Сегодня вспоминаем о знаменитом советском и российском актёре театра и кино, Народном артисте СССР Георгии Вицине, который подарил людям много радости и улыбок, и оставил о себе добрую память в сердцах благодарных зрителей.
Георгий Михайлович Вицин (настоящая фамилия – Вицын) родился 5 (18) апреля 1917 года в Териоки (сейчас это Зеленогорск, Санкт-Петербург), Выборгская губерния, Великое княжество Финляндское, Российская империя. Его мать была из Пензы, а отец – из села Небылое Владимирской губернии; к искусству родители будущего артиста не имели никакого отношения.
Когда Георгию Вицину не было ещё и года, его семья переехала в Москву. Мать работала билетёршей в Колонном зале Дома союзов и часто брала маленького Георгия с собой. Уже в двенадцать лет Вицин начал выступать на школьной сцене, играя в основном отрицательных персонажей.
В 1933 году Георгий Вицин поступил в Театральное училище при Малом театре, откуда его на следующий год отчислили с формулировкой “за легкомысленное отношение к учебному процессу”. Затем Вицин был студентом Театрального училища при Театре им. Вахтангова. В 1936 году его приняли в театр-студию под руководством Хмелёва, с 1937 по 1969 годы Вицин служил в Московском драматическом театре им. Ермоловой. До 2001 года актёр работал в Театре-студии киноактёра.
В кино Георгий Вицин дебютировал в 1944 году, снявшись в исторической драме Сергея Эйзенштейна “Иван Грозный”, где он исполнил роль молодого опричника. Всесоюзная известность пришла к Георгию Михайловичу в 1954 году, после премьеры спортивной комедии “Запасной игрок”, в которой он блестяще исполнил роль Васи Веснушкина.
В дальнейшем актёр играл роли застенчивых и отзывчивых героев, которые очень понравились советским зрителям. Среди этих работ следует отметить роли в таких картинах, как “Двенадцатая ночь” (1955), “Максим Перепелица” (1955), “Она вас любит” (1956), “Борец и клоун” (1957), “Девушка с гитарой” (1958) и других.
Но подлинную славу и народную любовь актёру принёс образ Труса, которого он сыграл в нескольких культовых комедиях Леонида Гайдая – “Пёс Барбос и необычный кросс”, “Самогонщики”, “Операция “Ы” и другие приключения Шурика” и “Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика”.
Ещё Вицину удавались фееричные роли пьяниц, в которых он был очень убедителен, потому что обладал специфическим тембром голоса и необычной внешностью. Но мало кто знал, что в реальной жизни Георгий Михайлович не употреблял алкоголь и не курил.
Артист вёл здоровый образ жизни, правильно питался и занимался йогой. Также стоит отметить замечательные роли Вицина в следующих картинах: “Женитьба Бальзаминова” (1964), “Старая, старая сказка” (1968), “Опекун” (1970), “12 стульев” (1971), “Джентльмены удачи” (1971), “Неисправимый лгун” (1973), “Не может быть!” (1975).
Георгий Вицин своим неподражаемым голосом озвучил большое количество мультипликационных фильмов. Ещё он был талантливым художником – Георгий Михайлович рисовал карикатуры на различных артистов, и добился неплохих результатов в скульптуре, графике и живописи.
Когда начались лихие 1990-е, Георгий Вицин, чтобы заработать на жизнь, стал много ездить с гастролями по стране. Уже будучи не очень здоровым продолжал служить в Театре киноактёра. Жил он тогда крайне скромно и аскетично.
Вицин отдал дочери свою большую квартиру в центре Москвы, а сам переехал в старую “хрущёвку” без ремонта. Георгий Михайлович почти ни с кем не общался и избегал встреч с журналистами. Он редко покидал свою квартиру и выходил на улицу только покормить голубей и бродячих собак. Артисту предлагали помощь, но он всегда отказывался, со словами:
“Не могу взять, ведь люди последнее отдают!”
Личная жизнь актёра
Георгий Вицин 14 лет прожил в гражданском браке с актрисой Надеждой Тополевой, которая была его старше на 16 лет. Отношения у них начались, когда восемнадцатилетний Вицин был принят в Московский драматический театр им. Ермоловой. На тот момент Надежда (Дина) Тополева была женой художественного руководителя театра Николая Хмелёва, который был учителем и наставником Вицина.
Надежда и Георгий полюбили друг друга, скрывать свои чувства они не стали, и вскоре актриса подала на развод, чтобы быть вместе с Вициным. Самое интересное, что Хмелёв оказался человеком мудрым, он не стал мстить своему сопернику и продолжал давать Вицину новые роли в постановках. После расставания с Тополевой, Георгий Вицин продолжал о ней заботиться, регулярно покупал ей лекарства и продукты, оплачивал услуги домработницы и постоянно навещал свою бывшую супругу.
В 1949 голу Вицин женился на Тамаре Мичуриной, которая работала в том же театре костюмером. Она была племянницей известного биолога и селекционера Ивана Мичурина. В этом браке в 1954 году у супругов родилась дочь Наталья, которая стала художником-графиком. В одном из интервью Наталья рассказывала о своём отце, Георгие Вицине:
Из отца сделали отшельника. Это совершенно не так! Если ему звонили девочки и задавали наивные вопросы, он не любил отвечать. Но если, например, у телефона Вульф – мог беседовать часами. В детстве я даже ревновала отца к поклонникам. Идем по улице – все здороваются. “Иди, девочка, домой”, – говорил папа и продолжал беседу. По натуре папе больше подходила его первая профессия – художника, скульптора, наблюдающего, созерцающего.
Рисовал он везде – в поездках, между действиями в спектаклях, между съемочными часами. Мама порой страдала от того, что с ним серьезно и не поговоришь. Смех с утра до ночи. Даже в самой ужасной ситуации он умел снять напряжение мудрым юмором. Папа был ответственным человеком. Поддерживал и нас с мамой, и первую жену, актрису Дину Тополеву.
Георгий Михайлович Вицин ушёл из жизни 22 октября 2001-го в Москве. Ему было 84 года.