В основе сценария к/ф «Трактир на Пятницкой» лежит книга Николая Леонова «Ждите моего звонка». После выхода картины и её грандиозного успеха у зрителей писатель-криминалист переименовал своё произведение, назвав его так же, как фильм.
Кстати, Николай Леонов занялся сочинительством, когда вышел в отставку. В течение 10 лет он был сотрудником МУРа и не понаслышке знал преступный мир столицы. Например, одного из главных героев романа, Пашку-Америку, он назвал именем реально существовавшего преступника.
Настоящий Пашка-Америка (Павел Андреев) орудовал в Москве в послевоенные годы, совершал вооружённые ограбления и убийства. Своё прозвище он получил за любовь к модным вещам и мечте уехать за океан, чтобы начать там новую обеспеченную жизнь. Судьба распорядилась иначе: в 1949 году бандита сдала сообщница, и последующие 25 лет он провёл на нарах.
Режиссёр фильма, Александр Файнциммер, был мастером своего дела. Он начинал в эпоху немого кино и снискал славу ещё до войны. К моменту начала съёмок мэтру было за 70. В съёмочной группе о Файнциммере отзывались, как о скромном, деликатном и заботливом человеке. Невзирая на огромный опыт, он прислушивался к мнению коллег по киноцеху. При таком режиссёре на площадке царило полное взаимопонимание, никаких конфликтов не возникало, что большая редкость в актёрской среде.
Сказать, что актёрский состав подобран очень грамотно – ничего не сказать. Первой пробы проходила Тамара Сёмина. Она должна была играть в нескольких эпизодах хозяйку трактира. Роль роковой женщины с сильной хваткой – первая в карьере Сёминой, до этого она играла в основном драматических персонажей. Но актриса так впечатлила режиссёра, что её роль стала одной из главных.
На роль главаря банды сначала был утверждён Лев Дуров. С ним даже отсняли несколько эпизодов. Но Серый у Дурова получался слишком положительный, такой, что непременно вызвал бы сочувствие у зрителей.
Тут нужен был другой: чёрствый, брутальный, с холодной, отталкивающей аурой. Так, главного бандита в результате сыграл ленинградский актёр Константин Григорьев. До «Трактира на Пятницкой» он играл второстепенные роли, из которых наиболее заметной была роль капитана Федотова в к/ф «Раба любви».
На роль Николая Панина (Рыжего полового) режиссёр выбрал Виктора Перевалова, известного многим по сказке Александра Роу «Марья-искусница». Файнциммер дал актёру возможность скинуть амплуа «вечного мальчика» и сыграть чекиста, внедрённого в банду.
Михаила Боярского, восходящую звезду советского экрана, создатели фильма видели в роли Цыгана – князя Михаила Рюмина. Однако актёр чем-то не устроил худсовет, и его кандидатуру отклонили. Альтернативным вариантом был Николай Ерёменко-младший. Артист хотел отойти от прилипшего к нему образа романтического героя-любовника, и в «Трактире на Пятницкой» у него появился такой шанс.
Интересно, что в первоисточнике его персонаж описан более идейным. Бывший прапорщик, аристократ, он прибился к бандитской шайке не только из меркантильных соображений. С их помощью он хотел бороться с ненавистной ему новой властью. Этим объясняется его фраза на допросе в финале фильма: «Ненавижу грядущего хама».
А вот Льву Прыгунову было позволено самому выбрать роль в новой картине. Файнциммеру очень понравилась его работа на съёмках к/ф «Без права на ошибку», поэтому актёр удостоился такой привилегии. Так Прыгунов стал сотрудником милиции, работающим под прикрытием.
Небольшую, но очень запоминающуюся роль сыграл Глеб Стриженов. Его персонаж – частый гость заведения, бывший штабс-капитан, подрабатывающий исполнением романсов. Актёру удалось создать яркий образ царского офицера, патриота России, который остался не у дел с приходом новой власти.
Однако надо признать, что главная фигура в этой киноистории – Пашка-Америка. Найти актёра на роль обаятельного вора-карманника стало крайне сложной задачей. Режиссёр пересмотрел десятки столичных артистов, но никто из них его не «зацепил».
Тогда его ассистенты отправились по театрам других городов. В Ленинграде помощник режиссёра увидел Александра Галибина, который играл в студенческой постановке. И стоило Галибину показаться в студии, как режиссёр понял, что нашёл того, кого искал.
Конечно, были опасения, что молодой актёр может не справиться с такой ролью, но Файнциммер ему верил, было у него чутьё. И Галибин доверие оправдал. Его Пашка-Америка влюблял в себя зрителей с первых минут фильма. Роль щипача в «Трактире на Пятницкой» стала первой ведущей ролью актёра, и, как оказалось, одной из самых ярких в его карьере.
Ещё один колоритный персонаж, о котором непременно нужно сказать, — это беспризорник с его фирменным обращением «гражданин-товарищ-барин». О нём известно немного: в титрах мальчик указан как А. Файзирахманов, и это его единственная работа в кино.
Замечательную музыку, без которой трудно представить себе «Трактир на Пятницкой», написал композитор Андрей Эшпай. В фильме также звучат романсы М. Перроте («Не говорите мне о нём») и А. Дольского («Господа офицеры»). За актрису Ларису Ерёмину (Варвару Сергеевну) в фильме пела Жанна Бичевская.
В период НЭПа трактир на Пятницкой действительно существовал. Современный адрес: ул. Пятницкая, д.76. В повести Леонова он носит название «Встреча», но завсегдатаи величали его «Три ступени».
«Трактир находился в полуподвале старого дома. К тяжёлой дубовой двери вели три щербатые ступеньки…»
(из повести Николая Леонова «Ждите моего звонка»)
На съёмках в качестве легендарного трактира выступило полуподвальное помещение на Большой Ордынке. Здание располагалось на подворье Малоярославецкого Никольского монастыря. От Пятницкой отказались, поскольку к 70-м годам улица потеряла былой нэпманский колорит, были построены новые современные здания.
В фильме легко узнаваемы и другие исторические уголки Москвы: Новодевичий монастырь, Рижский вокзал, Варварка, Гончарная, Калашный переулок и Елизаветинский пруд в Нескучном саду. Торговые ряды, в которых Пашка-Америка был «главным специалистом», снимали в Ростове Великом рядом с кремлём.
Когда «Трактир на Пятницкой» вышел на экран, он просто «взорвал» советский кинопрокат. За 1978 год картину посмотрело более 54 миллионов зрителей. И спустя годы этот фильм смотрят с удовольствием и на одном дыхании!
Источник