Режиссер Паоло Пазолини назвал фильм «чудом классики», а Лайза Минелли подростком посмотрела «Балладу» шесть раз подряд от начала до конца.
Цензура чиновников
Григорий Чухрай снял много пронзительных фильмов про войну. Он знал ее как никто другой. Воевал в составе воздушно-десантных частей на Южном, Сталинградском, Донском, 1-м и 2-м Украинских фронтах.
Поэтому, когда директор киностудии начал кричать, что Чухрай не уважает Советскую Армию, если снимает такое кино про войну, режиссер не выдержал и обозвал того сукиным сыном.
Очень скоро Чухрая заставили положить партбилет на стол. А фильм, как обычно это бывало, уже готовы были закинуть на самую дальнюю полку кинематографической истории.
Но Чухраю, а, главное, зрителям повезло. Как гласит одна из легенд, сначала фильм случайно увидел Алексей Аджубей, в те года главред «Известий» и зять Хрущева. А уже Аджубей показал картину тестю.
Когда Никита Сергеевич несколько раз пересмотрел «Балладу о солдате», тут же приказал отправить ленту в Канны. Через год Чухрай получил Ленинскую премию и был восстановлен в партии.
Поначалу «Баллада о солдате» появилась в ограниченном прокате, но зрительский успех заставил пересмотреть прокатную категорию.
Фильм вышел на большие экраны в 1961 году и имел ошеломляющий успех не только в СССР, где ее посмотрели более 30 миллионов зрителей.
«Баллада» стала абсолютным чемпионом среди премированных отечественных фильмов, получив 101 международную премию, среди которых две премии Каннского кинофестиваля (1960) и номинация на «Оскар» за лучший сценарий.
Сценарий писали два фронтовика
Такой сильный и нестандартный сценарий могли написать только люди, которую видели войну своими глазами. Режиссер фильма Григорий Чухрай и сценарист Валентин Ежов прошли войну, поэтому сразу нашли общий язык. Они написали рассказ об обыкновенном молодом солдате, практически бывшем школьнике, который не совершил никакого подвига, но при этом сделал так много, сколько не каждому удается.
После долгих согласований «на верху», работа над фильмом, наконец, началась. Олег Стриженов и Лилия Алешникова — актеры, которые должны были сыграть в фильме главные роли, если бы не несчастный случай, который произошел с режиссером.
В первую неделю съемок Чухрай попал под машину и получил тяжелые переломы ноги и ключицы. За время, которое режиссер провел в больнице, он понял, что ошибся с выбором актеров на главные роли.
Стриженову было уже 30 лет, а его Алешке не исполнилось и двадцати. Чухрай твердо решил, что ему нужны совершенно новые, никому не известные лица и начал искать кандидатуры.
Оказалось, не так-то просто подобрать дуэт актеров, который соответствовал бы тому идеальному образу, который Григорий Наумович уже нарисовал себе в голове. Поиски дебютантов были трудными и долгими. Сроки начала съемок постоянно сдвигались, что очень раздражало начальство и коллег режиссера.
Первые роли в кино и сразу международный успех
Наконец, Чухрай нашел своего Алешу Скворцова – молодого студента ВГИКа Владимира Ивашова. Роль в «Балладе» стала для него первой работой в большом кино и сразу же принесла не просто всесоюзную, а мировую славу. Владимир Ивашов даже назвал Алексеем своего первенца — сына от актрисы Светланы Светличной. Не менее сложными были и поиски партнерши.
Шла в массовку, а попала на главную роль
Для первокурсницы Школы-студии МХАТ Жанны Прохоренко роль Шуры тоже стала дебютом. Тогда Жанна провалила пробы на эпизод в другом фильме и решила зайти попробовать попасть в массовку к Чухраю. Режиссер сразу выделил девушку из толпы.
Именно такой он видел свою героиню — с не запоминающейся внешностью, но при этом не похожую на других. Начинающая актриса так хотела играть в «Балладе», что оставила учебу в школе-студии МХАТ. Чухрай потом помог Прохоренко перейти во ВГИК. К сожалению, ее дальнейшая карьера оказалась не слишком успешной и практически не принесла актрисе больших ролей.
Но тогда американская пресса писала:
«Голливудским звездам, готовившим юных актеров, следовало бы сесть со своими питомцами на первый самолет в Москву и устроить их в институт, раз там делают таких актеров из девятнадцатилетних юнцов».
Интересный факт
Главные роли в фильме были отданы молодым и неопытным актерам. А вот на второстепенных ролях и в эпизодах задействовали маститых актеров, настоящих звезд: Георгия Юматова, Евгения Евстигнеева, Льва Борисова и других.
Киностудия все время пыталась исправить фильм
Во время съемок Григорию Наумовичу пришлось очень нелегко. Мало того, что его все время подводило здоровье — выйдя из больницы после переломов, он почти сразу же заболел брюшным тифом.
Так еще и киностудия все время пыталась перекроить фильм по стандартным лекалам историй про войну. Начальству казалось, все, что происходит в картине слишком мелко, пессимистично и совершенно не эпично.
Договорились до того, что сцена, в которой солдат Алеша бьет по лицу человека подрывает авторитет Советской армии. А из-за сцены с неверной солдатской женой и вовсе остановили съемки.
Интересный факт
В фильме Алеша носит погоны. На эту историческую неточность Чухрай пошел сознательно. Он прекрасно знал, что в то время, которые описываются в картине солдатам не были положены погоны. Но режиссер хотел, чтобы в этом юноше видели собирательный образ русского солдата-освободителя.
Единственный претендент на «Оскар» за сценарий
«Баллада о солдате» стала единственной отечественной картиной за 7 десятилетий существования премии «Оскар», которая получила номинацию за лучший оригинальный сценарий. Увы, статуэтка не досталась сценаристам, но для Григория Чухрая и Валентина Ежова это стало наивысшей оценкой их работы.
Источник