Самые известные фильмы о мушкетёрах в нашей стране — это, без сомнения, творения Георгия Юнгвальд-Хилькевича. Первый и наиболее любимый зрителями – “Д’Артаньян и три мушкетёра”, снятый в 1978 году.
Были и другие: в 1992-м и 1993-м один за другим вышли “Мушкетёры двадцать лет спустя” и “Тайна королевы Анны, или Мушкетёры тридцать лет спустя”, но они не завоевали той популярности, какая была у первой части, как и последний фильм из этой серии – “Возвращение мушкетёров, или Сокровища кардинала Мазарини”, появившийся на экранах в 2009 году.
Как известно, мушкетёров в этих картинах сыграли Михаил Боярский (Д’Артаньян), Вениамин Смехов (Атос), Валентин Смирнитский (Портос) и Игорь Старыгин (Арамис). Вместе с тем наверняка многие читатели не знают, что есть ещё одна постановка под названием “Двадцать лет спустя”, где роли распределены очень интересным образом.
Это был телевизионный спектакль, поставленный режиссёром Юрием Сергеевым в 1971 году. Информации об этом человеке крайне мало. Известно, что он специализировался на постановке телеспектаклей, которых у него около 10-ти: “Христиане” и “На краю земли”, “Самоуправцы” и “До новых встреч!”, “Свадьба как свадьба” и “Светлые ожидания”, “Письма XII века” и “Осторожно, листопад!” (к слову, очень актуальное название для нынешнего сезона).
Возможно, кому-то из читателей эти названия знакомы.
Последним фильмом режиссёра Сергеева стала двухсерийная картина “Проводы”, снятая в 1978 году и собравшая таких известных артистов, как Людмила Зайцева, Игорь Ледогоров, Николай Волков-старший и другие.
Кто же сыграл у Сергеева Д’Артаньяна? А вот кто: Армен Борисович Джигарханян! Что ж, с какой-то точки зрения, это вполне органично, ведь и у Д’Артаньяна на конце фамилии “ян”, и у Джигарханяна. С другой стороны, после Боярского сложновато представить себе бойкого гасконца в исполнении Джигарханяна (хотя в приключениях мушкетёров 20 лет спустя он уже и не настолько бойкий).
Выглядело это так:
Сам Армен Борисович, на тот момент всего-навсего 35-летний мужчина (Д’Артаньяну во второй части трилогии Дюма было 40), в статье “Есть мушкетёры? Есть!” в журнале “Неделя” (№ 21 за 1971 год, рубрика “Премьеры голубого экрана”) говорил следующее:
Я с детства люблю Д’Артаньяна, но этот образ в новом телевизионном спектакле “Двадцать лет спустя” мне особенно мил и понятен, так как в нём отсутствует бравада, много мудрого юмора, философское отношение к жизни. Он воюет за справедливость, за правду, как бы ни была опасна эта война.
Роль Атоса была поручена на тот момент заслуженному артисту РСФСР Олегу Стриженову, известному по фильмам “Капитанская дочка”, “Оптимистическая трагедия”, “Его звали Роберт”, “Неподсуден” и другим:
А вот Вениамин Смехов, сыгравший Атоса в фильме 1978 года, изображал в этом телеспектакле Арамиса!
Что касается Игоря Старыгина, который сыграл Арамиса у Юнгвальд-Хилькевича, то здесь он задействован в качестве виконта де Бражелона, то есть сына Атоса.
Что и говорить, мир тесен.
А вот Портоса — этого большого мушкетёра с отличным аппетитом — сыграл заслуженный артист Белорусской ССР Роман Филиппов. Вы этого актёра прекрасно знаете — хотя бы по роли в “Бриллиантовой руке”:
Там он настойчиво интересуется у героя Никулина, зачем тот сбрил усы, а также произносит бессмертную фразу:
“Будете у нас на Колыме — милости просим!”.
В телефильме “Двадцать лет спустя” Роман Филиппов выглядел так (на фото с Д’Артаньяном-Джигарханяном):
В роли кардинала Мазарини снялся знаменитый артист-долгожитель, звезда фильма “Свинарка и пастух” и Театра Российской (Советской) армии — Владимир Зельдин, в роли королевы Анны Австрийской — Татьяна Доронина, в образе герцогини же Шеврез выступила Руфина Нифонтова.
Фильм состоял из трёх серий имел продолжительность 3 часа 35 минут. Его премьера состоялась в субботу, 22 мая 1971 года на 1 й программе Центрального телевидения СССР. В тот день зрителям была показана 1-я часть телеспектакля. Его окончание можно было увидеть на следующий день, в воскресенье, 23 мая.
Небольшое лирическое отступление: к слову, забавно, что в 1977 году бывшего Д’Артаньяна — Джигарханяна – и будущего Д’Артаньяна — Боярского — кинематограф соединил в телефильме “Собака на сене”
К сожалению, сегодня разыскать телеспектакль “Двадцать лет спустя” невозможно. По одним данным, он исчез с архивных полок ещё в 1989 году — вроде как плёнки были украдены.
Другая версия, озвученная художником-постановщиком телеспектакля Ларисы Мурашко, пожалуй, правдоподобнее: “Двадцать лет спустя”, записанные на видеомагнитофонную плёнку, были безвозвратно стёрты.
Дело в том, что в те годы наблюдался дефицит плёнки, и если фильм признавался “не особо ценным”, то его стирали, чтобы использовать плёнку повторно. К примеру, такая же незавидная участь постигла другой телеспектакль — снятый в 1969 году Михаилом Козаковым “Удар рога”, где главную роль — молодого тореадора — играл Олег Даль.
А вы смотрели телеспектакль “Двадцать лет спустя”?
Источник