6 мая 1932 года в Москве родился Александр Белявский: один из немногих актеров, кого по праву можно назвать звездой как советского, так и российского кинематографа.
В голливудском кино он тоже снялся: вместе с такими звездами, как Бен Аффлек и Морган Фриман в фильме “Цена страха”, сыграв российского адмирала. Это была одна из его последних киноработ в 2002 году.
Если судить по богатой творческой биографии актера, его востребованности у режиссеров и популярности среди аудитории, можно подумать, что Александр Белявский был баловнем судьбы. Но на самом деле его жизнь была далеко не безоблачной…
Ранние годы
Детство Александра пришлось на годы войны. В 1949 году окончил московскую школу № 468. “Тот не жил полной жизнью, кто не знал бедности, любви и войны” – любимый афоризм Белявского.
После школы он поступил в Московский институт цветных металлов и золота на геологоразведочный факультет. В институте на одном из студенческих вечеров он встретил Валентину, учившуюся на металлурга.
После двух лет свиданий они решили пожениться. Свадьбу сыграли в 1955 году и вскоре поехали по распределению в Иркутск. В середине 50-х Белявский работал в “Сосновгеологии”.
Белявский принимал участие в геологических экспедициях и проработал по специальности три года. А потом любительские постановки в театре, в которых он постоянно участвовал, так его увлекли, что он задумался о смене профессии.
В 1957 году Александр Белявский поступил в Щукинское училище. Его однокурсниками были Людмила Максакова, Вениамин Смехов, Александр Збруев, Зиновий Высоковский. Уже на втором курсе Белявский сыграл свою первую роль в кино.
Путь к успеху
А главная роль в фильме “Спасите наши души” принесла ему первую популярность. Получив диплом, начинающий актер был принят в труппу Театра Сатиры, стал очень много сниматься в кино, и благодаря запоминающемуся голосу, сразу был приглашен на озвучивание кинофильмов.
Через несколько лет Белявский перешел в труппу театра им. К. Станиславского. В 1966 году Белявский влился в труппу Театра-студии киноактера.
Успех Александр Белявский ощутил после выхода на экраны нескольких картин:
- драмы “Прерванный полет” – летчик Миронов,
- киноленты “Их знали только в лицо” – капитан-лейтенант Кулагин,
- экранизации “Иду на грозу” – ученый Крылов.
Военная форма была очень ему к лицу, и выгодно подчеркивала статную фигуру.
Далее были:
- “Четыре танкиста и собака”,
- “Кабачок “13 стульев”,
- “И снова Анискин…”,
- “Место встречи изменить нельзя”,
- “Ирония судьбы, или С легким паром!”
– все проекты с его участием пользовались невероятной популярностью.
Роль Фокса стала его визитной карточкой, хотя сам актер не ожидал того, что “Место встречи изменить нельзя” станет культовым фильмом:
“Если бы я знал, тогда, что этому фильму уготована такая слава… Мы не ждали такого оглушительного успеха. Считал это обычной работой, по ходу которой, конечно, возникали некоторые трудности. Например, в сценарии было написано: “Фокс входит в ресторан и звериным чутьем понимает, что здесь ловушка”. А как сыграть это звериное чутье? Но меня Говорухин быстро успокоил: “Саша, ну что ты? Уйдешь в окно, и все поймут, что у тебя звериное чутье”.
После роли в фильме “Место встречи…” у пивных ларьков мужчины кричали: “Фоксу без очереди!” Роль Фокса стала его визитной карточкой.
Несмотря на успех, Белявский считал, что эта роль сломала его кинокарьеру — после этого многие режиссеры чаще приглашали его на роли отрицательных персонажей.
Короткая судьба первого сына
У Александра Борисовича и Валентины Викторовны долгожданный первый ребенок родился лишь через восемнадцать лет их совместной жизни. Супруге к тому моменту уже исполнилось 39 лет. Сына назвали Борисом, в честь отца Александра. Белявские, у которых долго не получалось обзавестись детьми, в нем души не чаяли.
Чтобы ребенок был под присмотром, для него даже наняли няню. Но халатность няньки привела к трагедии. Дело было на даче под Нарофоминском. Сын Белявских на секунду остался без присмотра няни и родителей.
21 июня 1975 года Боря, заигравшись, он упал в пруд и утонул. Ему было два года и три месяца. Осталась только аудиокассета с записью, где Боречка читает стихи Чуковского. Родители чуть с ума не сошли от горя. Каждый день ездили к любимому сыну на кладбище.
Белявский не мог и не хотел работать, жена чуть ли не насильно возила его на съемки и репетиции, чтобы хоть как-то отвлечь от черных мыслей. Учитывая то, что Валентина этого ребенка родила с большим трудом, он был уверен, что больше детей у них не будет.
Депрессия и неожиданное счастье
Белявский впал в тяжелейшую депрессию. Начал выпивать. Отдалился от жены и друзей. Он проклинал себя за то, что доверил сына постороннему человеку, не находил сил жить дальше.
Жена актера впоследствии рассказывала, что в какой-то момент тоже начала сдавать. И в конце концов сказала мужу: если он не возьмет себя в руки, если он не в состоянии пережить эту беду, то им стоит взяться за руки и вдвоем выпрыгнуть с балкона.
Белявского эти слова отрезвили. У Александра Борисовича появилась идея взять малыша из детского дома. Вскоре пара взяла из детдома мальчика двух лет.
Маленький Андрюша принес в дом спасение. Ребенок отставал в развитии, как и все детдомовские ребятишки. Они старались дать ему все, что могли и конечно же свою нерастраченную любовь.
Поменяли ему дату рождения, фамилию, отчество, чтобы даже если он когда-нибудь захочет выяснить, как появился на свет, это стало бы крайне сложной задачей.
Андрюша был подкидышем, его оставили под дверью чужой квартиры. По детдомовским документам его звали Сережей Мальчиковым.
Вскоре после того как супруги забрали Андрюшу из детского дома, выяснилось, что Валентина беременна. Дочь появилась на свет, когда Валентине Викторовне исполнилось сорок три года, а Александру Борисовичу – сорок четыре.
Валентина Викторовна из лаборатории, где она работала, после родов уволилась, потому что никаких нянь органически переносить не могла. В ней прочно поселился страх, не позволявшей оставить детей на чужого человека. Дочку решили назвать Надеждой.
Пока Валентина находилась дома с малышкой, Александр Борисович стал брать Андрюшу с собой на съемки. Андрей крутился на площадках картин “И снова Анискин” и “Место встречи изменить нельзя”.
Мальчик приезжал с горящим взглядом и воплями: “Мне даже разрешили подержать настоящий пистолет!” Жизнь вошла в колею, все складывалось хорошо.
Развод
Но вновь воцарившаяся семейная идиллия продлилась недолго. Отношения между Александром и его женой не были безоблачными – он никогда не скрывал свою любовь к прекрасному полу, и частенько увлекался поклонницами.
Она все знала, но предпочитала сохранить семью, закрыв глаза на мимолетные интрижки мужа. Ведь всегда возвращался домой, приносил цветы, подарки, игрушки детям, и она прощала, пока он не влюбился настолько сильно, что захотел уйти к другой женщине.
Развод был болезненным для обоих, они прожили в браке двадцать восемь лет. Валентина осталась одна с двумя детьми – семи и девяти лет. Белявский купил однокомнатную квартиру и поселился в соседнем подъезде.
Поначалу ребята спрашивали: “Когда же папа вернется?” Валентина Викторовна боялась травмировать детей и отвечала: “Все будет хорошо. Вот отснимется и приедет”. Александр Борисович, когда он был не в отъезде, к детям приходил каждый день.
С удовольствием катался с ними на лыжах, санках. С Надей они обычно играли в шахматы. Он брал детей в поездки, с Андреем и Надей ездил не только по России, но и в Польшу и в Финляндию. Помогали с детьми и родители Александра Борисовича.
Снова беда
Белявский несколько раз заводил разговор с экс-супругой о том, что Андрею надо рассказать правду о его происхождении. Женщина так и не смогла на это решиться. Когда парню исполнилось пятнадцать, их сосед по даче сказал Андрюше, что он приемный сын.
Андрей воспринял это очень болезненно. Причем сказал не сразу, какое-то время переживал в себе. “Думаю, я больше не буду называть тебя мамой!” – сказал однажды Андрей. “Хорошо, пусть так, – согласилась Валентина. – Называй меня как хочешь. Только это ничего не изменит. Вы по-прежнему мои дети, и точка!”
“Ты мне не родная!” – не унимался Андрей. “А мне кажется, что роднее, чем мы с Надей, у тебя никого нет… Разве не так?” – Валентина Викторовна старалась сохранять спокойствие изо всех сил. Но ни рассказы о том, что растили его с двух лет и полюбили сразу, как увидели, ни другие увещевания не помогали.
Андрей стал приводить домой каких-то ребят, с которыми знакомился на вокзалах, улицах… На вопросы, что это за мальчики и давно ли Андрей их знает, с вызовом отвечал: “Может, это мои настоящие братья!”
Андрею не хватало мужского воспитания, твердой направляющей руки, а отец жил в том же доме. Александр Борисович был уже женат на Людмиле. А Валентина замуж больше не вышла, посвятила себя детям.
Белявский пытался поговорить с Андреем, но тот не хотел слушать. Если что-то не нравилось – хлопал дверью. Как-то бросил зло: “Что ты все учишь? Ты мне не отец!”
Андрей увлекался туристическими походами, группой “Кино”, рок-музыкой, мог сорваться и уехать в Ленинград, никого не предупредив. Его жизнь закончилась трагически. В двадцать лет он выпал из окна. Это был несчастный случай.
Расплата здоровьем
После похорон Андрея Александру Борисовичу стало плохо с сердцем, его пришлось госпитализировать. Смерть Андрея сильно подкосила Белявского, в тот момент он сам был близок к тому, чтобы свести счеты с жизнью.
Дочь Надя поступила во ВГИК на экономический факультет, на заочное отделение на четвертом курсе познакомилась с будущим мужем. Надя вышла замуж и вскоре родился сын Костя. Через несколько лет у Нади и ее мужа появился второй ребенок – сын Алексей.
Во втором браке у Белявского долгое время не было детей. Но когда супруги уже не надеялись на чудо, в августе 2003 года у них с Людмилой появилась дочка Саша.
Александру Борисовичу на тот момент был 71 год, а его жене 52 года. Но наслаждаться семейным счастьем им пришлось недолго – вскоре у Белявского случился инсульт.
Последствия инсульта были очень тяжелыми, у него отсутствовала речь и были парализованы правые конечности. Актеру пришлось заново учиться ходить и говорить.
Борьба за жизнь
В фильме “Ирония судьбы-2” он сыграл свою роль без слов – на тот момент у него еще не восстановилась речь. В течение восьми лет любимец публики мужественно боролся за жизнь, но полностью восстановиться ему так и не удалось – он с трудом ходил, забывал слова, плохо говорил.
Актер больше не мог сниматься в кино и выходить на сцену театра. Из-за того, что он не мог обеспечивать семью, и из-за ощущения собственного бессилия Белявский сильно переживал.
Родившаяся дочка давала ему мощнейший стимул для того, чтобы бороться за жизнь. Он никогда не жаловался и находил повод для радости даже в мелочах.
Почти девять лет боролся с болезнью, проходил курсы реабилитации. Но Александр Борисович понимал, что становится обузой для родных.
8 сентября 2012 года случилась трагедия: 80-летний актер выпал из окна своего дома. Семья жила на втором этаже, и тот факт, что Белявский оказался на лестничном пролете пятого этажа, заставил многих поверить в то, что это было самоубийство.
Однако близкие актера уверены: он боролся за жизнь и был жизнелюбом и ни при каких обстоятельствах не мог сознательно пойти на такой шаг.
Дочь и жена Белявского склонялись к версии несчастного случая – из-за болезни у него случались утраты сознания и приступы головокружения, он мог выглянуть в окно и потерять координацию. На похороны актера пришли обе его семьи, обе супруги. Смерть Александра Борисовича примирила их.
Александр Борисович Белявский снялся более чем в ста кинофильмах и телесериалах, наиболее известными из которых стали:
- “О бедном гусаре замолвите слово”,
- “Юность Петра”,
- “Рожденная революцией”,
- “Ирония судьбы, или С легким паром!”,
- “Место встречи изменить нельзя”.
Из работ более позднего периода удачными стали роли:
- Леонида Брежнева в фильме режиссера Игоря Гостева “Серые волки” (1991),
- адмирала из комедии Романа Кочанова “ДМБ” (2000),
- криминального авторитета по кличке Король в фильме Егора Кончаловского “Антикиллер” (2001),
- российского адмирала в блокбастере Фила Алдена Робинсона “Цена страха” (2002),
- Виктора Петровича в телесериале “Бригада”,
- Василия Долгорукого в исторической драме Светланы Дружининой “Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII”.
Он был одним из ведущих актеров дубляжа кинофильмов в 1980-е годы, в том числе стал российским голосом британского комика Бенни Хилла.
По злой иронии судьбы Александр Борисович повторил судьбу своего приемного сына Андрея.
Источник