминающаяся. А потом была Анна в “Месте встречи”.
В 80-е годы актриса играла в кино крайне мало. Была роль налетчицы в фильме “20 декабря”, небольшая роль в картине начинающего В. Бортко “Единожды солгав”.
Творчество
Роли в театре
Фру Алвинг — «Привидения Генрика Ибсена» (Генрик Ибсен). Режиссёр — Геннадий Тростянецкий Дженни — «Все в саду», Э. Олби. Режиссёр — Ю. Николаев Фонсия Дорси — «Игра в джин», Режиссёр — И. Драка Тамара Александровна, жена Бессонова — «Любимая», С. Ясных. Режиссёр — Яков Хамармер Никулина Наташа — «Иск», А. Радлов. Постановка — Яков Хамармер, режиссёр — В. Осипов Мэртл — «Царствие земное», Теннесси Уильямс. Режиссёр — Кама Гинкас Маша — «Касатка», А. Толстой. Режиссёр — Ю. Николаев Молли — «Мышеловка», Агата Кристи. Режиссёр — Л. Белявский Марика — «Помощник прокурора», А. Чхаидзе. Режиссёр — Яков Хамармер Корали Верне — «Загнанная лошадь», Ф. Саган. Режиссёр — Э. Аракелов Кадрия — «Тринадцатый председатель», Ф. Абдуллин. Режиссёр — Кирилл Филинов Праксагора — «О, женщины!», Р. Мерль. Режиссёр — Яков Хамармер Миссис Форсайт — «Love for love. Любовь за любовь», Уильям Конгрив. Раиса Павловна Гурмыжская, богатая помещица — «Лес», А. Н. Островский. Режиссёр — Григорий Козлов Бабушка Тихонова — «Городской романс», М. Угаров. Режиссёр — Александр Галибин Фрозина — «Скупой», Ж.-Б. Мольер. Режиссёр — Геннадий Тростянецкий Королева Елизавета, жена Эдуарда IV — «Ричард III», В. Шекспир. Режиссёр — Яков Хамармер Амаранта — «Испанский священник», Дж. Флетчер. Постановка — Яков Хамармер Зоя — «Спроси самого себя», Г. Бокарев. Постановка — Яков Хамармер Марина — «Настоящий мужчина», В. Красногоров. Постановка — Яков Хамармер Залеская — «Ремонт», М. Рощин. Постановка — Вадим Голиков Ольга Борисовна — «Яков Богомолов», М. Горький. Постановка — В. Осипов Мадина — «Пеший человек», Мустай Карим. Постановка — Яков Хамармер Вера Газгольдер — «Дорога цветов», В. Катаев. Постановка — Яков Хамармер, режиссёр — Геннадий Руденко Мадам Аркати — «Сеанс», Н. Коуард. Режиссёр — Яков Хамармер Зина, горничная — «Собачье сердце», М. Булгаков. Постановка — Арсений Сагальчик Шура Шлезингер — «Тетрадь Юрия Живаго», Б. Пастернак. Режиссёр — Владимир Рецептер Фетинья — «Не было ни гроша, да вдруг алтын», А. Н. Островский. Режиссёр — Алла Полухина Нина — «51 рубль», А. Железцов. Режиссёр — Г. Васильев Жена Забелина — «Кремлёвские куранты», А. Тигай. Постановка — Юрий Мамин Клава — «Вера, Надежда, Любовь» (Карамболь), Ю. Князев. Постановка — Александр Галибин Марья Константиновна — «Дуэль», А. П. Чехов. Постановка — Арсений Сагальчик Наталия — «Театр Химер», Хосе Санчес Синистерра. Режиссёр — Михаил Бычков Арина Власьевна — «Отцы и дети», А. Шапиро по И. Тургеневу. Режиссёр — Георгий Цхвирава
Роли в кино
1969 — Белое солнце пустыни — Зухра, любимая жена Абдуллы 1970 — Бег — Люська Корсакова 1973 — До последней минуты — Наталья Гайдай 1973 — Зарубки на память — Иоанна 1973 — Назначение — Вера 1977 — Золотая мина — Ирина Дроздовская, потерпевшая 1979 — Место встречи изменить нельзя — Анна Петровна Дьячкова, подружка Фокса 1981 — 20-е декабря — Франциска, налётчица 1985 — Документ «P» (2-я серия) — Моника Эванс 1987 — Единожды солгав — Клавдия Петровна, журналистка (нет в титрах) 1987 — Железный дождь — молодуха 1992 — Билет в красный театр, или Смерть гробокопателя — Вера Гундризер, жена осуждённого диссидента 1996 — Мания Жизели — Мать Спесивцевой 1998 — Женская собственность — Мира, кинорежиссёр 1998 — Улицы разбитых фонарей—1 — Раиса Ивановна 2001 — Сёстры — бабушка 2001—2004 — Чёрный ворон — Анна Давыдовна, мать Ады 2002 — Ниро Вульф и Арчи Гудвин — миссис Орвин 2002 — Подружка Осень (Беларусь) — мать Александра 2002 — Спецотдел — Антонина Гамбарян 2002 — Улицы разбитых фонарей—4 — Эмма Владимировна Горошевич, бухгалтер 2003 — Бандитский Петербург. Фильм 5. Опер — судья Ксендзова (2003, 4 серия) 2003 — Линии судьбы — Белла Левинтон, продюсер 2003 — Мангуст — Дашаева 2003 — Удачи тебе, сыщик — мать Гурова 2004 — Легенда о Тампуке — мать Потрошилова 2004 — Мужчины не плачут — Мещерякова 2004 — Улицы разбитых фонарей—6 — Анна Владимировна 2004 — Шахматист — Люся Ковальчик, жена психиатра 2005 — Воскресенье в женской бане — Любовь 2005 — Братва (телесериал) (5-6 серии) — мадам Ступор 2005 — Мастер и Маргарита [серии 3, 4, 6] — супруга Семплеярова 2005 — Решение проблем — Виктория Павловна 2005 — Риэлтор — Ольга Яковлевна, мама Коли 2006 — Сонька Золотая Ручка — старшая воспитательница 2007 — Антонина обернулась — иностранка 2008 — Васильевский остров — мать Ильи 2008 — Всё не случайно (Россия, Украина) — Зинаида Васильевна 2008 — Жена по контракту — Вера Павловна 2008—2011 — Литейный (2-5 сезоны) — Кошка, подруга Насти Мельниковой 2008 — Нирвана — Хозяйка квартиры 2008 — Моя старшая сестра (Украина, Россия) — Галина Алексеевна, мать Тани 2009 — 9 мая. Личное отношение (киноальманах) — мать Наташи 2009 — Брачный контракт — Вера Михайловна, тётя Кирилла 2009 — Вербное воскресенье — Екатерина Ашотовна, врач в Склифе 2009 — История зэчки — Олимпиада Александровна, бывшая певица, знакомая Крыловой 2009 — Счастливый конец — мама Алёны 2010 — Гаишники (Россия, Украина) — прокурор города, полковник 2010 — Цвет пламени — Татьяна Павловна, мама Андрея 2011 — Ветер северный — Альбина Григорьевна, мать Василия 2011 — Возмездие — хозяйка мотеля 2011 — Защита Красина—3 — Маргарита Кравчук, известная в прошлом актриса 2011 — Морские дьяволы. Судьбы — 2 — Элеонора, мать Колобка 2012 — Личные обстоятельства — Лариса, бывшая жена Сундукова 2012 — Опергруппа-2 — Зинаида Ильинична, бабушка Веры 2012 — Улицы разбитых фонарей—12. Фотограф по вызову (15-я серия) — Римма Дмитриевна, мама Рыданова 2013 — Трое в Коми (19-я серия) — Элла Тареева, бывшая подруга Розы 2014 — Ржавчина (24-я серия) — Анна, бывшая жена Кумова, мать Кости Владимирова 2014 — Наставник — Любовь Валерьевна, мать Кравцова 2014 — Сердце ангела — Лариса Павловна 2018 — Мельник (7-8 серии) — Клавдия Петровна Цакова 2020 — Реализация-2 — Морган эпизоды 1990 Живая мишень 1995—1996 Уик-энд с детективом 2002 Время любить 2002 Дело в шляпе (4 фильм) 2003 Игра в модерн
Вот когда разошлась, так разошлась в кино Татьяна Дмитриевна, так это в новом веке. В 1997 году умер её любимый муж и коллега по театру Вадим Ермолаев. Татьяна Дмитриевна прожила с ним в счастливом браке 15 лет. Когда ей было под 40 лет родила сына Руслана. То что при её востребованности можно было жениться только на актёре она поняла после первого неудачного брака. Её первый избранник был человеком далёким от актёрской профессии. В итоге они прожили вместе 13 лет, и брак распался сам собой. Татьяна родила от своего первого мужа дочь Наталью. Потеряв любимого мужа актриса ушла с головой в работу. В театре было много ролей, но она стала много играть в сериалах и кинофильмах.
Внешне Татьяна Дмитриевна уже мало напоминала Люську Корсакову и себя молодую. Но с возрастом она приобрела какие-то ещё более колоритные черты. Её величие, мощь и богатый грудной голос в кино очень выгодно смотрелись. Роли сыпались одна за другой. В одних “Ментах” актриса умудрилась сняться в трёх абсолютно разных ролях.
Началом перезагрузки для Татьяны Дмитриевны стала трёхлетняя работа в популярном сериале “Чёрный ворон”, который снимался в начале 2000-х. Она там сыграла потомственную колдунью Анну Давыдовну. Там вся женская линия потомственных ведьм хороша: Т. Ткач – А. Самохина – Т. Колганова.
Потом была шикарная мисс Орвин в “Ниро Вульф и Арчи Гудвине”, роль жены Аркадия Семплеярова в “Мастере и Маргарите” у В. Бортко, главные роли в сериалах “Воскресенье в женской бане” и “Моя младшая сестра” и десятки ролей в других картинах.
Сейчас Татьяна Дмитриевна Ткач по-прежнему участвует в различных спектаклях Театра “На Литейном”, и остаётся, невзирая на возраст, основной актрисой родного театра. Конечно, роковых женщин она уже на сцене не играет, но её характерные роли по-прежнему впечатляют. Её Раиса Гурмыжская в спектакле по Островскому “Лес” до сих пор влечёт зрителей в театр.
Остаётся пожелать актрисе творческого и жизненного долголетия.